Родительское собрание по теме:
«Ошибки родителей в воспитании детей»
СЛАЙД №1 (пустой)
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я сегодня предлагаю, Вам, послушать беседу, на тему «Ошибки родителей в воспитании детей» (Слайд №2)
Эта тема, возникла не случайно. Я сейчас работаю во 2 классе, наблюдая за детьми, какие они приходят утром в школу, как они выглядят, общаясь с ними я вижу, какие, я бы сказала, наиболее значимые ошибки, совершают родители. Но конечно это прослеживается не только во 2 классе, но и во всех классах школы. О нескольких таких ошибках, я бы хотела с Вами сегодня поговорить.
И начать я бы хотела со слов одной известной детской песенки. СЛАЙД №3
«Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречек -
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали,
Только и всего»
Родители, рисующие своего человечка, сказали, что они за него не в ответе. Но тогда кто в ответе за то, каким вырастет ребенок: школа, государство или еще кто-то? (ответы родителей)
Очень замечательно, что у этой песенки есть продолжение.
СЛАЙД №4
«Что вы, что вы? Это важно,
Чтобы вырос он отважным
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет Человек»
Самое главное, чтобы из человечка вырос человек, в первую очередь родители обязаны заняться его воспитанием.
Давайте дадим определение слову воспитание.
СЛАЙД №5
Воспитание – это процесс, это постоянное, не разовое, а постоянное привитие каких-то навыков тому, кого воспитывают.
Воспитание чаще всего направлено на ребенка, домашнее животное, бывает, что на мужа, на жену. Но чаще всего воспитываем мы все-таки детей. День за днем, шаг за шагом, дома и в школе ребенку разными путями прививаются различные знания, навыки и умения. Иногда воспитание человека происходит до зрелого возраста.
Другими словами, воспитание - это человеческие действия, направленные на другого человека с целью объяснить ему смысл жизни и как в ней нужно действовать.
Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.
Представьте, что мы бы с Вами провели такой эксперимент.
СЛАЙД 6
Давайте представим, что мы бы с Вами провели такой эксперимент. Вам бы раздали цветные салфеточки, и попросили сделать цветочки. А потом продемонстрировать, что у Вас получилось. Они бы получились у Вас разные или одинаковые?
Конечно, разные. То есть вывод, у всех присутствующих была одна цель и один материал, но результат получился разным.
Так и в процессе воспитания. Родители применяют различные методы воспитания и поэтому добиваются разных результатов.
Посмотрите на следующий слайд СЛАЙД 7. (Грецкие орехи). На первый взгляд нам кажется, что все орехи одинаковые, как дети, но если мы попробуем заглянуть внутрь детской души СЛАЙД 8 (вторая картинка по щелчку мыши), то увидим, что у каждого ребенка имеются свои особенности, которые стоит учитывать при воспитании и взаимодействии с ним.
Главную роль в воспитании и формировании ребенка играет семья. В семье закладываются основы личности ребенка, в семье ребенок получает тепло, заботу, внимание и любовь. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его через всю свою жизнь. Личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из семьи. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых.
Особенно ученики начальной школы стараются подражать в своём поведении родителям. Пока наши дети маленькие можно корректировать их поведение, исправлять ошибки, которые они допускают. Когда же дети становятся взрослыми, неисправленные ошибки переносятся в их повседневную жизнь, ломают судьбы. Но ведь зачастую ошибки детей – это наши ошибки, ошибки их родителей. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.
СЛАЙД 9 Первая родительская ошибка – занятость родителей.
В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывает в себя и хорошее, и плохое. Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом». Часто слышу от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.
СЛАЙД 10
Притча для родителей, у которых нет времени на ребёнка.
Как-то
раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и
задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетный сын.
- Папа, можно у тебя кое-что спросить?
- Конечно, что случилось?
- Пап, а сколько ты получаешь?
- Это не твоё дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?
- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
- Ну, вообще-то, 100 рублей. А что?
- Пап - сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами.
- Пап, ты можешь занять мне 30рублей?
- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую
игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя
же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так
глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец
продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать
меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: "может, ему действительно что-то
очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя десятками, он ведь ещё
вообще ни разу у меня не просил денег".
Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
- Ты не спишь, сынок? - спросил он.
- Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.
- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый
день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
- Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.
Затем
он залез под подушку и достал еще несколько смятых бумажных денег.. Его отец,
увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все
деньги вместе, тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.
- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил
ребенок.
- Папа, здесь ровно сто рублей.. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста,
приди завтра с работы пораньше, я очень хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Или вот другая ситуация.
Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.
-Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда?
После папиного молчания опять следует вопрос:
-А почему?
- Потому, отвечает папа, не отрывая глаз от газеты.
–Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.
-Мама, а Миша говорит…
-Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.
И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. Вы лишаете его так нужного ему общения с вами. Через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты.
СЛАЙД 11. Вторая ошибка - невнимательность к своим детям, непонимание их проблем.
Посмотрите на слайд. СЛАЙД 12 Перед Вами маленький человечек. Его зовут Петя. Давайте проживём половину дня с этим малышом.
Началось утро. Мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...
Вот ребёнок уже получил душевную травму.
Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и приобнял его, он хотел, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...
Вторая душевная травма.
Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу.
На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия, он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
Третья душевная травма.
А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...
Четвёртая душевная травма.
Быстрыми шагами с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...
Опять душевная травма.
А теперь подумайте, что пережил этот ребенк только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа.
А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.
СЛАЙД 13
Третья ошибка – родители предъявляют разные требования к ребенку.
Ситуация
Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.
Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным человеком.
Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.
Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.
Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!
Папа: Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.
Мама: Ещё не известно, кто глупее - ты или я!
Вопросы по ситуации:
- Кто из родителей прав?
-В чём ошибка каждого родителя?
-Что может из этого выйти?
Вывод по вопросу: «У родителей, и папы, и мамы должны быть единые требования к ребёнку»
Из всего вышеизложенного,
можно сделать следующие выводы. Для
того, чтобы максимально
увеличить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние
семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания,
необходимо помнить общие внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное
значение:
СЛАЙД 14
· Принимать активное участие в жизни семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
СЛАЙД 15
· Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
· Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
СЛАЙД 16
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
· Уважать право ребёнка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом
И закончить наше сегодняшнее собрание стихотворением:
СЛАЙД 17
В семейной жизни вам желаем
счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.