ДОКЛАД
Развитие творческих способностей детей как средство социализации личности
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
С начала жизненного пути
ребенок участвует в процессе социального взаимодействия. Первичный опыт общения
- малыш приобретает еще до того, как обрел способность воспроизводить
звуки.
Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности
посредством освоения социально - ценностных ориентаций общества, культуры,
исторического опыта, принятых правил и норм
поведения.
В педагогике термин
«социализация», как правило, связывают с понятиями «обучение» и
«воспитание».
Высокий уровень социализации
человека является важным показателем степени его адаптации к жизни в обществе. Наши
воспитанники постепенно совершенствуется под влиянием окружающих людей,
адаптируется, приучается нести определенную ответственность за свои действия.
В современном обществе
востребован активный индивид с высокоразвитыми творческими способностями,
гармонично взаимодействующий с окружающими, эффективно и грамотно решающий
поставленные задачи.
Социальное развитие личности
формируется в деятельности от самовосприятия к самореализации и социально
ответственному поведению.
Именно в период обучения берет свое начало процесс социализации
личности ребенка. Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями
бытия: миром людей, предметов и явлений природы.
Инновационные процессы,
проходящие в системе образования, в первую очередь направлены на создание
механизмов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально
развитой личности, формирование активной жизненной позиции каждого из
воспитанников. Именно в школе реализуется адаптационный период социальной жизни
человека.
В период обучения в
школе, социальное окружение способствует формированию системы ценностей и
привычек детей, вырабатывается характер, усваиваются нормы, развиваются
социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это
предопределяет стиль жизни и жизненный план
человека.
Целью деятельности педагогического
сообщества является развитие у обучающихся навыков, нужных для адекватного
поведения в обществе, содействующих созданию оптимальных условий для развития
личности ребенка.
В процессе
становления личности заметную роль играют разнообразные виды творческой
деятельности. Творчество является механизмом совершенствования и прогресса в
любой сфере деятельности.
Навыки работы по заданному
образцу и с учетом определенных правил, выполнение инструкций педагога
формирует необходимый фундамент для развития определенных навыков
взаимодействия с товарищами и окружающими взрослыми, но и является
залогом будущей успешной учебной деятельности.
Занятия творчеством приучают наших
воспитанников быть аккуратными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми, быть
более доброжелательными по отношению к
сверстникам.
У детей совершенствуются
воображение, креативное мышление и фантазия. Занимаясь творческой
деятельностью, наши дети находятся в обстановке игры. Процесс социализации
доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее, что способствует
погружению в творческий процесс и раскрепощению детей.
Овладение навыками
изобразительной деятельности тесно связано с развитием волевых качеств личности
ребенка, обеспечивает эмоциональное, образное мышление и воображение, прививает
желание трудиться и добиваться положительного
результата.
У ребенка занимающегося
творчеством крепнет ощущение собственной личностной ценности, постепенно
формируются социальные контакты, умножается чувство самоконтроля. Помимо всего
перечисленного, творческая деятельность способствует снижению уровня
тревожности и личностных переживаний, в других условиях кажущимися
непреодолимыми. Ребенку легче выразить с помощью зрительных образов
испытываемые чувства и эмоции.
В рамках организации
коллективных форм сотворчества у ребенка начинает формироваться умение
договариваться со сверстниками, такие качества, как взаимопомощь, терпимость и
позитивное отношение к результатам труда других детей
группы.
В отдельных случаях, когда
ребенок в силу особенностей состояния здоровья не имеет возможности говорить
или слышать, тогда изобразительная деятельность порой оказывается единственным средством
проясняющим чувства и убеждения маленького человека.
Творческие способности обучающихся
– это индивидуальные качества, предопределяющие успешность осуществления
творческой деятельности. Способности к занятиям творчеством зависят от
множества личностных качеств ребенка, таких
как:
- умение обнаруживать то, что могут не замечать
другие;
- за небольшой временной промежуток формировать массу различных
небанальных идей;
- без труда соотносить различные
понятия;
- готовность к познавательной
деятельности;
- применять знания, полученные в процессе решения одной задачи,
к решению другой;
- прицельно создавать условия, в которых объект максимально
полно отображает свою суть.
Художественно-творческая
деятельность представляет богатый выбор видов работ с детьми школьного возраста
с целью их социализации. Это может
быть:
- рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание,
монотипия);
- лепка (тесто, пластилин, глина, пластик,
папье-маше);
- аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал,
декупаж, коллаж;
- работа с бумагой (оригами, квиллинг, торцевание, объемная
аппликация);
- вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты,
бумага);
- театральная деятельность (использование жестов и мимики в
заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный
кукольный театр (театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и
изготовление реквизита и костюмов, масок). На занятиях театральной
деятельностью осуществляется эффективное овладение общепринятыми нормами
поведения.
Формы работы по формированию
социальных качеств и усвоению основ социальных отношений многообразны. Это
может быть и самостоятельная работа, и часть интегрированного процесса, и
организация досуга или свободного
времени.
Сплав театрализованной
деятельности и сюжетно-ролевой игры, позволяет объединить детей общей идеей,
заинтересовать интересной деятельностью, продолжая быть
игрой.
Многообразие вариантов
творческой деятельности предоставляет возможность создать ситуацию успеха: дети
овладевают важным личностным качеством – уверенность в своих силах. Зная, что,
каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а другому что-то другое,
дети не испытывают чувства зависти.
В процессе овладения
навыками художественно-творческой деятельности наши воспитанники проявляют
неподдельные эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет
накопить наиболее позитивный социальный опыт. Позитивный настрой, спокойствие и
терпение в общении – лучший показатель успешной социализации воспитанников
что позволяет сделать вывод о том, что художественно – творческая деятельность
является очень эффективным средством социализации личности.
Список литературы
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан.университета, 1988 г. - 238
с.
Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути
формирования. - М., 1991.
Вопросы воспитания: системный подход/ Под общ ред.
Л.Н.Новиковой.- М.,1981.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.
В. - М.: АСТ, 2008 г. - 671 с.
Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной
педагогики к педагогике свободы/Ред.-сост. А.Н. Тубельский и А.О. Зверев. – М.,
2002.
Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути
формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991
г. - 141 с.
Корчак Я. Воспитание личности. - М.:Просвещение,1992.- 286 с.
187. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: Политиздат, 1990.- 493
с.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.,
2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.