«Система работы по обогащению и уточнению словаря неслышащих детей»
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска»
Болдырева Елена Ивановна, учитель начальных классов
Главная функция речи – коммуникативная. Общение в современной науке рассматривается как фундаментальный элемент культуры, как проявление социальности, свойственной человеку. Уровень сформированности словесных средств общения считается одним из важных показателей психического и личностного развития ребёнка.
Развитие у неслышащих детей разговорной речи является одной из важных и сложных задач обучения и воспитания. Это объясняется тем, что речь играет в жизни людей исключительную роль. Речь необходима при общении, при овладении языком, а также образует единство с мышлением, связана со знанием в целом.
Формирование речи у слышащих опирается на слуховое восприятие, неслышащие же дети речью могут овладеть лишь в условиях специального обучения. Сурдопедагогу потребуется много сил, терпения и использование различных методов обучения, поиск таких форм организации жизни и деятельности детей. При которых учащиеся будут поставлены в условия, наиболее благоприятные для развития словесного общения с педагогом и между собой. Иногда нужно будет идти такими путями в достижении своей цели, что учение даже не догадается, что учитель хочет ввести новое слово или фразу.
Особенностью специального обучения является организация практики речевого общения. С этой целью в школе обеспечиваются максимальные условия для организации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, с воспитателем, персоналом школы (библиотекарь, медицинские работники, няни, повара, и т. д.), со слышащими родителями. Для этого используются плакаты, таблички на наборных досках, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.
Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи: чем меньше степень сохранности слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого общения.
Как считает Л. В. Нейман: «Обогащение словарного запаса способствует повышения уровня понимание речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестных слов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятию речи на слух. Чем большим словарным запасом обладает ребенок с нарушенным слухом, тем большая часть слышимой им речи оказывается доступной для ее осмысления»
Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, P.M. Боскис. При ознакомлении ребенка с нарушенным слухом с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Специфика работы с детьми, имеющими нарушения слуха, сводится к учету слуховой недостаточности и обеспечению индивидуального подхода. При работе используются разные приемы и методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе.
Важное место в работе с детьми по развитию лексической стороны речи занимает словарная работа. (Волкова Л.С, Мастюкова Е.М.)
Приемы словарной работы:
-натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации);
-словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству,
противоположности). Накапливается словарь разных частей речи.
Виды работы над словарем:
1) подбор предметов к действию;
2) называние частей целого;
3) подбор однокоренных слов;
4) отгадывание предмета по описанию;
5) подбор синонимов;
6) перифраза;
7) показ предмета, картинки;
8) подведение частного понятия под общее.
Параллельно с усвоением словаря по темам, предусмотренным программой, вырабатывается умение употреблять определенную грамматическую форму слов.
Исходным моментом и вместе с тем продолжающимся в течение всего обучения процессом является работа над словом, ибо без словарного состава
«немыслим никакой язык». Навыки связной речи складываются, прежде всего, из владения словом, поэтому каждое занятие, каждая тема, каждый вид работы должны быть подготовлены с точки зрения накопления словаря. (Ф.Ф. Pay).
Учителю-дефектологу необходимо правильно организовать систематические занятия по овладению словарем и грамматическим строем речи. В процессе таких занятий ребенок в определенной системе постоянно усваивает все разнообразие средств высказывания: название предметов, их признаков и действий, а также обозначения, выражающие отношения между предметами (временные, пространственные) и наше отношение к предметам и явлениям действительности (оценка качества, действий).
Педагогическая
работа по обучению словарю и формированию понятий может осуществляться разными
способами: намеренно созданная ситуация, имитирующая обучение ребенка в
жизненных условиях, специально разработанные игры, занятия по труду, предметные
уроки и т. д. Все эти формы работы, связанные с развитием речи и словесного
мышления, предполагают систематическое обучение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.