Как правило, методами информационной войны является вброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы часто позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить постепенный переход на сторону ведущего информационное воздействие.Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Информационная_война.docx
ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»
Доклад
«Информационная война»
Автор : Иващенко Галина Николаевна, преподаватель
истории.
Ноябрь 2015 года Информационная война
Информационная война (англ. Informationwar) — термин, имеющий
два значения:
1. Воздействие на гражданское население и
(или) военнослужащих другого государства путём
распространения определённой информации. Термин
«информационнопсихологическая война» был заимствован в
русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого
термина («informationandpsychologicalwarfare») с английского
языка может звучать и как «информационное противоборство»,
и как «информационная, психологическая война», в
зависимости от контекста конкретного официального
документа или научной публикации.
В этом смысле также используется термин психологическая
война — психологическое воздействие на гражданское
население и (или) военнослужащих другого государства с
целью достижения политических или чисто военных целей.
2. Целенаправленные действия, предпринятые для достижения
информационного превосходства путём нанесения
ущерба информации, информационным
процессам и информационным системам противника при
одновременной защите собственной информации,
информационных процессов и информационных систем. Содержание
1 История
2 Основные черты информационной войны
3 Методы ведения информационных войн
4 Холодная война
5 Наше время
o
o
5.1
Грузиноосетинский конфликт 2008 года
5.2
Евромайдан и Украинский кризис 2014г
История
Одно из первых задокументированных проявлений информационной
войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856),
когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах
о сражении писали, что русские достреливали плававших в море
раненых турок.
Основные черты информационной войны
В информационной войне не задействуются психоактивные
вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для
терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя
указанные воздействия могут применяться параллельно с
информационной войной, они не являются обязательным
элементом.
Объектом является как массовое сознание, так и
индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются»
лица, от решения которых зависит принятие решений по
интересующим противоборствующую сторону вопросам
(президент, премьерминистр, глава МИД, диппредставители,
главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание
аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на
сознание индивидуальное.
Информационное воздействие может осуществляться как на
фоне информационного шума, так и в условиях информационного
вакуума.
Навязывание чуждых целей — это то, что делает
информационную войну войной и отличает её от
обычной рекламы.
Средствами ведения информационной войны являются любые
средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
Информационное воздействие содержит искажение фактов
или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие,
выгодное воздействующей стороне.
Методы ведения информационных войн
Как правило, методами информационной войны является вброс
дезинформации, или представление информации в выгодном для
себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку
происходящего населением территории противника, развивать
пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на
сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера
можно привести «прелестные письма», в которых Степан
Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за
восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной
властью. С появлением средств массовой информации и общим
повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной
войны стало более эффективным. Ярким примером изменения
общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса,
рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
Примером информационной войны считается Холодная война 1946—
1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть
исследователей считает, что распад СССРбыл обусловлен не только
амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и
применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно,
что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР[5].
КГБ СССР осуществлял так называемые «активные мероприятия» по
воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на
действия отдельных лиц, государственных и общественных
организаций.
Наше время
Примером информационной войны также считаются и
«информационнопсихологические операции» (термин среди военных
США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к
примеру, в Ираке.
«Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до
300 млн долларов за производство политических материалов,
новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для
иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке
США», — пишет в 03 октября 2008 газета TheWashingtonPost
.
Ярким примером информационной войны является арабо
израильский конфликт. Противоборствующие стороны используют в
своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную
прессу, телевидение, радио, интернет. Активно в информационной
борьбе используются хакерские атаки, так израильская организация
JIDF — «Еврейские силы интернетобороны» — заблокировала
действие интернетсообщества «Израиль не страна!», размещенное в
социальной сети Facebook и насчитывающее более 45 тысяч
пользователей, а группа израильских хакеров «GiladTeam»,
взломавших более 15 сайтов, разместила на их страницах
израильский флаг и слоган «Взломано» [12]. В свою очередь
пропалестинские хакеры во время операции «Литой свинец»
взломали несколько тысяч израильских сайтов, как сообщало
информационное агентство Ynet, более 750 израильских сайтов были
взломаны за первые сутки военного столкновения. Арабские СМИ
активно используют различного рода сфабрикованные видеоролики,
индустрия которых получила ироническое название "Палливуд".
Некоторые из них вызывали и вызывают широкий общественный
резонанс. Во время Вьетнамской войны правительство Северного
Вьетнама проводило меры, направленные на сокрытие потерь от
американских бомбардировок. Как отмечал Виктор Теплов,
специалист из научнотехнической группы при военном атташе СССР
в ДРВ: «Вьетнамцы прикладывали много усилий, чтобы внушить
населению и американцам, что бомбардировки не достигают целей.
В их официальных сообщениях тщательно перечислялись потери от
очередного американского налёта: один буйвол, три свиньи, семь кур,
человеческих жертв — нет. Причём, количество животных в этих
сводках тоже строго лимитировалось».
В ходе гражданской войны в Анголе в феврале 1988 года кубинской
ПВО был сбит южноафриканский истребительбомбардировщик. Его
обломки впоследствии выдавались за обломки многих других
самолётов, о сбитии которых заявляли кубинцы.
Во время военной операции НАТО против Югославии в 1999 году
югославские СМИ незадолго до прекращения бомбардировок
сообщали о том, что ПВО страны уничтожила более 160 натовских
самолётов и вертолётов. Сразу после прекращения бомбардировок
начальник югославского генштаба ДраголюбОйданич объявил о 68
сбитых самолётах и вертолётах, а год спустя эта цифра была
уменьшена до 37.
Грузиноосетинский конфликт 2008 года.
Информационная война также шла во время грузиноосетинского
конфликта в августе 2008 года. Так Михаил Саакашвили поначалу
заявлял:
На нашу территорию вторглись более 80 тысяч солдат, было введено
более трех тысяч единиц бронетехники и ещё около тысячи
бронемашин стояло у наших границ. Наши территории бомбили
несколько десятков, а может, и сотен самолетов, которые совершили
более 200 боевых вылетов. Реально это была попытка искоренения и
уничтожения нашего народа.
— Михаил Саакашвили[ Это не соответствовало действительности: Южная Осетия — 3 тыс.
личного состава и не меньше 20 танков и 25 САУ, Абхазия — 5 тыс.
личного состава,контингент России — 15 тыс. личного состава.
В ноябре 2008 года на заседании временной парламентской комиссии
по изучению августовских событий Михаил Саакашвили утверждал,
что против Грузии «воевали 95 % боеспособных частей вооруженных
сил России», при этом, по словам М. Саакашвили, грузинской армией
было «сбито 17—19 летательных аппаратов.
58я российская армия фактически была сожжена 4й грузинской
бригадой», в связи с чем «…после уничтожения 58й армии Россия …
выпустила более половины запаса своих „Искандеров“».
Впоследствии Михаил Саакашвили заявлял:
До сегодняшнего дня многие европейцы не понимают, как могли
вообще грузины даже подумать о том, что за независимость стоит
бороться против 3 тысяч танков, 20 самолетов, 80 тысяч вошедших
иноземцев, но если бы в нас не было боевого гена, если бы у нас не
было боевых способностей, тогда мы и не существовали бы.
— Михаил Саакашвили
Также М. Саакашвили выразил благодарность сенатору Маккейну за
то, что тот «остановил своей деятельностью многие тысячи танков».
Чуть ранее Саакашвили заявлял:
Россия желала уничтожить Грузию и расчленить моё
тело.
В ходе конфликта и сразу после него российские и южноосетинские
представители заявляли, что в Южной Осетии погибло более 2000
мирных жителей, впоследствии Следственному комитету при
прокуратуре Российской Федерации удалось документально
подтвердить гибель лишь 162 мирных жителей.
Американские специалисты по компьютерным технологиям
неоднократно отмечали, что на сайт президента Грузии шла
продолжительная кибератака со стороны России в виде увеличения ложного трафика в соотношении 5000:1, что приводило к
значительному замедлению и остановке работы сервера. Также была
проведена атака на сайт парламента Грузии, где были размещены
изображения Саакашвили, напоминавшие Адольфа Гитлера.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РХТУ
имени Д. И. Менделеева, профессор кафедры политической
социологии РГГУ. Козырев Г. И. в работе посвященной
«конструированию „жертвы“ как способа создания управляемой
конфликтной ситуации» пишет, что западные политики и
подконтрольные им СМИ пытались представить Грузию жертвой
агрессии, подвергшейся нападению со стороны России.
Но эти события были лишь кульминацией длительного и сложного
процесса конструирования из Грузии жертвы, который осуществляли
США и их союзники. Козырев проводит сравнение с произошедшей
ранее подобной операцией по конструированию жертвы из косовских
албанцев, которая была проведена в Сербском крае Косово.
Целенаправленное конструирование из Грузии жертвыстраны,
пишет автор, по сути, началось с приходом к власти президента М.
Саакашвили. Периодически инициируемые грузинской стороной
провокации в отношении российских миротворцев
интерпретировались западными СМИ как посягательство большой и
кровожадной России на маленькую, но гордую, демократическую
Грузию. То есть, шла подготовка мирового общественного мнения к
тому, что Россия является потенциальным агрессором, а Грузия —
жертвой.
Евромайдан и Украинский кризис 2014г.
Проукраинская сторона использовала в СМИ «лексику ненависти» —
«колорады», «ватники», «титушки», «террористы» — для очернения
своих пророссийских оппонентов. Россия парировала акцентом
на бандеровской символике евромайдановцев и
«нацистской сути» новой власти в Киеве, а также на олигархическом
характере новой власти. В отношении сторонников майдана,
независимо от их этнической принаддлежности, стали употребляться
слова «укры», «укропы», «майдауны», «каратели» и другие. Вторым моментом информационной войны стали «фейки»или ложные
заявления («утки», «вбросы») о причастности оппонентов к тому или
иному инциденту. Ярким фейком считается заявление украинских
СМИ о причастности сепаратистов к ракетному обстрелу Луганска 2
июня 2014 года.. Более ранним примером фейка
считается информация о снайперах, которые расстреливали
протестующих якобы по приказу Януковича. Отличием фейка от
вброса является наличие визуального материала в виде фотографии
или видеоролика, снятого по другому поводу.
Также украинские СМИ подчеркивали миф об успехах украинской
армии и безоговорочной поддержке новых властей на востоке
Украины.
Украинские СМИ в свою очередь обвиняют российские СМИ в
тенденциозности, лжи и подтасовках фактах во время выпусков
новостей, в ходе которых сообщается непроверенная информация с
ссылкой на неназванные источники в государственных органах
(вброс) или на пристрастных очевидцев событий (слух). В результате
вещание ряда каналов было запрещено на территории Украины. В
России в аналогичной практике обвинили западные СМИ за их
преждевременные обвинения до завершения следствия по делу о
сбитом малазийском Боинге. Часто в информационных вбросах с
украинской стороны обвинялся Дмитрий Тымчук. Его российским
аналогом (по версии украинской стороны) стал Дмитрий Киселев. В
информационной войне за Украину участвовала и британская
газета Independent(журналист MargaretaPagano), сообщив 31 июля с
ссылкой на "источники" (sources) о планах по свержению Путина и
возвращения Крыма Украине. Также в августе британские
журналисты (Guardian, Telegraph) сообщали о вторжениях русских
войск на территорию Украины.
Российские СМИ также обвиняли своих оппонентов в постановочных
фото (Глеб Гаранич), рассчитанных на максимальный эмоциональный
ответ аудитории.
Таким образом, СМИ играют наиглавнейшую роль в
информационной войне в современной истории человечества.
Другая сторона – научиться отличать правдивую
информацию от ложной.
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Доклад "Информационная война" (2 курс СПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.