Доклад на тему:
«Базовые образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»
Подготовила: учитель начальных классов
ГБОУ «СОШ № 33 им. В.И. Герасимова»
Фирсова Анна Сергеевна
Севастополь, 2024 г.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Общая идеология нового стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые
требования и на отбор образовательных технологий.
Доктор педагогических наук, профессор МГПУ Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии как систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
-технологии личностно-ориентированного развивающего образования
на основе системно -деятельностного подхода
-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
-технологии, основанные на создании учебных ситуаций
-технологии, основанные на реализации проектной деятельности
-технологии, основанные на «встроенности» системы текущего,
промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
-ИКТ.
Остановимся подробнее на каждой технологии.
1. Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
· Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности
· (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление
· макетов и др.).
· Формулирование цели и задач деятельности.
· Составление плана и программы.
· Выполнение плана.
· Презентация готового продукта
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проектов по продолжительности:
- мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
- краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
2. Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
o открытое (но контролируемое) пространство информационных
o источников,
o инструменты «взрослой» информационной деятельности,
o среда информационной поддержки учебного процесса,
o гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
o современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:
o формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
o освоение информационных и коммуникационных средств, как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами);
o различными мультимедийными источниками;
o некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
3. Технология проблемно-диалогического обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
Ø создание проблемной ситуации,
Ø формулирование учебной проблемы,
Ø актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
Ø поиск решения проблемы, открытие нового знания,
Ø применение нового знания,
Ø выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Остановимся поподробнее на этой технологии.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. В самом определении “проблемно-диалогическое обучение” первая часть понятия означает, что на уроке изучения нового материала прослеживаются два звена — это постановка учебной проблемы и поиск её решения, а слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенных диалогов. Принципы технологии проблемного диалога - проблемность и диалогичность. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Какие методы должен использовать учитель в данной технологии? По мнению Мельниковой Е. Л. – автора технологии проблемного диалога, “методы – это способы деятельности учителя на этапе введения новых знаний”.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы (по Мельниковой Е.Л):
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации “с удивлением” и “с затруднением”;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог. Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием “яркое пятно” заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием “актуальность” состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Вот приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках при изучении нового материала.
Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Рассмотрим на примере урока математики по теме: “Умножение на двузначное число” (4 класс).
Работа в группах. На доске записаны примеры
· 46* 5 =,
· 4* 38 =,
· 37*29 =
Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить?
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
· 30*20+7*9=663 - ошибочная
· 37*20+37*9= 1.073 – решающая
Как проверить, какой из двух способов верный?
Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов (3 класс).
Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение.
· 18: 2 +4 - 3 =
· Что вы замечаете? Почему получились разные ответы? (0, 6, 10)
· Какие гипотезы вы можете предложить?
· Рассмотрим ваши предложения на истинность.
· Какое действие выполняли первым? А вторым?
· Какие контраргументы вы можете назвать?
Определите тему урока – “Порядок действий в выражениях”.
Приём 3. Подводящий к теме диалог.
Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)
лисья |
разъезд |
воробьи |
объявление |
семья |
съезд |
досье |
въехал |
· Что вы заметили? (1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)
· Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?
· Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?
Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.
Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом “Яркое пятно” Окружающий мир 4 класс.
Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?
Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы.
С чистой кристальной водой.
Раскинулся светлый (Байкал!)
· Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)
· Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)
· Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? (Это Байкал)
Приём 5. Проблемная ситуация “с затруднением”
1. Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек.
4+4+4+4+4=20
А сейчас решите эту задачу “На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?” - практическое задание, невыполнимое второклассниками.
Уроки открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.
Структура проблемно-диалогического урока
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Технология проблемно-диалогического обучения в условиях ФГОС
Требования к современному уроку по ФГОС
v Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
v В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
v Осуществляется практический, деятельностный подход.
v Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет добиться следующих результатов:
Предметные: качественные знания. Они достигаются за счет методов постановки и поиска решения проблемы. Детям на проблемно-диалогическом уроке интересно, знания закрепляются легко и быстро.
Метапредметные результаты:
· Познавательные результаты – при побуждающем диалоге у детей формируются творческие способности, они учатся осознавать противоречие, выдвигать гипотезы, при подводящем диалоге формируются логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Кроме того развивается речь
· Регулятивные умения – когда ставят проблему, развивается целеполагание, когда ищут решение проблемы, то развивается планирование, когда открывают учебник и сравнивают свой вывод с авторским, то развивается контроль.
· Использование различных форм работы формирует коммуникативные умения. Кроме того, использование опорных схем формирует знаковые умения, которые относятся к познавательным учебным действиям.
· Проблемный диалог воспитывает определенные черты характера: смелость, инициативность, активность, толерантность. Это личностные результаты.
Итак, данная технология – эффективное средство реализации стандартов II поколения.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому необходима каждому педагогу. По мнению учёных на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
4. Технология работы с текстом
Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.
Цель технологии – полное понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом:
§ до чтения текста – просмотровое чтение;
§ во время чтения текста – изучающее чтение;
§ после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:
§ фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
§ подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается
§ «между строк»);
§ концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
5. Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
6. Игровые технологии позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
ü осваиваются правила поведения и роли в группе;
ü рассматриваются возможности самих групп;
ü приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
ü накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
ü находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
ü анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
ü сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
ü выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Важнейшей составляющей педагогического процесса в ходе применения базовых образовательных технологий должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.