Доклад: «Реализация творческих способностей воспитателей, обобщение педагогического опыта через организацию открытых мероприятий»
Оценка 4.6

Доклад: «Реализация творческих способностей воспитателей, обобщение педагогического опыта через организацию открытых мероприятий»

Оценка 4.6
Документация
docx
18.05.2021
Доклад:  «Реализация творческих способностей воспитателей, обобщение педагогического опыта через организацию открытых мероприятий»
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции ему необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым».
Доклад Каракчеева.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»

(ГБОУ НСО «КШИ»)

 

 

 

 

 

 

Доклад:

 

«Реализация творческих способностей воспитателей, обобщение педагогического опыта через организацию открытых мероприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Каракчеева Анна        

                                                                            Владимировна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Куйбышев

2017г

     Василий Александрович Сухомлинский когда-то написал такие слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

     Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции ему необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер.
     Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку…
     Что такое творческие способности на самом деле? Данное понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.
     Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В освоении этих изменений ему помогают учителя и воспитатели.
     Профессия воспитателя сама по себе относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности.
     Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный подход.
     Важно творчество, которое поможет ребенку в будущем в достижении цели, подтолкнет его к неординарному решению своих проблем.
     Именно творческий подход помогает воспитателю увлечь ребенка в обучении. Ведь не только учителя в школе учат детей чему-либо, но и воспитатели, которые продолжают делать это во внеурочное время.
     Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
     Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
     Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
     Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом.
     Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
     Также известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – теплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Важно постепенно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни.
     Но создание благоприятных условий недостаточно для ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и что только надо не мешать ему свободно самовыражаться. Практика же показывает, что невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность.
     Если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
     Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия «воспитательное пространство», «воспитывающая среда», «среда в среде». Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми.
     Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процессе его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

1. воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач;

2. воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды;

3. воспитательное пространство не складывается само по себе или по приказу сверху, оно рождается внутри педагогической деятельности благодаря специально организуемой работе с детьми;

4. воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как собственную территорию, за которую они несут ответственность.

     Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.
     По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, воспитателю необходимо четко продумывать цели своей работы.
     Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающегося. Реализация цели подразумевает решение следующих задач:

1. создание условий для интеллектуально-нравственного, эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности;

2. обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся;

3. сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять обучающихся по способностям.

     Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе обучающиеся вырастают и учатся не приспосабливаться к жизни, а преобразовывать ее вокруг себя.
     Как же сделать так, чтобы развить самостоятельность и инициативу каждого обучающегося? При проведении различных мероприятий в классе, большинство из них на этих мероприятиях должны быть полноправными хозяевами, а не скучающими гостями. Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве, в данном случае, должны быть также творческими:

- воспитателю необходимо научиться относиться к детям, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе;

- нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, а также для окружающих людей;

- в своей работе с детьми воспитателю надо придерживаться принципа: «Все, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

     Основной формой воспитательного процесса принято считать мероприятие.
     Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализоваться как самостоятельное взаимодействие воспитателя с каждым обучающимся и коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность обучающегося.
     В педагогике нет единого подхода к квалификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся – массовая, групповая, индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы. Например: организации познавательно-развивающей деятельности обучающихся более всего соответствуют формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, конкурс изобретателей и фантазеров и многое другое.
     При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы, как: круглый стол, пресс-конференция, диспуты, беседы на этические темы о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия.
     При организации эстетического воспитания широко применяются: экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о живописи, обзор журналов и так далее.
     При организации физического воспитания широко применяются игры типа «Веселые старты», походы и эстафеты, беседы о гигиене, здоровье.

     Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения – вот основные задачи, которые реализуются в игре.
     Для того, чтобы обучать детей творчеству, воспитателю необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.
     Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.
     Работа, которую провожу я со своими детьми, направлена на развитие их творческих и познавательных способностей. Для достижения этого при подготовке различных открытых мероприятий принимает участие весь класс.
     На открытом общешкольном мероприятии «Русские народные музыкальные инструменты» мы узнали много нового о русских народных музыкальных инструментах, а учащиеся музыкальной школы, которые были специально приглашены на мероприятие, озвучили иллюстрации и факты, о которых мы с ребятами узнавали из мультимедийной презентации. Мы воспитываем в обучающихся патриотические чувства и это не громкие слова, ведь многое на этом мероприятии они узнали не из уст воспитателя, а от их ровесников, и мне хотелось, чтобы дети моего класса заинтересовались этой темой.
     На другом открытом мероприятии «Праздник осени» мы почерпнули народную мудрость из пословиц и поговорок, а также загадок об осени. Узнали много дополнительного материала об этом времени года. При проведении этого открытого мероприятия были задействованы другие классы со своими конкурсами. Обучающиеся с увлечением отгадывали загадки, пытались продолжить пословицы и поговорки, которые были размещены на слайдах мультимедийной презентации. Все с удовольствием разгадывали кроссворд, записывая ответы на доске. Но самым интересным было практическое задание: отгадать какой фрукт или овощ лежит на тарелке. Узнавание проходило с завязанными глазами. «Праздник осени» и в самом деле получился «праздником» эмоций и разыгравшегося аппетита, ведь пока не доели все с тарелок, из конференц-зала дети не ушли. Вот вам и творческий подход к проведению открытого мероприятия!
     Проводили мы с моими детьми в рамках очередного месячника открытое занятие, в котором я соединила классическую музыку (П. И. Чайковский «Вальс цветов») с презентациями о первоцветах. Приглашенные дети вспоминали о первоцветах Сибири, а обучающиеся моего класса рассказали несколько легенд о первых весенних цветах. При проведении этого открытого мероприятия мы пригласили принять участие другие классы, которые рисовали первые весенние цветы и размещали свои рисунки на выставке в конференц-зале.
     Обучающимся всегда было интересно принимать участие в этих мероприятиях, каждому нравилась не только своя работа, но и то, что было проделано вместе.
     Атмосфера добра и человечности, взаимопонимания, уважительное отношение друг к другу и взаимовыручка пронизывают такие праздники, возникает возможность сотрудничества.
     Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность, применяя весь опыт, который есть у воспитателя.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Василий Александрович Сухомлинский когда-то написал такие слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны

Василий Александрович Сухомлинский когда-то написал такие слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей

Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процессе его создания и совершенствования

Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процессе его создания и совершенствования

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество

Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы

Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы

На другом открытом мероприятии «Праздник осени» мы почерпнули народную мудрость из пословиц и поговорок, а также загадок об осени

На другом открытом мероприятии «Праздник осени» мы почерпнули народную мудрость из пословиц и поговорок, а также загадок об осени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021