Выступление на педсовете
Доклад на тему : Воспитание патриотизма, стремления к знаниям, трудолюбия.
Патрушева Ольга Александровна
учитель начальных классов
Ещё совсем недавно 20-30 лет назад, проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь необходимости в этом не было. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят все совершенно по другому. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п. (выбор страны для места жительства)
В предыдущие десятилетия - это направление было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого несколько чуждо понятие: Родина, Патриотизм, Отечество. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота сейчас очень значимо.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это - уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее" ». В своём Послании Федеральному Собранию РФ президент В.В. Путин вопрос патриотического воспитания молодёжи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросам безопасности и экономического развития.
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Что же означает понятие «патриотизм»? Как воспитать патриотами подрастающее поколение?
В истории педагогики этот вопрос неоднократно поднимался выдающимися учёными:
К.Д. Ушинский считал, что ребёнок должен воспитываться в духе патриотизма и сильной любви к Родине. И он тесно связывает это с нравственным воспитанием. Педагог указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к Родине, доказав это подвигами в борьбе с врагами. Однако это чувство, по мнению К.Д. Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда Родине угрожает опасность. Он предлагает воспитание, основанное в духе народности, которое должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнение гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости и сочетаться с уважением к другим народам, воспитать у детей чувство долга перед Родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ю.К. Бабанский считает, что огромную роль в воспитании патриотизма играет знание русского языка, литературы и культуры, а также знание государственной символики. Он говорит о важности военно-патриотического воспитания детей, под которым он понимает активное вовлечение школьников в изучение героических подвигов русских людей, а также в походы по местам воинской славы и т.д.
А.С. Макаренко о патриотическом воспитании высказывался следующим образом: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни мог выполнить свой долг перед коллективом, а значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой деятельностью» . Основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко считал общественный труд, , он писал: «Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы решаем важные социальные задачи формирования личности ребёнка. Трудовое, нравственное воспитание детей, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями. Воспитание патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества страны. Самостоятельная деятельность ребёнка и его повседневные наблюдения за трудом людей - обязательные условия трудового воспитания»..
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Направления патриотического воспитания
1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье
В рамках данного направления:
- историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо»;
- конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
- совместные праздники родителей с детьми
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
- сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
- встреча, поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
- ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
-выпуск стенных газет к праздникам.
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Патриотизм имеет множество разнообразных трактовок, но самое известное определение патриотизма – это любовь к своей Родине.
Источниками и средствами патриотического воспитания наших школьников являются: классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, секциях, студиях, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом ученике высоко гражданственную личность.
В воспитательной работе используются разнообразные формы работы:
Одной из программ патриотического воспитания младших школьников является программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
Программа разработана в рамках национального проекта «Образование». Дети младшего школьного возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность, быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования гражданской идентичности. Предполагается, что дети осваивают групповые (социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского действия.
Данная программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
В течение учебного года участники 1-4 классов проходят обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Каждый трек заканчивается значимым всероссийским мероприятием для всех участников Программы (онлайн игра, онлайн экскурсия, онлайн мастер-класс и т.д.).
Уникальность программы в том, что в реализации треков участвует команда – учащиеся класса, учитель начальных классов, старшеклассник-наставник, родители.
По итогам выполнения треков будут определены лучшие команды, которые получат путевки на тематическую смену «Содружество Орлят России» в ВДЦ «Орлёнок» и ВДЦ «Океан».
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха..
Очень актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского: “Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.