Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе по теме «Самообразование –
как одна из форм повышения квалификации педагогов
и основа успешной работы»
Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.
Э т а д е я т е л ь н о с т ь п р е д п о л а г а е т:
· постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
· изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;
· ознакомление с новыми параметрами и концепциями обучения, их оценка и др.
Для повышения своего педагогического мастерства учитель посещает разнообразные курсы повышения квалификации, а также занимается самообразованием.
Как субъект собственного профессионального развития учитель обладает большими возможностями. Он в состоянии использовать для своего обучения не только чей-то готовый опыт и знания, но и опираться на собственный опыт, на свою способность генерировать новые идеи, осуществлять профессиональную деятельность и проверять в ней свои новые находки и предположения.
Разностороннюю и активную деятельность учителя отличают следующие особенности:
– самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;
– самостоятельное приобретение новых знаний;
– генерация собственных идей и уточнение их в обсуждении с коллегами;
– проверка действенности идей на практике;
– приспособление новых знаний для решения собственных задач;
– встраивание их в индивидуальный стиль деятельности;
– оценка полезности и эффективности новых знаний в сравнении с предыдущими.
Для этого педагогам недостаточно использовать лишь специально организованное обучение.
Э т о т а к ж е ф о р м ы:
1. Очное обучение в сети курсовой подготовки.
2. Очно-заочное обучение, обычно одно- или двухгодичное, ориентированное как на участие учителя в семинарах и на курсах повышения квалификации, так и на его самостоятельную деятельность в межкурсовой период.
3. Заочное обучение связано с выполнением заданий по теме с последующим отчетом в форме реферата, доклада или экзаменационной сессии.
4. Самообразование.
5. Дистанционное обучение. Повышение квалификации, прослушивание вебинаров, онлайн-тестов профессиональной компетенции посредством сети Интернет.
Но источником обучения педагога, помимо специально организованных занятий, является общение с коллегами, собственный опыт, экспериментирование в практике и самообразование.
Все эти формы или источники повышения квалификации образуют, по мнению немецкого ученого Колба замкнутый цикл.
И хотя у каждого учителя может быть свой путь и свои предпочтения относительно способов обучения, для успешного профессионального развития должны быть использованы все четыре источника.
Каждый из них помогает учителю решить определенный круг задач.
С. Ожегов дает такое определение самообразованию:
«Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование, самостоятельное чтение литературы служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации. Самостоятельная работа с научной и методической литературой создает наилучшие возможности для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
– научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
– посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
– участие в педсоветах, в предметных слушаниях методического объединения;
– посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
– теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Приложение 2
Анкета для учителей
1. Кто выступает? Проводит урок?____________________________
2. Класс_______________
Предмет_________________________
3. Тема самообразования____________________________________
___________________________________________________________
4. Актуальность___________________________________________
__________________________________________________________
5. Формированию каких специальных умений и навыков учащихся по предмету способствовала работа учителя над этой темой? ___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Какова результативность? Достиг ли учитель целей и задач самообразования по теме? _____________________________________
___________________________________________________________
7. Ваше мнение, замечания, предложение_______________________
__________________________________________________________
Дата «____» _____________ 200_ г.
Анкету заполнил ________________________
Приложение 3
Индивидуальный план самообразования учителя
на ______ учебный год
1. Учитель (Ф.И.О.)_________________________________________
2. Образование (когда и какое учебное заведение окончил)_________
_________________________________________________________
3. Обучение на курсах (когда: год; место)_______________________
Тема____________________________________________________
4. Какую литературу изучаете в течение учебного года____________
_________________________________________________________
5. Где и когда выступал по теме_______________________________
_________________________________________________________
Самообразовательная работа над темой
1. Общешкольная методическая тема___________________________
_________________________________________________________
2. Индивидуальная тема самообразования_______________________
3. Когда начата работа над темой______________________________
_________________________________________________________
4. Когда предполагается закончить работу над темой______________
_________________________________________________________
5. Цели и задачи самообразования по теме_______________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Основные вопросы для обучения___________________________
________________________________________________________
7. Этапы проработки материала ______________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
8. Литература по теме, по годам______________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.