Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Оценка 4.8
Лекции
doc
английский язык
Взрослым
28.01.2018
Данный доклад затрагивает актуальность проблемы введения инновационных технологий в среднеспециальные учреждения.
Внедрение новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дает возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования образовательного процесса и создает условия для полноценного развития обучающихся.
Доклад.doc
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Современный этап развития общества ставит перед российской системой
образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных
политическими, социальноэкономическими, мировоззренческими и другими
факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения
качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности,
интеграции в мировое научнообразовательное пространство, создание
оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение
уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными
уровнями образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является
информатизация образования. Совершенствование технических средств
коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием
компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать
качественно новую информационнообразовательную среду как основу для
развития и совершенствования системы образования.
Задачей технологии как науки является выявление совокупности
закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее
эффективных, последовательных образовательных действий, требующих
меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для
достижения какоголибо результата.
Инновации (англ. Innovation нововведение) внедрение новых форм,
способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое
социальноэкономическое нововведение, пока оно еще не получило массового,
т.е. серийного распространения, можно считать инновациями. Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые
требования к использованию разнообразных технологий, степень формализации
и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда
либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду
с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее
гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках
личностнодеятельностного подхода.
Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей
стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии
образования как идеологии и методологии инновационного образования.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с
помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в
жизнь.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование,
которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное
образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из
трех взаимосвязанных составляющих:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не
столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций,
адекватных современной бизнеспрактике. Это содержание должно быть хорошо
структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных
материалов,
которые передаются с помощью современных средств
коммуникации. Современные методы обучения — активные методы
формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их
вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную,
технологическую, организационную и коммуникационную составляющие,
позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм
обучения.
В настоящий момент в
образовании применяют самые различные
педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и
статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее
характерные инновационные технологии. Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в предметном
обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса
подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой,
что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов
информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).
Информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет
повысить производительность его труда, повышает общую информационную
культуру преподавателя.
В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких
типах проектирования.
психологопедагогическое
проектирование
развивающих образовательных процессов в рамках
определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека
подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения
как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения
совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в
разных видах общности людей.
Далее — это социальнопедагогическое проектирование образовательных
институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным
видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и
перспективам развития конкретного региона России.
Прежде всего,
это И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение
развивающей образовательной практики, образовательных программ и
технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Именно здесь возникает особая задача проектноисследовательской
деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования к
образованию инновационному, реализующему общий принцип развития
человека.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности,
находить творческие способы решения жизненно важных проблем,
способствовать превращению творчества в норму и форму существования
человека.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение
личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится
возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не
известных практике дидактических и воспитательных программ,
предполагающему снятие педагогического кризиса.
Развитие умения
мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой
информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие
учащихся за счет максимального раскрытия их природных способностей,
используя новейшие достижения науки и практики, основные цели
инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как
социально
направленной на нравственное
самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать
преобразование всех существующих типов практик в обществе.
значимой практике,
Учитывая переход к глобальному информативному обществу и
становлению знаний, об адекватности образования социальноэкономическим
потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если
его модернизация будет основываться не только и не столько на
организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в
содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных
исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный
потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального
работодателя.
Использование информационнокоммуникационных технологий дает
возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации,
преобразовать характер умственной деятельности,
автоматизировать
человеческий труд.
что уровень развития и внедрения
информационнокоммуникационных технологий в производственную
деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно
коммуникационных
информационно
телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и
представляющие собой информационные ресурсы и аппаратнопрограммные
средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на
расстояние.
Доказано,
технологий
являются
Современная образовательное учреждение должно стать передовой
площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает
не только необходимые знания, но и проникается духом современного
информационного общества. Без применения информационнокоммуникативных
технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на
инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается
образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс
организационные, дидактические, технические и технологические инновации и
на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения
знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского
«иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в
некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой
сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации,
внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в
определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.
Образование это путь и форма становления целостного человека.
Сущность и цель нового образования это действительное развитие общих,
родовых способностей человека, освоение им универсальных способов
деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование»,
«развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с
просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения
рассматривают термин «образование», как существительное от глагола
«образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто
новое. Создавать новое это и есть инновация.
Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального
времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных
обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса,
поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность
телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей
передачи данных.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной
деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения,
анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются
результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных
учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он
нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического
процесса существенно возрастает роль руководителя образовательного
учреждения, преподавателей и воспитателей как непосредственных носителей
новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения:
дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация
ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно
воспитательный процесс современных технологий преподаватель и воспитатель
все более осваивают функции консультанта, советчика, наставника. Это требует
от них специальной психологопедагогической подготовки, так как в
профессиональной деятельности преподавателя реализуются не только
специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики
и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется
готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация
как средство и процесс предполагает введение чеголибо нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания,
организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке
предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых
обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
●
научноисследовательская деятельность, направленная на получение
нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто
можно сделать («изобретение»);
проектная деятельность, направленная на разработку особого,
инструментальнотехнологического знания о том, как на основе научного знания
● ●
в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может
или должно быть («инновационный проект»);
образовательная деятельность, направленная на профессиональное
развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого
личного опыта о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный
проект воплотился в практике («реализация»).
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две
важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и
распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения
достижений психологопедагогической науки в практику. Следовательно,
предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов
должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой
процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е.
результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств,
как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на
стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой
деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.
Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых
педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом
обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей
деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности
в современных условиях развития общества, культуры и образования
определяется
происходящие социальноэкономические преобразования
Вопервых,
обусловили необходимость коренного обновления системы образования,
методологии и технологии организации учебновоспитательного процесса в
учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность
деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и
использование педагогических новшеств, выступает средством обновления
образовательной политики.
обстоятельств.
рядом
Вовторых,
усиление гуманитаризации содержания образования,
непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых
учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм,
технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и
авторитет педагогического знания в учительской среде.
Втретьих, изменение характера отношения преподавателей к самому факту
освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой
регламентации содержания учебновоспитательного процесса учитель был
ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но
и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности.
Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к
использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает
все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным
направлением в работе руководителей образовательных учреждений, органов
управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями
педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и
применения.
Вчетвертых, вхождение образовательных учебных заведений в рыночные
отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и
негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает
процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных
областей естественных наук такая интеграция просто необходима для
формирования целостного мировоззрения и мировосприятия к инновациям
относятся внедрение ИКТ в учебновоспитательный процесс, программное
обеспечение поставляемые в образовательные учреждения интерактивные
электронные доски, проекты модернизации.
Для перехода в режим инновационного развития и саморазвития в системе
профессионального образования и профессионального развития необходимы
следующие условия: это последовательное введение в содержание образование культуры
●
проектирования инновационных образовательных практик;
это формирование психологической грамотности, шире — психологической
●
культуры педагогического труда;
это освоение норм и культуры управления развитием образования,
●
деятельностью профессиональных педагогических коллективов.
Литература
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/
Л. Н. Алексеева// Учитель. 2004. № 3. с. 78.
2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная
школа. 2005. № 6. с. 83.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях
информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании.
2005. № 3. – с. 79.
4. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис.
канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления
будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность
М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.
Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576с.
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Доклад "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.