Доклад
Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников как фактор повышения читательской грамотности»
Доклад на тему «Развитие творческих способностей младших школьников как фактор повышения читательской грамотности»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
-дети имеют низкую скорость чтения;
-зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении;
Не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое читательская грамотность? Грамотность- степь владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшие развития человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В наше время необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные вопросы. Поэтому я стараюсь создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Одним из основных предметом в начальной школе является урок литературного чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. Навык чтения необходим ученику на уроке математики, русского языка, окружающего мира, английского языка, технологии, изобразительного искусства. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность учащихся, речь. Это проблема волнует всех учителей начальных классов. Чтение является основным показателем культурного человека. Поэтому я решила попробовать решить эту проблему через развитие творческих способностей учащихся на уроках чтения, через повышение интереса к чтении. Дети младшего школьного возраста наиболее открытые, восприимчивые, любопытны. Для этого нужно создать ситуацию заинтересованности.
Основная задача, которая стоит перед мной - это создание системы работы по развитию творческих способностей младших школьников, по накоплению и использованию различных видов письменных и устных творческих работ по литературному чтению, опираясь на задания учебника «Литературное чтение» общеобразовательной школы. Показать значимость развития творческих способностей учащихся, что помогает прививать учащимся умения правильно, красиво, эмоционально говорить и писать, свободно высказываться. Творческий подход поможет решить вопросы развития самостоятельного мышления, воображения, речи, позволит учащимся свободно высказываться. Творческий подход поможет решить проблемы решить вопросы развития самостоятельного мышления, воображения, речи, позволит учащимся свободно общаться друг с другом, проявлять критичность, самокритичность, уметь свободно выражать свои мысли. Разбудить способность к творчеству.
Уже в первом классе детям предлагаю различные виды работ.
1.Прочитай слова без лишнего слога
2.Читай только первые слоги
3.В каждой строчке найди 5 слов
4.Собери слова
5.Прочитай слова вернув букву А на место
6.Рассыпались буквы
7.Перепутались слоги в словах
8.Сочини зимнюю сказку. Начни её со словами «Жил был в лесу…» или «Однажды в зимнюю ночь…» и т.д.
Начиная со второго класса, на каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются «творчески минутки». Предлагаю детям следующие задания творческого характера:
1. Читай предложения наоборот: справа налево;
2. Прочитай поговорку правильно;
3. Одна ошибка изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно;
4. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитай загадку и отгадайте;
5. Продолжи рассказ, начатый товарищем;
6. Ученикам предлагаю прочитать фразу «птицы прилетели»: спокойно, радостно, громко, тихо, грустно, с раздражением, со страхом, с издевкой, со злостью.
В 3-4 классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы, использую такие виды и приёмы работ:
1. Самостоятельное чтение с конкретным заданием;
2. Чтение по готовому плану;
3. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором;
4. Чтение, нахождение отрывка к рисунку;
5. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении;
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
7. Нахождение в тексте выводов;
8. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т. д.;
9. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д,;
10. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору;
11. Нахождение и чтение в тексте синонимов, антонимов;
12. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора;
13. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро;
14. Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу
15. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Не позднее второго класса я приучаю учащихся к ведению читательских дневников: ученики записывают фамилию автора и название книги, о чём рассказала книга, что понравилось. Так же в кабинете создали классный библиотечный уголок, который постоянно обновляется. Постоянно у учащихся класса проверяю технику чтения. По результатам можно заметить, что техника чтения растёт. Также заметен рост учащихся, читающих без ошибок, более выразительно, с соблюдением пауз, интонации.
Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса. Учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту, обостряется любознательность, наблюдательность.
Спасибо за внимание!
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.