Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе
Оценка 4.6

Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе

Оценка 4.6
docx
07.04.2024
Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе
Статья в газету.docx

Партнерское взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе.

 

Копыльцива Татьяна Олеговна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ягодное».

п. Ягодное, Ягоднинский район, Магаданская область

 

Аннотация: Статья о взаимодействии семьи и школы в воспитании личности младшего школьника. Раскрыты основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями. Описаны формы работы взаимодействия учителя с родительским коллективом. Представлена результативность работы педагога по сотрудничеству семьи и школы. Даны приложения (тесты, анкеты, памятки), которые окажут реальную помощь в работе по изучению личности школьника и семьи.

 

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, сотворчество, сопереживание, учащиеся, учитель, родители, союзники, единство, системность, успех.

 

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С. Макаренко

Введение. Концепция педагога.

Я – и учитель, и воспитатель, и классный руководитель, одним словом, педагог, задача которого направлять, объединять и воспитывать школьную семью детей и родителей.

Работа с родителями  учащихся актуальна – это одна из важнейших составляющих воспитательной системы класса. Основным фактором становления, формирования и развития личности является, прежде всего, микросреда, то есть, семья. Только в сотрудничестве педагогов и родителей можно успешно решать проблему воспитания, образования и развития личности школьника.

В современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе. Малышу, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути,  имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот  путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости, необходимо признание детей и взрослых. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы.

 

Система работы педагога по взаимодействию семьи и школы в воспитании личности младшего школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность.

Цель взаимодействия семьи и школы:

- создание эмоционально – комфортного состояния и благоприятных условий для гармоничного развития личности и её самореализации на  основе готовности к непрерывному образованию, усвоению и присвоению общечеловеческих ценностей;

- обеспечение готовности ребёнка к дальнейшему развитию – личностному, социальному, общекультурному, познавательному;

- обеспечение совместно с семьёй  индивидуальной образовательной траектории развития учащегося.

Задачи: создать ситуацию успеха для ребенка; сформировать доверительные отношения в классе и дома; установить тесное взаимодействие с семьями учащихся; обеспечить максимальную включённость родителей в жизнедеятельность класса (школы); сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы, сделать семью союзником в деле воспитания.

Принципы работы с семьей: быть открытой для родителей, стремиться к тому, чтобы они получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях детей; уважать интересы и возможности каждой семьи; обсуждать с родителями самые разнообразные вопросы жизни класса и школы, стремясь к выработке совместных решений, которые и являются базой для сотрудничества.

Успех работы: системность и единство требований участников образовательного процесса: учеников – учителей – родителей на основе соучастия, сотрудничества, сопереживания, сотворчества.

Результат: сплочение детей и взрослых в единый коллектив; приобретение опыта партнёрства и сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми; участие детей и родителей в мероприятиях разного уровня: школьного, муниципального, регионального, всероссийского; выявление положительного опыта воспитания детей в семье; дети – учитель – родители – образуют общее энергетическое поле.

Направления и формы работы по взаимодействию семьи и школы в воспитании и развитии личности школьника: первые шаги в формировании коллектива детей и взрослых; изучение физического здоровья учащихся; изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей; организация совместной деятельности детей и родителей; сотворчество детей и взрослых; сопровождение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса; участие родителей в соуправлении класса (школы).

Первые шаги в формировании коллектива детей и взрослых.

* Предварительное знакомство с детьми – будущими первоклассниками, их родителями при посещении занятий, праздников и родительских собраний в детском саду, а с неорганизованными детьми – в группе «Филиппок» на базе МБОУ «СОШ п. Ягодное».

* При поступлении в школу родители заполняют заявление – анкету, по которой уже можно заочно познакомиться с родителями детей класса.

* Встреча с родителями на организационном общешкольном родительском собрании в августе месяце, когда уже определен списочный состав класса, что позволяет составить социальный паспорт класса.

* С будущими первоклассниками знакомлюсь накануне первого сентября, отправляя по почте каждому письмо – поздравление и одновременно письмо – знакомство с учителем и школой.

* Первый школьный день. На свой первый в жизни урок, 1 сентября, ребята приходят с рисунками «Портрет первого учителя». Этот своеобразный тест позволяет определить психологическую готовность ребенка к школе. Родителей включаю в школьную жизнь с первого дня, они приглашаются на первый урок вместе с детьми. С первой минуты, с первого дня стараюсь создать такую атмосферу в классе, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

Изучение физического здоровья учащихся.

Качество здоровья ребёнка обуславливает успешность, как в учебной деятельности, так и обеспечивает уровень его развития.

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений  с членами семьи.

Использую следующие методы изучения семей: наблюдение, беседы (коллективные, индивидуальные); анкетирование, интервью, сочинения учащихся; рисуночные тесты; для определения адаптации первоклассников тест «Школа» для выявления родительской позиции, взаимоотношений между родителями и детьми, взаимоотношений в семье. Тесты «Несуществующее животное», «Семейный портрет», «Отношение ребёнка с родителями»; изучение индивидуальных особенностей личности учащегося; изучение межличностных отношений – социометрия.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Использую традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционные формы: родительские собрания, конференции (общеклассные, общешкольные), консультации (индивидуальные тематические групповые), родительские чтения, устный журнал, посещение на дому.

Нетрадиционные формы работы: родительские вечера, родительские ринги, литературная гостиная, игра «Поле чудес», посиделки, дневники общения, мастер-класс.

Организация совместной деятельности детей и родителей.

Вовлечённость в воспитательный процесс родителей способствует пониманию ими того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

В своей практике использую методику организации коллективного творческого дела, разработанную академиком И.П. Ивановым, в основе которой – сотрудничество взрослых и детей как равных, творчество и поиск, отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное – забота о друг друге, окружающих  людях, об улучшении себя.

Коллективные творческие дела (КТД), где родители: организаторы, участники, кашевары, грибники, экскурсоводы, помощники в конкурсах, кулинары – кондитеры, артисты, спортсмены, судьи. 

Большое внимание уделяю коллективной организаторской деятельности внеклассных мероприятий, где ведущая роль отведена родителям в инициативе, в планировании  и проведении. 

Сотворчество детей и взрослых.

Повышению активности родителей в воспитании ребёнка способствует совместное участие детей и родителей в общешкольных конкурсах рисунков, плакатов, поделок, в конкурсах «Юные поэты».

Даю такие задания учащимся, выполнение которых предполагает взаимодействие детей с родителями. Выпуск книжек – малышек «Мои первые зимние каникулы». 

Сопровождение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Главный помощник в работе классного руководителя – социальный педагог. Использую формы работы: индивидуальные беседы, родительские лектории, консультации, посещение семей на дому, взаимодействие с межведомственными структурами, совместная деятельность через КТД.

Участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса.

На мой взгляд, широким полем деятельности для совместной работы классного руководителя и родителей является учебный процесс.

В этой связи использую различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий: подготовка методических материалов к уроку; выступление на уроке родителей, специалистов по изучаемой проблеме; организация родителями экскурсий на предприятия.

Проведение открытых занятий для родителей. Цель: показать результаты обучения учащихся, привлечь внимание родителей к ребенку, заинтересовать родителей. Традиционными стали открытые уроки с участием родителей, где родители – соучителя. Они декламируют стихи, показывают театрализацию на уроках чтения, рассказывают  о памятных событиях из своей жизни, демонстрируют сохранившиеся в семье материалы и документы на уроках истории родного края.

Привлекая родителей в учебный процесс, они становятся соучителями, а результат – повышение мотивации к учению  у детей, положительное отношение к школе, повышение значимости родителей. 

Участие родителей в соуправлении класса (школы).

Родители – союзники в работе. Они участвуют в соуправлении школы через работу родительского комитета  класса (школы), через Совет школы.  Общеобразовательный процесс носит открытый характер, В начале учебного года организую целеполагание и планирование воспитательной работы совместно с родителями. В мае месяце подводим итоги, анализируем, как решены поставленные задачи, оцениваем достигнутые результаты, планируем работу на следующий учебный год.

Результативность работы педагога.

Во всей работе на сегодня отчётливо реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения: «Педагог-ученик», «Ученик – родитель», «Педагог – родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов.

В классном коллективе создан особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, проявляет свои творческие и коммуникативные способности, развивает инициативу и творчество, организаторские умения. Доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса: мы – команда, каждый значим, верит в свою успешность и состоятельность. Мы живём под девизом: «Мы разные – и в этом наше богатство. Мы вместе – и в этом наша сила. Сближайся и делайся своим».

Работаю без неуспевающих. Учащиеся в среднем звене подтверждают знания, % качества знаний по предметам 60 % – 65 %.

Степень активности учащихся высокая. Ребята – участники мероприятий разного уровня, входят в Совет школы, в актив района.

Родители класса – союзники в деле воспитания, они являются активными участниками образовательного процесса класса (школы).

Заключение.

Только в сотрудничестве семьи и школы можно успешно решать проблему воспитания и развития личности младшего школьника. Чтобы  в каждом классе сложилась дружная школьная семья детей, родителей и педагогов надо, как говорил Ш.А. Амонашвили: «Видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Только вместе семья и школа – сила, только вместе мы можем взрастить личность.

Библиография.

1.                      Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.; Владос-Пресс, 2001

2.                      Воспитание и развитие личности в социуме (отв. За выпуск Л.Г. Нещерет – Нижний Новгород, 2000)

3.                      Воспитательный процесс: изучение эффективности (авт. Составители Е.Н. Степанов, Л.В. Бойбородова и др. – М., 2000

4.                      Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2002

5.                      Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербун – М, 2000

6.                      Кумекер Л., Шейн Дж. Свобода учиться, свобода учить. М., 1994

7.                      Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. М.; Вентана-Граф, 2002

8.                      Предки о воспитании юных (составители Г.П. Веселова и др. – М., 2004)


 

9.                     

Партнерское взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе

Партнерское взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе

Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы

Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы

Направления и формы работы по взаимодействию семьи и школы в воспитании и развитии личности школьника: первые шаги в формировании коллектива детей и взрослых; изучение физического…

Направления и формы работы по взаимодействию семьи и школы в воспитании и развитии личности школьника: первые шаги в формировании коллектива детей и взрослых; изучение физического…

Тесты «Несуществующее животное», «Семейный портрет», «Отношение ребёнка с родителями»; изучение индивидуальных особенностей личности учащегося; изучение межличностных отношений – социометрия

Тесты «Несуществующее животное», «Семейный портрет», «Отношение ребёнка с родителями»; изучение индивидуальных особенностей личности учащегося; изучение межличностных отношений – социометрия

Сопровождение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Сопровождение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

В классном коллективе создан особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, проявляет свои творческие и коммуникативные способности, развивает инициативу и творчество, организаторские умения

В классном коллективе создан особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, проявляет свои творческие и коммуникативные способности, развивает инициативу и творчество, организаторские умения

Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем

Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024