муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»
Доклад
«Словесное ударение – важный компонент
внятности речи»
Терехова Людмила Михайловна -
учитель РСВ высшей категории.
ШМО 04.06.2019 год.
Словесное ударение – важный компонент внятности речи.
Одной из основных и специфических задач школ для детей с недостатками слуха, является формирование у учащихся фонетически правильной, внятной и выразительной речи.
Существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания речи является правильное словесное ударение. Оно является основным организующим звеном ритмической структуры слова, важным фонетическим средством: без ударения по существу нет слова, а неверное ударение, как правило, разрушает слово.
Важность словесного ударения для внятности речи отмечалась в литературе многими сурдопедагогами. Так, Н.М.Лаговский прямо указывал, что «...речь почти всех глухонемых учеников потому только непонятна, что ей недостает правильного ударения»./1911/
П.Д. Енько писал, что речь детей с нарушенным слухом «...мало понятна потому, что они производят нелепые ударения, потому что произносят все слоги одинаково отчетливо»./1912/
Роль словесного ударения подчеркивал также профессор Ф.А.Рау, который говорил, что правильное ударение «...покрывает изъяны отдельных звуков»./1934/
В связи с этим формирование навыков правильного словесного ударения составляет необходимый раздел работы над словом в процессе обучения глухих и слабослышащих произношению. К работе над ударением приступают с первых дней пребывания детей в школе и на протяжении всех лет обучения постепенно, от простого к сложному, знакомят учащихся с сущностью, особенностями словесного ударения в русском языке.
Сущность, функции и особенности словесного ударения.
Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.
Характерной особенностью словесного ударения в русском языке является его разноместность и подвижность.
Первая особенность выражается в том, что в русском языке в разных словах ударение может падать на разные по счету слоги: на первый (парта, школа), на второй (капуста, окно), на третий (пароход, огурец) и т. д.
Вторая особенность ударения заключается в том, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственного числа (рука́, нога́) ударение стоит на втором слоге, а в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: ру́ки, но́ги.
Указанные особенности русского ударения придают речи определенную гибкость и выразительность. Но эти особенности являются и причиной известных трудностей усвоения словесного ударения даже слышащими детьми. Однако трудности овладения русским ударением, обусловленные его разноместностью и подвижностью, в общем, сравнительно легко преодолеваются слышащими детьми благодаря их огромной речевой практике. Речевая практика глухих и слабослышащих детей вследствие нарушения их слуховой функции ограничена, что создает условия, неблагоприятно влияющие на овладение ими словесным ударением, и является основной причиной неудовлетворительного его состояния в речи этих детей.
Более глубоким изучением этого вопроса - выявлением состояния ударения в речи глухих и слабослышащих, установлением особенностей усвоения ими словесного ударения - занималась К.А.Волкова. Проведя исследование устной речи детей с недостатками слуха, она приводит следующие 5 типов ошибок в словесном ударении:
1-й тип - послоговая речь с ударением на каждом слоге слова (ко-ро-ва, яб-ло-ко);
2-й тип - перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог;
3-й тип — словесное ударение не переносится на последний слог;
4-й тип — двойное ударение;
5-й тип — нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.
Главным условием, необходимым для усвоения глухими и слабослышащими детьми словесного ударения является восприятие и подражание речи взрослого (педагога, родителей). Роль подражания в овладении школьниками словесным ударением огромна. Поэтому к слитности ритмичности речи взрослых предъявляются особые требования. Послоговая, с подчёркнутыми окончаниями слов речь педагога, родителей нарушает основное условие, необходимое для усвоения словесного ударения. Необходимо произносить слова так, как это свойственно русской устной речи. Но иногда, чтобы облегчить понимание речи, мы произносим слова с утрированным делением их на слоги, иногда даже выделяем отдельные, трудно улавливаемые с помощью зрения, звуки. Это не только не способствует формированию словесного ударения, а наоборот, закрепляет неправильные навыки произнесения слова по элементам, что в свою очередь создаёт условия для возникновения равноударной речи. Поэтому главным, необходимым условием формирования словесного ударения в речи глухих и слабослышащих школьников является правильная и выразительная речь взрослых.
Методика работы над словесным ударением.
Работая над словесным ударением, необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.
Обучение словесному ударению начинается с различения неречевых ритмов, простейших слогосочетаний.
Задачей этого раздела является определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.
Следует объяснить ребенку, что среди нескольких звуков может быть один длительнее других. Акцентируется внимание на этом не случайно. Именно данные упражнения готовят слуховое восприятие детей к различению ударного слога в слове.
Для закрепления умения в различении ритмов можно использовать следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховой анализатор.
1. Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши.
2. Взрослый отбивает ритм на барабане, ребенок воспроизводит его на других инструментах ( на дудке, на ксилофоне, на бубне и т. д.)
3. Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графическое обозначение ритма (ударный слог обозначается черточкой большей длины ( ______ __ __ ) или скобкой с вертикальной черточкой, а безударный просто скобочкой).
4. Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний (тата, татата), ребенок записывает ритм и воспроизводит голосом.
5. Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, ребенок записывает ее, находит в стихотворении, читает вместе с взрослым и т.п.
Следующим этапом в работе над словесным ударением является различение ритмической структуры слова.
Задача упражнений этого раздела заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, выделять голосом ударные слоги при чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и ударному слогу.
Для этого подбираются слова различной сложности (двусложные и трехсложные) и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными гласными: мама, коза, варежки, собака, карандаш. Работу начинают с двусложных слов, т.к. двусложные слова представляют собой наиболее благоприятный материал для различения количества слогов в слове.
Для закрепления материала можно использовать следующие виды работ:
1. Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок слушает и составляет из прямоугольников его модель.
2. Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов (односложных, двусложных, трехсложных). Взрослый произносит слово, а ребенок подбирает соответствующую схему.
3. Взрослый располагает на столе картинки с изображением, например, альбома, кисточки, красок, карандаша (соответствующие им слова различны по количеству слогов и по месту ударения) и произносит одно из этих слов. Ребенок определяет, какое слово произнес учитель. Существует три варианта ответов:
а) только словесный;
б) словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма;
в) словесный с изображением ритма.
4. Подбор слов по заданному ритму. По инструкции взрослого: «Назови трехсложное (двусложное, четырехсложное) слово с ударением на втором (первом, третьем...) слоге» - ребенок подбирает соответствующие слова, отхлопывает их ритм и правильно, с ударением произносит.
5. Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии. В тетради или на табличке записан ряд слов. Взрослый читает эти слова, а ребенок ставит ударения и др.
После различения ударения в словах можно перейти к распознаванию словесного ударения в словосочетаниях, предложениях, текстах и стихотворениях. Для этой работы тексты и предложения лучше выбирать из « Книг для чтения».
Работа над словесным ударением ведётся как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках, а также на речевых зарядках. Вводя новые слова, учитель ставит ударение, тренирует в произношении.
Широкое использование разнообразных видов работ в процессе обучения ударению, систематическое повторение речевого материала помогает глухим и слабослышащим учащимся довольно быстро овладеть ритмической структурой слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.