ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Учитель в любое время - краеугольный камень, на котором держится процесс и образования, и воспитания личности. Современная школа много требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности. Одной из главных задач педагога – помочь учащемуся раскрыть свои способности, таланты, помочь ему стать полноценной личностью, стать неотъемлемой частью современного общества.
В настоящее время важнейшими приоритетами Новой
образовательной политики РК являются:
• повышение качества обучения и воспитания
учащихся;
• соответствие системы образования стратегическим
планам социально-экономического развития страны.
Планы правительства РК нацелены на широкомасштабные
инновационные преобразования в соответствии с Посланием Президента РК
Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее, Астана», 17 января 2014 года.
Основная
цель, которую ставит Глава государства в своем Послании – это то, что к 2050
году наша страна должна войти в тридцатку самых развитых государств мира. В Казахстане объявлена новая экономическая
политика, Нурсултан Назарбаев назвал ее «Нурлы жол». Президент страны Нурсултан
Абишевич Назарбаев в своем Послании поставил четкие и достижимые цели, еще раз
продемонстрировав глобальный подход, глубину мышления и политическую
дальновидность. В Послании Н.А.Назарбаева получила обоснование ключевая идея
консолидации наших устремлений и усилий, нашего неустанного труда –
Мәңгілік Ел.
Мәңгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которая сейчас перед нами ставит задачи на десятилетия вперед, а это значит у нашей страны большое будущее.
Президентом в первую очередь ставятся и рассматриваются самые насущные вопросы образования, науки, здравоохранения и социальной защиты казахстанцев, ставятся вопросы воспитания молодежи, принятия Патриотического акта «Мәңгілік ел».
В патриотическом акте «Мәнгілік ел» представлена национальная идея в основе, которой лежат все ключевые ценности, о которых мечтали наши отцы, наши предки. Нашему подрастающему поколению предстоит сохранить наши ценности и строить будущее страны. Воспитание казахстанского патриотизма является неотъемлемой частью сохранения духовности и культуры народа.
В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.
Идею Мәңгілік Ел в достаточно расширенном варианте президент Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050". Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2014 года.
Реализация идей заложенных в Послании Президента требует мобилизации большого количества ресурсов и прежде всего это выражается в необходимости реформирования образовательной идей, применяемых образовательных и воспитательных технологий и конечно же реформирования сознания всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей. Современный ученик - это человек , который уже сегодня способен сформулировать свой собственный заказ, последние социологические исследования подтверждают, что сегодняшний выпускник ждёт от школы прежде всего возможности обеспечить себе будущее , то есть знаний которые позволят ему устроиться в новой стремительно меняющейся жизни.
«Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский
языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками
критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Говоря об
обучении, нельзя не затронуть важную составляющую процесса - воспитание, и
можно ли вообще говорить об этих двух компонентах отдельно , конечно же нет, мы
учим воспитывая, а воспитываем обучая – эта истина стала фундаментом любой
образовательной системы уже не одно столетие назад, и сегодня в рамках идеи «Мәнгілік Ел» она звучит не
менее актуально. Воспитать гражданина, патриота, интеллектуала можно лишь в
эффективной среде, в которой созданы все условия для гармоничного развития
личности. Перед нами стоит сложная задача сформировать эту среду, подключив к
диалогическому, в полном смысле, обучению все компоненты социума – родителей,
учителей, общественность, этнокультурные объединения. Лишь только в полном
взаимодействии мы можем рассчитывать на результат в процессе формирования
молодого человека – способного в дальнейшем принести пользу не только себе , но
и стране, народу.
Исходя из этих требований, наша школа ставит перед собой задачу - создание максимальных благоприятных условий для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании.
Известно, что личность существует, проявляется и формируется в деятельности и отношениях с другими людьми. Важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей, с обществом. Поэтому основной целью является создание условий для социализации личности и понимается как процесс усвоения социального опыта и различных способов жизнедеятельности.
Инновационную работу педагогического коллектива по реализации Национальной идеи «Мәнгілік Ел» определяет миссия школы, которая заключается в создании условий для развития социализации личности и обеспечения качественного образования каждого ученика школы, путём:
· создания безопасной, здоровьесберегающей среды, содержащей необходимые для организации современного образовательного процесса ресурсы;
· ориентации содержания на приобретение учащимися основных компетентностей, особенно навыков самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;
· построения образовательного процесса, в центре которого находятся интересы ребёнка, используются методы, стимулирующие мотивацию непрерывного образования и личную ответственность ученика за результаты обучения, с учётом возможностей решения задач социализации средствами образовательных предметов.
Решение частных и целевых задач развития личности зависит и от реализации потенциальных воспитательных возможностей каждой образовательной области: естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивает экологическую культуру личности; гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся; образовательная область «Технология» создает условия актуализации знаний по основам наук в предметной социальной деятельности, благодаря чему формируется культура труда, организаторские способности и поисковая активность личности; информационные технологии, экономические знания, иностранные языки обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально-экономических условиях; предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, творческий потенциал личности и формируя способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической мерой.
Являясь учителем русского языка и литературы, английского языка, занимаясь классным руководством и исполняя обязанности руководителя ШМО учителей гуманитарного цикла, мне приходится во всех сферах своей деятельности сталкиваться с проблемами социализации и воспитания личности, ориентированной на основы Национальной идеи. В связи с этим при подготовке планов работы учителя- предметника, руководителя методобъединения, воспитательных планов классного руководителя нами берутся во внимание Ключевые идеи акта «Мәңгілік Ел».
Изучив основные 7 пунктов патриотического акта в Калининской основной школе были запланированы ряд мероприятий, нацеленных на воспитание патриотизма и совершенствование навыков по развитию успешной личности, ориентирующейся в мировом пространстве.
ü Независимость Казахстана и Астана
o классные часы ко Дню Знаний «Стратегия - 2050»;
o подготовка и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Первого Президента и Дня Независимости
o конкурс патриотической песни
o подготовка к празднованию 25 годовщины Независимости РК
o изучение Послания Главы государства на заседаниях педагогического совета, родительских собраниях и заседаниях родительской общественности.
ü Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе
o работа школьной Малой Ассамблеи
o празднование государственных и календарных праздников РК: День Духовного согласия, День Языков народа Казахстана, День Семьи и др.
ü Светское общество и высокая духовность
o работа факультативного курса «Религиоведение»
o классные часы и беседы по профилактике религиозного экстремизма
o изучение произведения Н. Назарбаева «Слово о Независимости» в в рамках предметов «История Казахстана» в 5-11 классах, «Казахский язык», «Русский язык» в 9 классах, «Казахская литература», «Русская литература» в 11 классе
ü Экономический рост на основе индустриализации и инноваций
o подготовка учащихся к тестированию ВОУД целью развития навыков функциональной грамотности
o подготовка и проведение уроков, нацеленных на формирование навыков функциональной грамотности
o факультативный курс английского языка для учащихся 4 класса
ü Общество Всеобщего Труда
o повышение финансовой грамотности учащихся через интегрирование курса «Основы экономики и финансовой грамотности» в школьные предметы «Познание мира» в 4 классе, и «Технология» в 5-11 классах
o работа по формированию навыков культуры труда через организацию дежурства в школе, классе, участие в профессиональных конкурсах и состязаниях, проведение профориентационной работы
o повышение квалификации педагогов
ü Общность истории, культуры и языка
o день Языков народа Казахстана
o день Духовного согласия
o предметная неделя методического объединения учителей гуманитарного цикла под девизом «Нужно очень много истории, чтобы получить немного литературы»
o день Благодарности
o день Единства народов Казахстана
ü Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем
o разработка мероприятий по участию учащихся школы в организации «EXPO 2017»
o повышение политической и правовой культуры учащихся через изучение Конвенции о правах ребенка, Закона об образовании, Закона о браке и семье
o мероприятия по повышению гражданской и патриотической ответственности учащихся: 27 –я годовщина вывода войск из Афганистана, День Победы, День Защитника Отечества
o правовые часы и политические информации на классных часах
В тексте послания есть такие строки: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 24 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».
Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации
этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную
работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование
духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской
ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности,
укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью
идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического
Казахстана.
Выдвигая национальную идею «Мәңгілік Ел», глава
государства дал нам большой кредит доверия, оправдать который – дело чести для
каждого гражданина. Нам всем участвовать в реализации Стратегии 2050 и нам
пожинать плоды её успеха. Необходимо включаться в работу каждому на своём
рабочем месте. Не будем равнодушными! Создадим судьбу страны вместе со всем
народом!
В этот знаменательный день от всей души желаю
Вам доброго здоровья, благополучия и успехов в служении на благо нашей Родины –
Республики Казахстан.
Использованная литература:
1. Мәңгілік Ел и отечественная история, 2014 г
2. С. Абдрахманов «Мәңгілік Ел – национальная идея и государственная идеология Казахстана», Казахстанская правда, 21 января 2014
3. Послание Президента «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Астана, 17 января 2014 года.
4. Послание Президента «Стратегия "Казахстан-2050". Новый политический курс состоявшегося государства» декабрь 2014 года.
5.
Инструктивно-методическое
письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеообразовательных
организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году»
6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.