Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской
Цели и задачи:
· изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
· определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
· научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
Ход урока
Организационное начало
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!
Мотивирование к учебной деятельности
· На доске записаны слова:
череда, чередовать,
очередь, очередность
· Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.
- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).
- А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами; следовать друг за другом)
- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
(чередование)
Актуализация знаний
· Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?
-Лаг- – -лож-
-Раст- – -рос- – -ращ-
Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;
-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)
· Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
Прик_снуться, прик_асаться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?
(тоже есть чередование гласных)
Определите нашу цель и задачи
Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.
Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень -кас-?
Овладение новым знанием
· Давайте вернемся к словам
прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание
· Проведем наблюдение:
-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.
-А теперь скажите, что вы заметили?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)
· Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило.
· Проверим себя по учебнику (чтение правила).
(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)
Первичное закрепление
· Составление алгоритма:
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?
3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Физминутка. Грамматическая зарядка
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Зар…сли кустарника.
Предл…жить блины.
Р…стительный мир.
К…снуться чуда.
Выр…щенный цветок.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Березка подр…сла.
Не к…саются влаги.
Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.
Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.
Вы узнали авторов этих предложений?
· Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальное задание
Ф.И. _____________________________________ класс _______________
“3”
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
“4”
1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мать нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.
“5”
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)
Итог урока
· Чем вам запомнился сегодняшний урок?
· Какие новые знания вы усвоили?
· Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
· Что показалось наиболее интересным?
· Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
Рефлексия
· Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
Домашнее задание
Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Всем девчонкам и мальчишкам,
Кто здесь отвечал,
Выставляю я пятерки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.