Мастер-класс Новые подходы в обучении биологии
Оценка 4.7

Мастер-класс Новые подходы в обучении биологии

Оценка 4.7
docx
31.03.2024
Мастер-класс Новые подходы в обучении биологии
Мастер-класс Новые подходы в обучении биологии.docx

Слайд 1

Районная секция учителей биологии

Тема:   Мастер-класс « Новые подходы в обучении биологии»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с применением новых подходов обучения биологии

Соколовская Елена Николаевна учитель биологии высшей категории

Слайд 2

"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский.

Е.Н.: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

Прием обратной связи "Ладошки". Слайд 3

Спасибо, начинаем наш мастер- класс.

Е.Н.:  Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам подумать несколько секунд и озвучить свои ассоциации с этим словом

Прием " Ассоциации", выполняется на фоне

музыки (Слайд 4).

 

Для кого-то это красивый  цветок или шум моря, для другого- загадочный лес. И у учеников, конечно, возникает множество вопросов по изучению тайн науки биологии. А мы, учителя, должны помочь найти ответы и разобраться в этом загадочном и интересном мире нашего предмета. И от того как мы будем ставить и формулировать интересующие вопросы, будет зависеть развитие мышления наших детей.

(слайды 3-5).

 Методика постановки «тонких и толстых вопросов» или вопросов второго и первого порядка

Научить ребят думать над прочитанным, понимать текст помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного

Слайд 6

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Заданный учеником вопрос по тексту является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать . Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопросов

 Практическое задание: Составьте несколько вопросов к любой теме урока

Озвучивание и выступление желающих

Слайд 7

Е.Н.: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)

Приём "Зеркало".

Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. А какой это мир, и что в нём является интересным, мы можем узнать , используя модуля ИКТ

Применение модуля ИКТ. Работа с одарёнными детьми.

Приём "Самый-самый". Слайд

Задание: Найдите в интернете и подготовьте сообщение или презентацию по данной теме

Вот только некоторые из них:

-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 11)

·         самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 12)

·         самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд13 )

·         самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд14)

·         самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд15)

·         самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 16)

Е.Н: Список этот можно продолжать и продолжать.

Развитие критического мышления

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Приём "Третий - лишний"

Стол- подосиновик-туча

Роза- - тополь-лошадь

Бактерии - книга-солнце

Ручка-астра -пенал.

Е.Н.: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

(Слайд: 17).

Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.

( Слайд18).

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"

Приём "Что бы это значило?"

(Демонстрация слайдов:19-22.

·         19-папоротник

·         20-лишайник

·         21-палочник

·         22-воздушные корни

Е.Н.: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (выдвижение гипотез).

Признаки живых организмов:

·         растут

·         размножаются

·         питаются

·         дышат

·         состоят из клеток

Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 3 группы.

(По времени года, по цвету глаз и т.д.)

Приём "Сочиняй-ка, методом буриме"

1 группа - из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии.

 Приём "Мозаика"

2 группа - опознать таинственного незнакомца.

 Приём " Почемучка"

3 группа – придумать пять, самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.

Творческая деятельность . Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса

Звучит красивая мелодия

 и участники работают над созданием своего проекта

 

Е.Н. Я прошу показать свою работу и вывесить на доске.

Оценивание «Две звезды – одно пожелание»

Участники оценивают работы по критериям

Е.Н Различают оценивание  суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Теперь для меня ясно следующее:

Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.

Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)

Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.

Что дает оценивание для обучения:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

 

   Е.Н.: Вот и завершает работу наш мастер класс я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок?

(Выступления участников).

Рефлексия.

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.

Приём обратной связи "Смайлик". 

(Слайд 22).

Я прошу на ваших творческих листах нарисовать эмоцию, которая присутствует у вас на нашей встрече

Приём обратной связи "Анкетирование"

метод незаконченного предложения

(Слайд 23).

я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить  своими мыслями:

- На мастер- классе я::.

- Самым интересным для меня сегодня было:

- В своей дальнейшей работе я:

- Я пожелал бы:

- Я бы хотела посоветовать:.

Е.Н.: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Успехов Вам и творчества! До свидания!

 (Слайд 24).

 


 

Слайд 1 Районная секция учителей биологии

Слайд 1 Районная секция учителей биологии

Слайд 6 "Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы

Слайд 6 "Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы

Е.Н.: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало

Е.Н.: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало

Е.Н.: Что же у нас получилось?

Е.Н.: Что же у нас получилось?

Творческая деятельность . Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса

Творческая деятельность . Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса

Слайд 22). Я прошу на ваших творческих листах нарисовать эмоцию, которая присутствует у вас на нашей встрече

Слайд 22). Я прошу на ваших творческих листах нарисовать эмоцию, которая присутствует у вас на нашей встрече
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024