Доклад "Принципы составления технологической карты по истории"
Оценка 4.8

Доклад "Принципы составления технологической карты по истории"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
история
10 кл—11 кл
05.11.2020
Доклад "Принципы составления технологической карты по истории"
Доклад Принципы составления технологической карты урока ИСТОРИИ.docx

ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»

 

Доклад

«Принципы составления технологической карты урока истории»

 

http://900igr.net/up/datas/130779/005.jpg

 

 

 

 

 

Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории

 

Сентябрь 2020г.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.

Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

— наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;

— учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;

— критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

Технологическая карта урока и её структура

В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

·         должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

·         должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

·         должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

·         должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

·         должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.

Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.

Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.

Благодаря технологической карте урока учитель может видеть и контролировать:

·         конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;

·         соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);

·         порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.

С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:

·         название темы занятия, общей тематики раздела с указанием часов, отведенных на ее изучение;

·         список предметных, личностных, метапредметных результатов учащихся;

·         метапредметные связи в рамках курса;

·         указание форм работы на уроке;

·         этапы изучения темы с указанием целей и прогнозируемых результатов (в т.ч. практические и диагностические задания).

В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:

1.     Организация класса.

2.     Проверка домашнего задания.

3.     Актуализация знаний.

4.     Ознакомление с новым материалом.

5.     Первичная проверка изученного материала.

6.     Закрепление.

7.     Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.

8.     Обобщение и систематизация.

9.     Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

·         реализовать планируемые результаты ФГОС;

·         системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·         проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·         реализовывать на практике межпредметные связи;

·         выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

·         этапы урока;

·         время;

·         деятельность учителя;

·         деятельность обучающихся;

·         методы, приемы и формы обучения;

·         прогнозируемый результат образовательной деятельности;

·         учебно-методическое обеспечение.

 

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы обучения

Прогнозируемый результат

образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение



 

Алгоритм составления технологической карты

1.     Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2.      Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.     Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

4.     Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников — одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.

5.     Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

6.     Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

— что контролировать;

— как контролировать;            

— как использовать результаты контроля.

7.     Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.      Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Рассмотрим рекомендации методистов по составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.     Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:

Предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

2.     Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия.

3.     При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.     В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.     Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.     Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.     После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.     Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ урока (как системный, так и аспектный). Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

 

Список источников:

1.     Федеральный закон «Об образовании в РФ». – М.: Проспект, 2013.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образ-я и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

3.     Громова В.И.Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582

4.     Зайцева И.И.Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf

5.     Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/


 

6.    

ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»

ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой,…

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой,…

Проверка домашнего задания. 2

Проверка домашнего задания. 2

Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок

Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок

Тип урока: Прогнозируемые результаты: личностные метапредметные предметные

Тип урока: Прогнозируемые результаты: личностные метапредметные предметные

Список источников: 1.

Список источников: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020