Доклад "Понятие экологического воспитания"
Оценка 4.8

Доклад "Понятие экологического воспитания"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
экология
18.05.2022
Доклад "Понятие экологического воспитания"
Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.
Понятие экологического воспитания.docx

Доклад на тему:                                                                                                                                                    Понятие экологического воспитания

Булатова Ландыш Илгизовна

ГБОУ «Новокашировская санаторная школа – интернат»

Мир природы - это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

Однако возрастные особенности младших школьников вызывают и ряд трудностей в их воспитании, обусловленных изменением ведущего вида деятельности с игровой на учебную, постепенной сменой наглядно-образного мышления абстрактным, развитой потребностью к труду в природе при отсутствии соответствующих умений и навыков.

Изучив «Программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Татарстан» можно выделить следующие условия воспитания экологической культуры личности:

- сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;

повышение экологической культуры педагогов;

практическая деятельность обучающихся по охране природы;

взаимодействие учреждений образования с промышленными и

сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и

общественными организациями и объединениями, субъектами

природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности, экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых,: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

А) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

е) длительность;

ж) сложность;

з) скачкообразность;

и) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания;

а) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

б) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

в) воспитание устойчивой воли;

г) формирование значимых целей экологической деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных качеств и твёрдой воли в осуществлении природоохранной работы. В процессе экологического воспитания формируется экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, общения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы.

Экологическое сознание выполняет важные функции:

просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека;

развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости; делать выводы, обобщения и заключения;

воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе;

организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся;

Эффективная реализация функций экологического сознания ведёт к формированию у школьников экологической культуры, которая включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил отношения к природе, умений и навыков её изучения и охраны.

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом:

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Л.П. Салеева - Симонова определяет экологическую культуру, как качество личности, компонентами которой являются:

интерес к природе и проблемам её охраны;

знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

формирование знаний о единстве природы, её значение для жизни человека, о взаимодействии в системе человек - природа - общество;

формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам.

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

Список использованной литературы

1.      Аквилева Г.Н., Клипинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений средне профессионального образования педагогического профиля. - М.: Гумонитарное издание центра Владос, 2001. - 240 с.

2.      Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Владос, 2002. - 192с.


 

3.     

Доклад на тему :

Доклад на тему :

В сущности, экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания

В сущности, экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания

Экологическое сознание выполняет важные функции: просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека; развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать…

Экологическое сознание выполняет важные функции: просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека; развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать…

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2022