Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Оценка 4.7
Научные работы +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.10.2019
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
Доклад для педагогов.docx
Доклад для педагогов:
Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как
обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».
Эрик Берн.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто
не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного
образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство
детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что
коллективным играм дети больше предпочитают
информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно
спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы
обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно
готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и
во многих странах.
Одним из способов решения этой проблемы является технологический
подход к организации образовательной работы с детьми.
Необходимость использования педагогических технологий
обусловленаследующими причинами:
социальный заказ (родители, региональный компонент,
требования ФГОС);
образовательные ориентиры, цели и содержание образования
(образовательная программа, приоритетное направление, результаты
мониторинга и др.).
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО
игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка –
дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах
ребенка (ст. 31). С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие
задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
• Необходимость объяснения родителям важности игры.
• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается
дворовых территорий)
• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной
среды, поддерживающей игру. • Свободное время детей не должно быть жестко программируемым,
Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы,
переживания.
Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это
легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с
искренним интересом, без обидного снисхождения.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ
должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей (далее – образовательные области):
• социальнокоммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественноэстетическое развитие;
• физическое развитие.
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что
представляют собой игровые технологии, как использовать их в
образовательном процессе?
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в
котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется
социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть
интересным, занимательным, но не развлекательным.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в
ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании,
обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к
будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью
педагогических технологий.
Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет
совокупность психологопедагогических подходов, определяющих комплекс
форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для
реализации образовательного процесса в ДОУ.
Ценность педагогической технологии в том, что она:
конкретизирует современные подходы к оценке достижений
дошкольников; создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и
детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно
большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр.
Целью игровой технологии является создание полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и
уровня развития детей. Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не
учить его какимто специальным поведенческим навыкам, а дать
возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в
усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и
повышающие её результативность.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко
поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические
результаты, характеризующиеся учебнопознавательной направленностью.
Педагог должен быть творцом, даже если имеет дело с заимствованием, т.
к. игровая технология это последовательная деятельность педагога по:
отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую
деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов,
результатов игровой деятельности. Игровая технология, как и любая
другая технология имеет концептуальные основы:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства
побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,
образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного
процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения,
формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной
области. Но при этом игровой материал должен активизировать
образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного
материала.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя
важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению
(мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и
радость творчества); прожить некоторое время в «реальных
жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и
отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом
обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом
социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
знания методики игровой деятельности;
профессионального мастерства педагога при организации и руководстве
различными видами игр;
учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве
самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы
или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть
образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство
педагога при организации игровой технологии должно
соответствовать требованиям:
выбор игры зависит от воспитательных задач, требующих своего
разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и
потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и
получают результат, завуалированный игровой задачей происходит
естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
предложение игры создаётся игровая проблема, для решения которой
предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;
объяснение игры кратко, чётко, только после возникновения интереса
детей к игре; игровое оборудование должно максимально соответствовать
содержанию игры и всем требованиям к предметноигровой среде по ФГОС;
организация игрового коллектива игровые задачи формулируются
таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и
организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры
индивидуально, в парах или командах, коллективно.
развитие игровой ситуации основывается на принципах: отсутствие
принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой
динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и
неигровой деятельности;
окончание игры анализ результатов должен быть нацелен на
практическое применение в реальной жизни.
Главный компонент игровой технологии непосредственное и
систематическое общение педагога и детей.
Игровая технология:
активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъём;
способствует развитию творчества;
максимально концентрирует время занятий за счёт чётко
сформулированных условий игры;
позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий
за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня
освоения материала.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности двигательные, интеллектуальные, психологические
и т. д. ;
По характеру педагогического процесса обучающие, тренировочные,
контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие,
диагностические.
По характеру игровой методики игры с правилами; игры с правилами,
устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил
задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. По содержанию музыкальные, математические, социализирующие,
логические и т. д.
По игровому оборудованию настольные, компьютерные,
театрализованные, сюжетноролевые, режиссёрские и т. д.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,
равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии
помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как
показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к
реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой
сложности.
Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Доклад для педагогов: Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.