Доклад Развитие творческих способностей на уроках музыки
Оценка 4.7

Доклад Развитие творческих способностей на уроках музыки

Оценка 4.7
DOC
08.05.2020
Доклад Развитие творческих способностей на уроках музыки
Доклад Развитие творческих способностей на уроках музыки.DOC

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Темникова Э.А.

Прекрасное пробуждает доброе.

Эти слова для меня стали лейтмотивом моей деятельности.

Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства.

 

Работая более 25 лет в системе школьного образования учителем музыки, я вижу, что предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

 

Специфика художественно-творческих уроков музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическими, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы. При этом опорными являются три момента:

 

1.Постижение прекрасного происходит в органическом единстве жизни и искусства, зрительных, слуховых, вербальных, моторно-пластических впечатлений, спонтанно формирующих первоначальные эстетические представления.

2.Психофизиологические особенности детей – эмоциональная отзывчивость, высокая чувственность сенсорных зон нервной системы, тип соотношения первой и второй сигнальных систем – обусловливают преобладание в этой возрастной группе художественного типа сознания. Поэтому детям изначально присуща талантливость, что является важнейшей предпосылкой формирования эстетических способностей. Важно не упустить особенно благоприятные возможности эстетического творческого развития, так как компенсировать пробел позднее не всегда можно.

 

3.Своеобразный артистизм, т. е. повышенная способность к переживанию и отождествлению себя с героями произведений искусства.

 

В процессе выполнения творческих заданий на уроках музыки ребенок проходит путь:

 

- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

 

- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

 

- от сотворчества к самостоятельному творчеству.

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.

Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности,…заключен в общечеловеческой "деятельности" музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха"

Б.М. Теплов, изучая структуру музыкальных способностей, органически связывал их с общим развитием личности. Он впервые ввел понятие о музыкальности как синтетическом выражении музыкальной одаренности и определил ее основные компоненты: эмоционально-эстетическое отношение к действительности, образное мышление, система музыкально-слуховых представлений, включающая различные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство .

1.2. Особенности музыкального развития и творчества на уроках музыки

Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?

Прежде всего это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

В детстве постепенно преодолевается нерасчлененность, диффузность восприятия музыки и подготавливается база для осмысленного ее слышания. Такими факторами являются: опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательный игровой опыт, а также опыт сенсорный – пространственные и зрительные ощущения и представления

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами; с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало.

Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.

На мой взгляд, для создания развивающей среды на уроках музыки необходимо давать возможность прикоснуться к высокому искусству, к классике, вызывать эстетические переживания, добиваться того, чтобы раскрывать чувства ребенка, постоянно формировать установку на творчество и, конечно, оказывать педагогическую поддержку детям, которые уже проявили себя.


Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Специфика художественно-творческих уроков музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическими, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы

Специфика художественно-творческих уроков музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическими, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в…

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020