Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы (проектная деятельность)
Перспективной для
современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению
оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы
учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю
подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных
методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности
многофункционален в большей степени, чем другие. Проектная технология широко
распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского
означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»). Учебно-познавательный проект – это
ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний
на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации,
самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от
одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную,
исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить
новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы. Цель проектного обучения – овладение общими умениями и
способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной
учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
Проектная технология позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию,
характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по
продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это
может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах,
мультимедиапрезентация, творческий отчет. Метод
проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в
собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой
деятельности. В первую очередь можно
выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя
ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом
команды. Метод проектов предполагает
использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов,
ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и
учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные
факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:
1. характеризуется высокой коммуникативностью;
2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
3. особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;
4. основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.
Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
· умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
· умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
· умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
· умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
· умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
· умение находить несколько вариантов решения проблемы;
· умение выдвигать гипотезы;
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
· умение коллективного планирования;
· умение взаимодействовать с любым партнером;
· умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
· навыки делового партнерского общения;
· умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
· умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
· умение вести дискуссию;
· умение отстаивать свою точку зрения;
· умение находить компромисс;
· навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
· навыки монологической речи;
· умение уверенно держать себя во время выступления;
· артистические умения;
· умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
· умение отвечать на незапланированные вопросы.
Классификации проектов
А)Классификация проектов по количеству участников
1. Персональные (индивидуальные).
2. Парные.
3. Групповые.
Б) Классификация проектов по доминирующей деятельности (Сергеев Е. С.)
Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий,
ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
В) Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты (презентации) могут укладываться в один урок. Этот вид проектов приемлем для проведения уроков в 5-6 классах.Как показывает практика, не реально осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учителя сориентированы на презентации.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.
Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края».
Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Структура учебного проекта
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятельности).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Организация работы над проектом
(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)
1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
· высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
· обсуждение возникших идей;
· перечисление интересующих учащихся тем проектов;
· формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
· уточнение намеченной цели и задач;
· поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
· обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
· интерпретация данных;
· сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
· систематизация полученных данных;
· построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
· осмысление полученных данных и способов достижения результата;
· обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.
Проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Решающее значение в применении этой технологии играет заинтересованность учителя, который сможет передать её своим ученикам, вовлечет их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях.
Источники:
1) https://pedsovet.org/publikatsii/russkiy-yazyk/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
2) https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-na-uro.html
3) https://infourok.ru/proektnaya-tehnologiya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1404722.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.