Доклад «Развитие познавательных способностей у младших школьников»
Оценка 4.9

Доклад «Развитие познавательных способностей у младших школьников»

Оценка 4.9
doc
27.06.2024
Доклад  «Развитие познавательных способностей у младших  школьников»
Доклад «Развитие познавательных способностей у младших школьников».doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовский район, Республика Дагестан

                                                

                                      Утверждаю

         Директор:_________/Черников А.Г./

 

 

ДОКЛАД

на МО учителей начальных классов

на тему:

Picture background«Развитие познавательных способностей у младших  школьников»

Подготовила:  Рамалданова Мухлисат Хидирнебиевна,

учитель начальных классов

 

 

2020-2021 уч.г.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Ш.А. Амонашвили.

 

     Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят  дальнейшие пути развития ребенка.

    В   настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить  мышление  человека, повысить коофициент его полезного действия, использовать возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие и не подозревают. В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.  Познавательный интерес – направленность личности на предметы и явления  окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным  знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит  поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет.                    Поэтому поисковая деятельность ученика совершается  с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем,  радость от удачи. Познавательный интерес  положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса  приобретают активность и направленность.

   Познавательный интерес – один из главных мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более  продуктивно. Познавательный интерес  при правильной педагогической  организации деятельности обучающихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.    Когда ребенок не хочет заниматься, то приносит массу хлопот и огорчений учителю.

   Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Когда ребенок приходит в школу и занимается с удовольствием, то и дело идет по - другому. Активизация познавательной  деятельности ребенка  без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.

 

Слайд № 3.

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том  числе и  познавательных способностей.

 

Слайд № 4.

  Существуют объективные показатели уровня познавательных способностей. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.    

           С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

     Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего обучающегося  лежит на плечах учителя.

 

Слайд № 5.

Задача учителя, формирующего познавательную способность:

-  быть внимательным к каждому ребенку;

-  уметь увидеть, подметить у обучающегося малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

-  создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

 

Слайд № 6.

И  хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной активности - не самоцель.

 

Слайд № 7.

Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

 

 Развитие  человеческих  задатков, превращение  их в способности – одна  из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить  свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные  способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать   самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

 

Что бы добиться этой цели, мне помогает моя цель, которую я ставлю перед каждым уроком  – показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Поэтому стала соблюдать следующие условия:

    1. Для организации учебного труда обучающихся, способствующего        развитию интереса к изучаемому предмету и самому процессу     умственного труда, необходима деятельность, соответствующая возрастным особенностям и возможностям младшего школьника.

 

Учебный материал, предлагаемый обучающему:

      а) должен быть трудным, но посильным,  разнообразным,  ярким и эмоциональным, целесообразным, связанным с предшествующим;

      б) учитывать индивидуальный уровень интеллектуального и  психического развития ребенка,  дифференцированный подход     к   организации  обучения;

       в) удовлетворять потребностям в общении и сотрудничестве   с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

    г) формировать у обучающихся правильную оценку своих возможностей, побуждать и закреплять стремление к самосовершенствованию;

   д) использовать комбинацию традиционных и нетрадиционных, групповых и индивидуальных, фронтальной и парной работы на уроке.

     2. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Существенным условием организации творческой познавательной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников является чувственная мотивация. Это - прежде всего, ощущение обучающимися чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами;

- создание атмосферы, в которой дети могут применять свои знания и     умения на пользу другим и себе;

- учение "без опасности", способствующее развитию интеллектуальной активности, выходу за пределы заданной ситуации.

      3. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

        В ходе работы я пришла к выводу, что развитию познавательных способностей детей в начальной школе может способствовать      комплексная система заданий, занятий, упражнений.

         Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым.

        Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес  к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В моей методической  копилке очень много тестов, позволяющих проводить диагностику        общих интеллектуальных способностей, мышления, памяти, внимания, воображения, много заданий и упражнений для развития умственных способностей, различных игр, позволяющих активизировать и развивать  познавательные способности. 

Очень  большим подспорьем является пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам»

           Я веду в 4 классе внеурочную деятельность «Умники и Умницы».         В её основу входит работа по  рабочим тетрадям     О. Холодовой. Данное пособие включает систему работы по развитию познавательных способностей детей.

          Оно ориентировано на детей  6-10 лет и помогает   им освоить программу общеобразовательной школы. Упражнения,  выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение;

- способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.      Занятия построены таким образом,  что один вид деятельности сменяется  другим. Это позволяет сделать работу  детей    динамичной,     насыщенной   и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения     заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

 

Слайд № 8.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М.,

Издательство «Ось-89», 2007.

2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.

3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.

4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.

5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.

6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.

7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996

8. В.Д.Шадрикова «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.

9.Л.Б.Ермолаева -Томина и ее рабочая программа развивающего обучения

(М.1994 г.)

10. Статьи из журналов «Начальная школа»:

- № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»

- № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»

- № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений»

- № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»

- № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»

- № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»

- № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» (из опыта работы)

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей…

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей…

Активизация познавательной деятельности ребенка без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна

Активизация познавательной деятельности ребенка без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна

Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни

Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни

Все эти процессы взаимосвязаны

Все эти процессы взаимосвязаны

Литература 1. А.Ф.Ануфриев, С

Литература 1. А.Ф.Ануфриев, С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024