Конспект урока "Радуга" 6 класс
Оценка 4.7

Конспект урока "Радуга" 6 класс

Оценка 4.7
docx
07.04.2024
Конспект урока "Радуга" 6 класс
Конспект урока Радуга 6 класс.docx

Подготовила учитель изобразительного искусства

 Маркина Евгения Геннадьевна

ТЕМА УРОКА:    Цветовой спектр. Тёплые и холодные цвета.

Тип урока:урок введения в тему с углублёнными практическими приёмами и навыками.

Форма урока: проблемный урок.

Цель урока :

обучающая: 

-знакомство с основами цветоведения;

-знакомство с принципами работы при использовании цветового круга;

-отработка приемов создания расширенной цветовой палитры на основе полученных знаний.

развивающая: 

- развивать умения анализировать, обобщать и делать соответствующие выводы на основе несложных экспериментов;

-развивать умение нестандартно мыслить.

воспитательная: 

-способствовать пробуждению интереса к исследовательской деятельности;

-прививать навыки самостоятельной организации совместной работы в группах.

Планируемый результат обучения и УУД: личностно-познавательный.

Оборудование урока: Плакаты с цветовым кругом и цветовой гаммой.Примеры выполнения цветового спектра. Ноутбук. Краски (акварель, гуашь), кисти, вода, палитры, салфетки, карандаши, линейки, цветовой круг, плотная ткань, альбомы, карточки с заданиями, листы для ответов, рисунок радуги для раскрашивания, шаблоны лепестков цветка.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

Учитель :

Здравствуйте, ребята! Давайте отметим присутствующих на уроке  и проверим, все ли у нас готово. На столе у вас есть бумага, простые карандаши, ластики, цветные акварельные краски , кисти, стаканчики  с водой.

II .Актуализация знаний.

Сообщение темы и целей урока.

 Учитель:        Разноцветные ворота

                           На лугу построил кто-то,

                           Но пройти в них нелегко,

                           Те ворота высоко.

     Постарался мастер тот,

         Взял он красок для ворот.

        Ни одну, ни две, ни три –

           Целых семь, ты посмотри!

    Как ворота те назвать?

                                                               (Радуга)

Красивая радуга частенько   радует глаз после дождика. Но, что такое радуга? Как она появляется и из чего состоит? На самом деле все очень просто. Радуга — это проходящие лучи солнца или иногда луны через висящие в воздухе микроскопические капли воды. Попадая в каплю свет в капле преломляется и распадается на спектр разных цветов. Поэтому мы видим переливающуюся разными цветами радугу. Одни цвета видны лучше, другие слабее из-за длины волны. Хуже всего виден фиолетовый цвет, а лучше всего красный. С земли видна только часть радуги в виде окружности. Чтобы увидеть полную окружность радуги, нужно подняться высоко на гору или лететь на самолете. Многие из нас с детства помнят стишок, который позволяет запомнить 7 классических цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Каждый - красный

Охотник - оранжевый

Желает - желтый

Знать - зеленый

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый

 

 

https://look.com.ua/pic/201411/1680x1050/look.com.ua-112683.jpgОднако, радуга вовсе не семицветная, как принято говорить. В ней цвета непрерывно сменяют друг друга переходя из одного в другой и состоит  более чем миллиона цветов, включая цвета, которые человеческий глаз не может увидеть.. Поэтому цветов и оттенков в ней на много больше.

III. Формирование новых знаний.

Учитель:

Как радугу  нарисовать? Если у нас для работы приготовлены только три краски, они вот тут в коробке. Какие это цвета? Почему именно эти цвета?

Все цвета имеют относительную  Упрощенное деление цветового круга на теплую и холодную половину.Некоторые уже готовы дать ответ на вопросы, но не спешите, пусть задумаются все. А смогут ли они дать правильный ответ? Сегодня мы с вами  досконально разберемся, что влияет на теплоту цвета и почему цвет становится теплым или холодным. И начнем с самого начала. Когда детей на уроках рисования обучают делению цветов на теплые и холодные, обычно говорят, что синий, голубой, бирюзовый, фиолетовый - холодные цвета, а желтый, коричневый, оранжевый, красный - теплые. Для закрепления этой связи приводят ассоциативный пример: зима и лед - холодные, а лето и огонь - теплые. Это, безусловно, правильно.

 

         Сегодня вы приглашены в художественную лабораторию. В работе примут участие сотрудники трех «научных объединений», которые будут работать в одинаково оборудованных лабораториях. Посмотрите, все ли у вас готово к исследованию и экспериментам?

А темой нашего исследования станут?.. Вы уже догадались? (Краски)

Лабораториям будет предложено выполнить работу в соответствии с намеченным планом. Работа сотрудников должна быть слаженной, разработки считаются секретными и сотрудниками не должны разглашаться преждевременно. Их результаты необходимо фиксировать на листе и передавать на экспертизу. По результатам экспертизы выявится успешность работы в группах.

V. Практическая работа.

Задание 1: в коробке три баночки с различной краской. Эти цвета краски художники называют основными. Что это за цвета? Выберите их из своих красок и нанесите на лист бумаги, приготовленный для ответов, он под номером один. Коротко напишите ответ на вопрос: «Почему их называют основными?»

Правильный ответ: Красный, желтый, синий – основные цвета, их нельзя получить путем смешивания других красок. При их смешивании можно получить множество других цветов. (Дается краткий анализ успешности выполнения заданий после их выполнения)

Нанесите эти цвета на рисунок радуги. Для этого давайте вспомним, в каком порядке располагаются цветные полосы на ней: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Мы видим, что между основными цветами остались не закрашенные полосы.

 Задание 2: Запишите формулу получения оранжевого, зеленого и фиолетового цвета (исходные цвета: красный, желтый и синий), поэкспериментируйте, найдите правильный подбор красок.

Запишите ответ на листе под номером два:

? цвет + ? цвет  = оранжевый

? цвет + ? цвет  = зеленый

? цвет + ? цвет  =  фиолетовый

         Образцы красок приготовьте для закрашивания радуги. Правильно организуйте работу в лаборатории, так как время ограничено. Работа должна быть завершена, как только стихнет мелодия песни «Радуга».

Нанесите получившуюся краску на сектора радуги. Почему у каждой группы цветовой оттенок различен, хотя каждый из вас выполнял одно и то же задание, от чего это зависит? (От соотношения количества того или иного цвета).

На радуге осталась одна полоса не закрашенной. Какого цвета эта полоса? (Голубого) И мы еще раз с вами пришли к выводу, что  спектр радуги состоит из семи цветов.

         Радугу на небе после дождя наблюдал каждый из вас, но более подробное  объяснение этого явления вы узнаете чуть позже на уроках физики. На этих уроках вы подробно узнаете, как английский физик Исаак Ньютон сумел рассмотреть все эти цвета. Но вначале Ньютон насчитал в радуге всего лишь пять цветов: синий, зеленый, желтый, красный и фиолетовый. После многочисленных исследований он заметил еще один цвет (оранжевый), число шесть не устроило ученого, тогда он добавил еще один цвет, который сумел рассмотреть, это был цвет «индиго».

          Вы думаете, радуга у всех народов мира семицветная? Нет, это не так, от чего это зависит, постарайтесь самостоятельно найти ответ на этот вопрос. На следующем уроке вы обязательно должны поделиться своими открытиями.

А всегда ли мы способны различать цвета, множественные их оттенки, от чего это зависит? В каких случаях, человек перестает различать цвет? (В темноте) Как это проверить экспериментально?

Задание 3: За одну минуту придумайте, как организовать проведение эксперимента, с целью исследования возможности различать цвет при различном освещении с помощью подручных предметов.

Через минуту обсуждаются варианты проведения эксперимента и наиболее удачные предложения проделываются. В результате учащиеся должны убедиться, что при полном отсутствии света цвет различить невозможно. Если свет проникает на образец, то чем интенсивнее лучи света, тем легче определить цвет. (При эксперименте может использоваться любая плотная ткань, не пропускающая свет)

           Конечно, в изобразительном искусстве мы не заостряем внимание на природу происхождения понятия цвета. Мы воспринимаем цвет как качество среды, окружающей нас. Цвет и свет - созвучные слова, но не только. Эти понятия взаимосвязаны друг с другом.

Ньютон утверждал, что если смешать цветной спектр лучей, то в результате получится белый спектр, с ним совершенно не согласились другие ученые, они посчитали это заявление утопией, но в результате Ньютон оказался все же прав. (Красный, синий и зеленый луч света, при их совмещении образуется белый свет)

         Откройте программу «Paint» на ваших ноутбуках. В палитре найдите белый цвет и посмотрите на его состав (в равных пропорциях красный, синий и зеленый цвет). А можно ли получить такой же результат с красителями?

Задание 4Попробуйте получить белый цвет путем смешивания красок. Напишите формулу, если сумеете это сделать. К какому выводу можно прийти?

Правильный ответ: Белый цвет нельзя получить в результате механического смешивания красок.

        Цветовая палитра на наших компьютерах - это результат смешивания цветных лучей. А мы имеем дело с красителями.

Ранее нами уже было установлено, что основные цвета (красный, синий и желтый) нельзя получить при смешивании красок. Давайте проверим «чистоту» данных оттенков на компьютерной палитре.

Вывод: В световой палитре основными цветами является красный, синий и зеленый цвет (желтого чистого цвета нет), поэтому если проверить наши формулы по способу получения оранжевого, зеленого и фиолетового цвета, то они будут отличаться от компьютерной версии.

Давайте найдем на компьютерной палитре черный цвет и обратим внимание на его состав. Кто сможет объяснить это? (Черный цвет - отсутствие цвета (света))

Задание 5: Попробуйте путем смешивания красок получить черный цвет. Возможно ли это? Если возможно, то запишите формулу:

? цвет +? цвет +? цвет = черный цвет

(Время на выполнение задания до окончания звуков мелодии («Черный кот»).

Вывод: Черная краска получается путем смешивания красного, синего и желтого цвета. Опять мы видим различие между компьютерной палитрой и возможностью наших красок.

Как можно использовать белую и черную краску при смешивании, посмотрите на экран компьютера. Чем больше добавляем белой краски, тем светлее получаются оттенки одного и того же цвета, а с черной краской все наоборот. А если смешать черную и белую краску, то какой получится цвет? А возможно ли получить аналогичный результат с помощью красок?

Задание 6: Проверьте возможность получения светлых и темных оттенков с помощью смешивания красок и представьте цветовой отчет на листе номер шесть.

Вывод: При добавлении белой краски получаются светлые оттенки этой же краски, при добавлении черной – темные.

Давайте вернемся к радуге, у нас остался не закрашенным один сектор. Какой цвет мы должны сейчас получить? Голубой – оттенок синего цвета. Какой это оттенок: светлый или темный? (Светлый)

Задание 7Приготовьте краску для закрашивания последнего сектора радуги.

Для художников умение работать с радужным спектром очень важно, для удобства в работе радугу превратили в радужный круг. (Каждой группе раздается цветовой круг).В нем мы видим наши основные цвета: красный, желтый, синий. Между ними цвета, которые были получены при смешивании. Между красным и желтым цветом – оранжевый цвет, между желтым и синим – зеленый, а между синим и красным – фиолетовый. Но на нашем круге нет еще красок, о которых мы сегодня говорили. Каких здесь нет красок? (Белой и черной) Почему их здесь нет?

Вывод: Белый и черный цвета – ахроматические цвета (бесцветные) с помощью них получают различные оттенки.

Давайте продолжим изучение особенностей смешивания красок. В нашем следующем эксперименте потребуется цветовой круг и линейка.

Задание 8: Приложите линейку к цветовому спектру так, чтобы его центр оказался на линейке. Посмотрите, какие цвета можно соединить между собой, если проведем линию. Смешайте эти цвета (каждый учащийся в группе смешивает свою пару цветов, выбранных на спектральном круге). Что у вас получилось? Запишите общий вывод на листе номер восемь.

Вывод: При смешивании двух цветов, расположенных друг напротив друга, получается серый оттенок.

Задание 9: Смешайте три соседних оттенка. Что у вас получится? Запишите вывод на листе номер девять.

ВыводГармоничные цветовые сочетания (которые можно получить с помощью цветового круга) при смешении входящих в них оттенков дают серый цвет — уравновешивая, поглощают друг друга.

Удачных цветовых оттенков в двух этих случаях мы не сможем получить, но есть множество других способов смешивания красок, когда получаются яркие насыщенные цвета. Попробуйте создать несколько таких оттенков, которые смогут расширить уже имеющуюся у вас цветовую палитру.

Задание 10: Каждый участник эксперимента, создает собственные формулы различных цветов. Свои достижения каждый ученик фиксирует в личном альбоме. (Работа под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»)

IV. Закрепление знаний.

Игра «Корзиночка»: ответить на вопросы по теме: «Разноцветная радуга».

1.                 На минутку в землю врос разноцветный чудо – мост.  (Радуга)

2.                 Назовите все цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

3.                 Какие цвета являются основными или главными? (Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета)

4.                 Как получается фиолетовый цвет? (Смешиваем синий и красный цвет)

5.                 А если мы желтый смешаем и красный, какой тогда цвет получаем? (Оранжевый)

6.                 Голубой платок, алый колобок  по платку катается, людям улыбается.                     (Небо, солнце)

VI . Анализ работ. Подведение итогов.

Учитель:  Сегодня за урок мы создали и проанализировали множество цветовых оттенков.  

     

      В результате:          Поспорили краски, какая важнее,

  Какая художнику краска нужнее?

                                            Кричала зеленая: «Я! Это я!

           Я - травка, я листья! Ну как без меня!?»

        Воскликнула синяя: «Чем же я хуже?

   Я - море и речка! Я - небо и лужи!»

      - А звезды и солнце раскрасите чем?

                                           Я, желтая, тоже, полезная всем!

     Обиделась красная: «Знаете, сестры,

        Конечно, нужны нам и небо, и звезды,

Но красную если ребята забудут,

            Рисунки их очень уж скучными будут...

              Добавьте вы к желтому чуточку красной-

    Оранжевый будет, весёлый и ясный.

    А красного каплю добавите в синий,

           То цвет фиолетовым станет, красивым…

  Задумались краски: «Какая важнее?

         Вот с белым, конечно, рисунки нежнее,

   И черная краска всегда пригодится:

     Машины, деревья, дороги и птицы…

        И кто же, скажите, спор наш рассудит:

       Какая из красок здесь главная будет?»

                                          Сказала им кисточка: «Знаю ответ:

         Из вас ниодной самой главной тут нет!

                                          Любые цвета: зеленый, лиловый,

     Сиреневый, белый и даже бордовый,

                                          Оранжевый, розовый и голубой

      Всегда пригодятся в палитре любой!»

С. Петушков

              Нам еще предстоит научиться умелому использованию цветовой палитры в своих рисунках. Гармоничный подбор красок – это искусство, секреты которого нужно освоить.

            Наши лаборатории закрываются, вы сегодня убедились, что успех открытий зависит от слаженной работы всего коллектива при умелом распределении обязанностей и поддержке друг друга. По итогам экспертных заключений каждой лаборатории присуждается почетное звание «Кандидат в мастера по созданию цвета I, II, III степени».

А сейчас попытайтесь выразить свое впечатление от нашего урока с помощью цвета краски, нанесите ее на один из лепестков цветка, которые приготовлены на ваших столах, а я раскрашу серединку и выражу свое впечатление вместе с вами.

При выходе из кабинета учащиеся раскладывают свои лепестки вокруг середины и формируют цветок.

 

 

 


 

Подготовила учитель изобразительного искусства

Подготовила учитель изобразительного искусства

Сообщение темы и целей урока.

Сообщение темы и целей урока.

Однако, радуга вовсе не семицветная, как принято говорить

Однако, радуга вовсе не семицветная, как принято говорить

Сегодня вы приглашены в художественную лабораторию

Сегодня вы приглашены в художественную лабораторию

Образцы красок приготовьте для закрашивания радуги

Образцы красок приготовьте для закрашивания радуги

Конечно, в изобразительном искусстве мы не заостряем внимание на природу происхождения понятия цвета

Конечно, в изобразительном искусстве мы не заостряем внимание на природу происхождения понятия цвета

Вывод: Черная краска получается путем смешивания красного, синего и желтого цвета

Вывод: Черная краска получается путем смешивания красного, синего и желтого цвета

Что у вас получилось? Запишите общий вывод на листе номер восемь

Что у вас получилось? Запишите общий вывод на листе номер восемь

В результате: Поспорили краски, какая важнее,

В результате: Поспорили краски, какая важнее,

Наши лаборатории закрываются, вы сегодня убедились, что успех открытий зависит от слаженной работы всего коллектива при умелом распределении обязанностей и поддержке друг друга

Наши лаборатории закрываются, вы сегодня убедились, что успех открытий зависит от слаженной работы всего коллектива при умелом распределении обязанностей и поддержке друг друга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024