Инновационные практики Университетского образовательного округа Профориентация и самоопределение обучающихся как формула успеха выпускника XXI века
Оценка 4.9

Инновационные практики Университетского образовательного округа Профориентация и самоопределение обучающихся как формула успеха выпускника XXI века

Оценка 4.9
docx
31.03.2024
Инновационные практики  Университетского образовательного округа Профориентация и самоопределение обучающихся как формула успеха выпускника XXI века
Статья.docx

Работа учителя изобразительного искусства

Государственного общеобразовательного учреждения                                       Луганской Народной Республики «Брянковская средняя школа №9»

Маркиной Евгении Геннадьевны

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные практики

Университетского образовательного округа

Профориентация и самоопределение обучающихся как формула успеха выпускника XXI века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии. Это сложный и ответственный шаг в жизни каждого, ведь правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек прокладывает свою личную жизненную траекторию успеха.

Согласно исследованиям, лишь 10-15% подростков имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в выборе. Вот здесь-то на помощь им призваны прийти мы, их наставники. Основная цель данной деятельности – подготовить старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.

В последние годы перед системой образования Луганской Народной Республики стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. Одним из способов  решения этой задачи стало создание педагогических классов в школах республики.

Профессиональное воспитание будущего учителя — это длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение и начала работы.

С сентября 2020 года в ГОУ ЛНР «Брянковская средняя школа №9»  был открыт профильный 10 класс педагогической направленности, целями которого являются формирование у старшеклассников представления о педагогической профессии, ориентирование обучающихся в системе ценностей, отражающих специфику педагогической деятельности, соотнесение собственных возможностей и представлений о профессии.

Первый шаг в открытии класса нового типа - заключение договоров о сотрудничестве с Луганским государственным педагогическим университетом и  обособленным подразделением «Стахановский педагогический колледж» с целью осуществления профессионально-педагогической  ориентации обучающихся.

Преимуществом образовательного процесса в педагогическом классе является включение в учебный план профильных предметов: «Введение в педагогическую профессию» (9,10 классы), «Этика и психология семейной жизни»(10класс), которые ведут преподаватели Стахановского педагогического колледжа; «Риторика», курс внеурочной деятельности «Тренинг-клуб деловой активности»,  проводимые практическим психологом школы. Это дает возможность обучающимся познать себя, раскрыть свой потенциал, соотнести требования к профессии и личные способности, а также способствует «становлению целостного представления обучающихся педагогического класса о профессиональной деятельности учителя» [2, с.3 ].

На начальном этапе самоопределения обучающихся большую роль играет реализация практической деятельности: в системе  работы педкласса имеют место педагогические пробы: проведение танцевальных и игровых перемен в 1-4 кл. Старшеклассники разучивают с малышами  игры, учатся их методически грамотно проводить. Наблюдения показывают, что большинство успешно справляются с пробами данного уровня, хотя уже на этом этапе можно увидеть тех, кто испытывает трудности. В этом случае преподаватели помогают выявить причины неудач и способы их преодоления, то есть наметить индивидуальную программу деятельности в рамках допрофессионального обучения.

На  этом этапе были организованы  "Педагогические общения" обучающихся  10 класса и студентов, преподавателей Стахановского педколледжа. Данное мероприятие было нацелено на формирование  духовных и нравственных качеств личности, на мотивацию к выбору педагогической деятельности,  развитие коммуникативных компетенций.

Пробы второго уровня носят более самостоятельный, творческий  характер и представляют собой практическую деятельность, связанную с проведением воспитательных мероприятий сначала в начальном звене, а затем и в среднем.

Такой деятельностью для обучающихся педкласса стало проведение «Дня здоровья», классных часов в 1-8 классах, организация эвакуации школьников в случае чрезвычайных ситуаций, квест - игра « Здоровому все здорово!».

В результате проб первого и второго уровней  выделяются несколько групп обучающихся:

  - наиболее успешные с высокой профессиональной мотивацией;

- успешные, но с низким уровнем мотивов выбора педагогической профессии;

 -  не очень успешные, но с высокой профессиональной мотивацией;

 - обучающиеся, которые осознают, что их выбор педагогического класса не является оптимальным профессиональным выбором.

Дальнейшая работа строится с учетом этих групп.

Большое значение на данных  этапах имеет рефлексия полученных результатов.

На следующем этапе обучения была  организована экскурсия в отдел образования Администрации города Брянки и в городской методический кабинет, где обучающимся представилась возможность побеседовать с начальником отдела образования, получить  ответы на волновавшие вопросы.

Не менее познавательной стала встреча с методистами Брянковского ГМК,  прошедшая в форме интерактивной дискуссии,  в ходе которой применялись игровые технологии по развитию коммуникативных навыков будущих педагогов. Данное мероприятие способствовало формированию устойчивого интереса у обучающихся к педагогической деятельности.

Отличалась достаточной продуктивностью экскурсия в «Стахановский педагогический колледж», где обучающиеся получили возможность попробовать себя в роли учителей, а также принять участие в конкурсах и предметных квестах, задать вопросы и получить ответы от преподавателей колледжа, пообщаться еще раз со студентами, познакомиться с правилами поступления и обучения в  данном учреждении, почувствовать добрую атмосферу образовательной среды.

Пробы третьего уровня требуют умений целеполагания, планирования своей деятельности, отбора содержания и форм, анализа своих действий. Сюда можно отнести работу в качестве вожатых в пришкольных лагерях, осуществление самостоятельных проектов, связанных с организацией воспитания младших школьников, проведение дня самоуправления, дня дублера в школе,  уроков в начальных классах.

Обязательным элементом на этом этапе является организация педагогического анализа [2.с 197] . Обучающиеся должны понять, смогли ли они достичь поставленных целей, посмотреть на свою деятельность со стороны. По итогам первого года обучения десятиклассниками был создан социальный ролик «А ты поступил в педагогический?»,  отснят телерепортаж «Один день из жизни педкласса». Данная работа свидетельствует о том, что  обучение в педагогическом классе вызывает интерес у обучающихся.

В 2021-2022 учебном году в педклассе продолжают   реализовываться различные социальные проекты, акции, ребята являются активными членами волонтерского отряда «Сердце Данко», постоянными  участниками школьного самоуправления. Продолжается работа по сбору материалов (пишутся эссе, подбираются фотографии) для устного журнала и дискуссии на тему: «Образ идеального педагога». Совместным продуктом деятельности обучающихся стала исследовательская работа «Образ учителя в художественной литературе». 

«Учитель – это человек являющийся высшим авторитетом в какой-либо области, имеющий последователей».[5.с.67] В канун профессионального праздника была организована встреча двух поколений: обучающихся педкласса и ветеранов педагогического труда.  

С сентября месяца 2021 года  вся старшая школа обучается на профильном уровне, имеет перспективный план работы,  учебно-методические пособия «Введение в педагогическую профессию: основы педагогики», свою эмблему.

В рамках проекта «ПЕДкласс в гостях у ПЕДвуза» ведется работа по организации посещения Луганского государственного университета для ознакомления со структурными подразделениями учреждения, условиями поступления и обучения в ВУЗе.  Налаживаются  взаимоотношения с педагогическими классами из других городов Луганской Народной Республики.

Силами обучающихся  предпрофильного 9 класса организовано представление кукольного театра в детском саду, что позволило юным артистам  продемонстрировать свои актерские способности и  вызвать тем большой интерес у малышей.

В практику работы школы все больше входят кинотренинги с показом лучших художественных  фильмов о деятельности педагогов

Продолжается работа над проектом «Педагоги во все времена», в рамках которого обучающиеся знакомятся с жизнью и деятельностью знаменитых учителей  всех времен и народов.

На девять месяцев учебного года запланирован блок мероприятий «Девять шагов в профессию», где каждый этап имеет свою направленность.

Каждый человек - это маленькая частичка большого общества, в котором мы живем, и  очень важно реализоваться в нем и стать успешным.

«Педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека, улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе, духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества» [2, с.15].  Из этого следует, что ориентация на педагогическую деятельность обучающихся, их самоопределение в мире профессиональной культуры, выработка у них системы профессиональных ценностей педагога – залог успешного развития и процветания общества.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                      Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1985.-448с.

2.                      Введение в педагогическую профессию: основы педагогики: учебно-методическое пособие для учителей педагогических классов общеобразовательных организаций / Под ред. О.Ф.Турянской; ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ».-Луганск:Книга,2021.-208с.

3.                      Зюзюн И.А. Основы педагогического мастерства/ И.А.Зюзюн. –М.:Просвещение, 1989.-301с.

4.                      Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.Б.М.Бим-Бад.-3-е изд., стер.: БРЭ, 2009.-527с.

5.                      Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие, 2-е изд.-М.: Высш.шк., 1990.-576с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Работа учителя изобразительного искусства

Работа учителя изобразительного искусства

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии

Стахановский педагогический колледж» с целью осуществления профессионально-педагогической ориентации обучающихся

Стахановский педагогический колледж» с целью осуществления профессионально-педагогической ориентации обучающихся

Такой деятельностью для обучающихся педкласса стало проведение «Дня здоровья», классных часов в 1-8 классах, организация эвакуации школьников в случае чрезвычайных ситуаций, квест - игра «

Такой деятельностью для обучающихся педкласса стало проведение «Дня здоровья», классных часов в 1-8 классах, организация эвакуации школьников в случае чрезвычайных ситуаций, квест - игра «

Обязательным элементом на этом этапе является организация педагогического анализа [2

Обязательным элементом на этом этапе является организация педагогического анализа [2

Силами обучающихся предпрофильного 9 класса организовано представление кукольного театра в детском саду, что позволило юным артистам продемонстрировать свои актерские способности и вызвать тем большой интерес…

Силами обучающихся предпрофильного 9 класса организовано представление кукольного театра в детском саду, что позволило юным артистам продемонстрировать свои актерские способности и вызвать тем большой интерес…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024