Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Утверждена» Протокол педсовета №__ «___»______2023 г |
«Утверждаю» Приказ №___ от«___»______2023г Директор подпись/ФИО ___/______ |
«Согласовано» протокол ШМО№__ от«___»______2023г |
Рабочая программа
по предмету «Чтение»
3 класс для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения)
на 2022 – 2023 учебный год
(уровень обучения, класс)
Глебко Екатерины Александровны,
учителя_начальных классов
Ф.И.О, должность педагога
2023 год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса разработана для детей с легкой умственной отсталостью на основе требований следующих нормативных документов:
§ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
§ Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
§ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
§ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
§ Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).
· Учебника С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (М., «Просвещение», 2016 г).
Цель программы обучения:
социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи программы обучения:
· воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
· формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;
· формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя. Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
· развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
· Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
· Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена в количестве 68 часов, рассчитана на 1 год обучения.
Планируемые результаты на конец учебного года:
Минимальный уровень:
· осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
· участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
· выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
· чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
· определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
· чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
· пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
· выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Формы контроля уровня достижений обучающихся
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Вводный |
Уровень знаний школьников, общая эрудиция |
Беседа, наблюдение |
Текущий |
Освоение учебного материала по теме, разделу программы |
Диагностические задания: опросы, карточки, прослушивание сказок и рассказов |
Коррекция |
Ликвидация пробелов |
Наблюдение, консультация |
Промежуточный |
Контроль выполнения поставленных задач |
Составление устных предложений, рассказов. Техника чтения. |
II. Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные результаты: - принимать образ «хорошего ученика»; - уметь самостоятельно отвечать за свои поступки; - выполнять правила личной гигиены; - уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты:
· осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
· трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
· отвечать на вопросы по прочитанному;
· высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
· пересказывать содержание прочитанного;
· устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Базовые учебные действия
1 Личностные:
· осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
· самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2 Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс). Обращаться за помощью и принимать помощь;
· использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
· договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3 Регулятивные:
· входить и выходить из учебного помещения со звонком
· ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
· адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
· работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
· принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
· активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
· соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
· передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
4 Познавательные:
· выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
· устанавливать видородовые отношения предметов;
· называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
· пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
· читать;
· наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
· работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
III класс – 25 – 30 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого: выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ в соответствии с главными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает полными словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
III. Содержание учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика» 4 часа в неделю, 140 часов в год.
Чтение в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении, чтения во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
1. Техника чтения.
· Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
· Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
· Чтение про себя простых по содержанию текстов.
2. Понимание читаемого.
· Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
3. Развитие устной речи.
· Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
· Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
4. Внеклассное чтение.
· Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
5 Примерная тематика.
· Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
IV. Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата |
Здравствуй, школа! |
|||
1 |
Сентябрь. М. Садовский. По В. Воскобойникову «Веселая улица» В. Берестов «Первое сентября», (По В. Драгунскому «Завтра в школу». |
1 |
|
2 |
Пятерки. По Э. Шиму. Смешинка. Котенок хочет в школу. В. Берестов, «Кто лучшим будет». В. Бирюков. |
1 |
|
3 |
По В. Хомченко «Обида». А. Аксенова «Наша учительница». Школьные загадки.
|
1 |
|
Осень наступила… |
|||
4 |
О. Высотская «Осень». По Ю. Ковалю «Последний лист». А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» |
1 |
|
5 |
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». В. Степанов «Воробей». |
1 |
|
6 |
По А. Баркову «Лето на веревочке» Е. Благинина «Улетают, улетели…». По Э. Шиму «Ворона и лисица». |
1 |
|
7 |
По Л. Воронковой «За кормом для птиц». Г. Ладонщиков «В октябре». |
1 |
|
8 |
По Н. Сладкову «Страшный невидимка» |
1 |
|
9 |
А. Плещеев «Осень наступила». По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». |
1 |
|
10 |
Н. Майданик «Доскажи словечко». Осенние загадки. |
1 |
|
Учимся трудиться |
|||
11 |
Ю. Тувим «Все для всех». По Д. Габе «Работа» |
1 |
|
12 |
В. Орлов «Мои помощники». |
1 |
|
13 |
По А. Потаповой «Бабушка и внучка». |
1 |
|
14 |
Б. Заходер «Повара». По М. Дружининой «Сюрприз». |
1 |
|
15 |
О. Высотская «Маргаритка». По В. Хомченко «Пуговица». |
1 |
|
16 |
Г. Ладонщиков «Портниха». В.Осеева «Пуговица». |
1 |
|
17 |
По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол». |
1 |
|
18 |
По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело». |
1 |
|
19 |
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». |
1 |
|
Ребятам о зверятах |
|||
20 |
По Е. Чарушину «Лисята». По Н. Сладкову «Лисица и еж», Е. Тараховская «Заяц». |
1 |
|
21 |
По М. Пришвину «Еж». |
1 |
|
22 |
По А. Баркову «Материнская забота». |
1 |
|
23 |
По Г. Снегиреву «Белек». В. Приходько «Пин и Гвин», По Б. Житкову «Галка».
|
1 |
|
24 |
По В. Гаранжину «Куринный воспитанник». |
1 |
|
25 |
По М. Тарловскому «Добрый волк». |
1 |
|
26 |
По Н. Носову «Живая шляпа». |
1 |
|
27 |
По Н. Павловой «Котята». В. Берестов «Кошкин щенок» (в сокращении). |
1 |
|
28 |
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». |
1 |
|
Чудесный мир сказок |
|||
29 |
Лиса и журавль. (Русская народная сказка) |
1 |
|
30 |
Храбрый баран. (Русская народная сказка) Лиса и тетерев. (Русская народная сказка) |
1 |
|
31 |
Овечка и волк. (Украинская народная сказка) |
1 |
|
32 |
Медведь и пчелы. (Башкирская народная сказка) |
1 |
|
33 |
Тигр и лиса. (Таджикская народная сказка). Лиса и куропатка. (Французская народная сказка). |
1 |
|
34 |
Куцый Хвост. (Абхазская народная сказка). |
1 |
|
35 |
Глупый котенок. (Удмуртская народная сказка) |
1 |
|
Зимушка – зима |
|||
36 |
Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня) Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки |
1 |
|
37 |
Декабрь. М. Садовский. Как елку наряжали. По Л. Воронковой |
1 |
|
38 |
В новогоднюю ночь. С. Попов. Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву |
1 |
|
39 |
Такой вот герой. По А. Потаповой. Такой вот герой. По А. Потаповой |
1 |
|
40 |
Зима (отрывок) С. Есенин. Подарок. С. Суворова |
1 |
|
41 |
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину. С прогулки. В. Шевчук |
1 |
|
42 |
Неудачная находка. По М. Быковой. Детство (в сокращении). И. Суриков |
1 |
|
43 |
Что за зверь? По Е. Чарушину. Не стучать - все спят. По Э. Шиму |
1 |
|
44 |
Не стучать - все спят. По Э. Шиму. Зайка. В Степанов |
1
|
|
45 |
Еловая каша. По Н. Сладкову. Снежок (в сокращении).З. Александрова |
1 |
|
46 |
Коллективная печка. По Е. Баруздину. Доскажи словечко. (Зимние сказки). В. Аникин. Н. Майданик |
1 |
|
Так нельзя, а так можно |
|||
47 |
Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой. Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой |
1 |
|
48 |
Птица-синица. По В. Хомченко. Дельный совет. Г. Ладонщиков |
1 |
|
49 |
Косточка. По Л. Толстому. Праздничный стол. По С. Георгиеву |
1 |
|
50 |
За игрой. В. Берестов. Бревно. С. Баруздин. Как Артемка котенка спас. А. Седугин |
1 |
|
51 |
Подвиг. По В. Осеевой. Лесные доктора. По В. Бирюкову |
1 |
|
Весна в окно стучится. |
|||
52 |
«Зима недаром злится». Ф. Тютчев. Весенняя песня. По В. Бирюкову. Веснянка. (Украинская народная песня) |
1 |
05.03. |
53 |
Сосулька. По Э. Шиму. Выгляни, солнышко... (Русская народная песня). |
1 |
12.03. |
54 |
Мамин портрет. С. Вербова. Разноцветный подарок. П. Синявский |
1 |
16.03. |
55 |
Тихо-тихо. А. Седугин. Лицом к весне. Р. Сеф |
1 |
19.03. |
56 |
Ледоход. С. Вербова. Сон медвежонка. По Р. Фархади. Медведь проснулся.Г. Ладонщиков |
1 |
02.04. |
57 |
Заяц на дереве. По В. Бианки. Наши гости. С. Погореловский |
1 |
07.04. |
58 |
Скворушка. По Г. Скребицкому, Весенняя гостья. И. Белоусов. Пчелки на разведках.По К. Ушинскому |
1 |
|
59 |
Тюльпаны. По А. Баркову. Доскажи словечко. (Весенние загадки). Е. Савельева |
1 |
|
Веселые истории. |
|||
60 |
Перепутаница. Р. Фархади. Эхо. По Г. Остеру |
1 |
|
|
|
1 |
|
61 |
Кто кем становится. В. Шибаев (в сокращении). Волшебный барабан. А. Усачев. Шишки. М. Пляцковский. Портрет. По Ю. Степанову Булочная песенка. М. Бородицкая |
1 |
|
Родина любимая. |
|||
62 |
Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков. Наше Отечество. По К. Ушинскому. Флаг России. По Т. Кудрявцевой |
1 |
|
63 |
Главный город страны. М. Ильин. Песня. В. Степанов. День Победы. А. Усачев. Страшный клад. По С. Баруздину |
1 |
|
Здравствуй, лето!
|
|||
64 |
Что такое лето? А. Усачев Что сказала бы мама? По Л. Воронковой |
1 |
|
65 |
Земляника. М. Дружинина. Куда исчез гриб? По В. Хомченко |
1 |
|
66 |
Еж-спаситель. По В. Бианки. Жарко. Р. Фархади |
1 |
|
67 |
Верное время. По Э. Шиму Доскажи словечко. (Летние загадки). Е. Савельева |
1 |
|
68 |
Проверь себя!Заключительный урок |
1 |
|
Контрольно - измерительные материалы по чтению для 3 класса
1 полугодие 1 вариант Дедушка. Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.(23 слова) 2 вариант Как Алик напугал маму и папу. Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки. А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!(37 слов)
|
2 полугодие 1 вариант Игрушки. У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи. (23 слова) 2 вариант В роще. Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (38 слов) .К. Ушинский |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.