Слайд 1
Районная секция учителей биологии
Тема: Мастер-класс « Новые подходы в обучении биологии»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с применением новых подходов обучения биологии
Соколовская Елена Николаевна учитель биологии высшей категории
Слайд 2
"Восторг
от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский.
Е.Н.: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки". Слайд 3
Спасибо, начинаем наш мастер- класс.
Е.Н.: Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам подумать несколько секунд и озвучить свои ассоциации с этим словом
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне
музыки (Слайд 4).
Для кого-то это красивый цветок или шум моря, для другого- загадочный лес. И у учеников, конечно, возникает множество вопросов по изучению тайн науки биологии. А мы, учителя, должны помочь найти ответы и разобраться в этом загадочном и интересном мире нашего предмета. И от того как мы будем ставить и формулировать интересующие вопросы, будет зависеть развитие мышления наших детей.
(слайды 3-5).
Методика постановки «тонких и толстых вопросов» или вопросов второго и первого порядка
Научить ребят думать над прочитанным, понимать текст помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного
Слайд 6
"Тонкие” вопросы |
"Толстые” вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? |
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
Заданный учеником вопрос по тексту является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать . Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопросов
Практическое задание: Составьте несколько вопросов к любой теме урока
Озвучивание и выступление желающих
Слайд 7
Е.Н.: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)
Приём "Зеркало".
Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. А какой это мир, и что в нём является интересным, мы можем узнать , используя модуля ИКТ
Применение модуля ИКТ. Работа с одарёнными детьми.
Приём "Самый-самый". Слайд
Задание: Найдите в интернете и подготовьте сообщение или презентацию по данной теме
Вот только некоторые из них:
-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 11)
· самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 12)
· самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд13 )
· самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд14)
· самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд15)
· самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 16)
Е.Н: Список этот можно продолжать и продолжать.
Развитие критического мышления
Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Приём "Третий - лишний"
Стол- подосиновик-туча
Роза- - тополь-лошадь
Бактерии - книга-солнце
Ручка-астра -пенал.
Е.Н.: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
(Слайд: 17).
Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.
( Слайд18).
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"
Приём "Что бы это значило?"
(Демонстрация слайдов:19-22.
· 19-папоротник
· 20-лишайник
· 21-палочник
· 22-воздушные корни
Е.Н.: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (выдвижение гипотез).
Признаки живых организмов:
· растут
· размножаются
· питаются
· дышат
· состоят из клеток
Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 3 группы.
(По времени года, по цвету глаз и т.д.)
Приём "Сочиняй-ка, методом буриме"
1 группа - из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии.
Приём "Мозаика"
2 группа - опознать таинственного незнакомца.
Приём " Почемучка"
3 группа – придумать пять, самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.
Творческая деятельность . Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса
Звучит красивая мелодия
и участники работают над созданием своего проекта
Е.Н. Я прошу показать свою работу и вывесить на доске.
Оценивание «Две звезды – одно пожелание»
Участники оценивают работы по критериям
Е.Н Различают оценивание суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Теперь для меня ясно следующее:
Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.
Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)
Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.
Что дает оценивание для обучения:
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Е.Н.: Вот и завершает работу наш мастер класс я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок?
(Выступления участников).
Рефлексия.
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.
Приём обратной связи "Смайлик".
(Слайд 22).
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать эмоцию, которая присутствует у вас на нашей встрече
Приём обратной связи "Анкетирование"
метод незаконченного предложения
(Слайд 23).
я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить своими мыслями:
- На мастер- классе я::.
- Самым интересным для меня сегодня было:
- В своей дальнейшей работе я:
- Я пожелал бы:
- Я бы хотела посоветовать:.
Е.Н.: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.
Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества! До свидания!
(Слайд 24).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.