Доклад на тему:
«Преподавание родного языка по ФГОС»
Учитель родного языка и литературы
МКОУ прогимназия «Орленок»
Арслангереева Д. М.
Бабаюрт.2019г
«По отношению человека к своему родному языку
Можно, совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
К.Г.Паустовский
Мы живем в прекрасном уголке земного шара, где Всевышний собрал все прелести Земли и где живут дружно и в равенстве много разных национальностей. Народ Дагестана на своем пути встречал очень много трудностей и преодолел их. И на пути к цивилизации мы обнаруживаем, что по этой тропинке мы теряем свои родные языки. Мы у разбитого корыта и ищем способы спасать это корыто. В этот век высоких технологий, может мы найдем средство заклеить это корыто накрепко. А может нам поможет ФГОС.
Обнаружив, что наши дети не подготовлены к самостоятельной жизни, министерство образования создал новую программу нового поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. Как мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи. И родной язык с его ценностями только поможет создать такую личность.
Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к результату образования;
-требований к структуре основных образовательных программ;
-требований к условиям реализации стандарта.
Министерство образования издает много интересных материалов, особенно для начальной школы. Много яркого красивого для детей интересного. Нам родникам остается только мечтать. Но используя и проектную доску, интернет, подгоняя старые учебники по своим требованиями создаем интересные уроки.
В новом стандарте чётко обозначены требования к результатам образования:
Личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;
Если говорить о мотивации к изучению родного языка у учеников городских школ, где родители просят перевести ребенка в другую группу большое значение играет роль личности учителя. Как учитель встретит их на первом уроке, сумеет зажечь ученика – эта главная задача в мотивации. Кумыкский язык, где каждый звук выдает эмоциональную окраску, он очень красив, содержателен. А для городских детей, которые изучают родной как иностранный, он очень трудный – и наша цель, чтобы этим детям не стало страшно, а наоборот заинтересовало их. Также связь с родителем, с бабушкой или дедушкой имеет большое значение, я постоянно стараюсь держать с ними контакт.
Я искренне верю. Что урок родного языка и литературы, способен морально укрепить личность. Я не стану отнимать время перечисляя эти методы.
Отмечая задачу формирования внутренней позиции, самоуважения, самооценки ученика на уроках родного языка можно перечислить ряд методов которые способствуют этому. Начиная с первого урока, ребенок учится давать себе оценку, и начинаем мы это с позитивного. Какую бы работу мы не проводили, стараемся, чтобы ребенок использовал такие слова, которые побуждают самоуважение, ибо человек, уважающий себя, не будет наносить боль другому человеку, а также ребенку приятно запоминать такие слова. Цель моих уроков воспитать в ученике самоуважение, и уважение к своему родному краю. И в дидактических материалах, и в любых других работах параллельно идут эти две красные линии, самоуважение, и уважение к своему краю и народу.
2. Второй группой требований является - достижение метапредметных результатов, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации; На уроках родного языка и литературы, не трудно решать вопросы формирования личностного характера. Сформировать умения учиться, достичь предметных результатов для нас, учителей городских школ, когда нет, не только методической литературы, но и даже трудно достать простые учебники, когда у детей по другим предметам яркие интересные книги, и рабочие тетради – не легко. Но нам нужно доказать и детям и родителям и даже коллегам, что родной язык интересен и увлекателен. И мы находим разные способы и методы, прибегая к помощи методики преподавания английского языка, русского языка. Выводим материал на проектные доски, при этом стараемся, чтобы эти работы были красочные и интересные.
Также, благодарна ксероксному аппарату за то, что на ней можно создать раздаточный материал. И при этом очень важно чтобы материал, тема урока ученикам был интересен, актуален, и чтобы дети смогли выразить свои мысли на родном языке. А не освоив элементарные грамматические правила, они с этой задачей не справятся. Неоднородность состава учащихся настоятельно требует поисков трудов и средств, позволяющих построить обучение таким образом, чтобы все ученики в силу своих возможностей овладевали программным материалом. Одним из таких путей является организация дифференцированного подхода к различным группам учащихся с учетом их потенциальных возможностей и характера затруднений. Продуктивность работы по результатам требований второй группы, выводит и к результатам требований третьей группы - это предметные результататы, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Выполняя эту задачу мы проводим не только разные интересные здоровьесберегающие меры, но работаем в контакте с учителями биологии и физкультуры. Проводим уроки на природе.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое.
В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Дагестана. И я считаю, огромную роль в этом сыграет изучение родного языка и литературы.
2019год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.