Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Оценка 5
Лекции
docx
история +1
Взрослым
01.04.2017
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности.
Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства.
Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение.
Доклад.docx
Использование ИКТ в историкокраеведческой деятельности
как средство гражданскопатриотического воспитания
учащихся
Малашёнок Ольга Васильевна, учитель истории и обществознания БОУ
«Мартюшевская СОШ» Тарского муниципального района Омской
области
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую
общество ставило перед школой. Сегодня гражданскопатриотическое
воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это
не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из
множества разнообразных проблем нашего времени экономических,
политических, социальных наибольшую опасность для российского общества
представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли
первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм,
неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего
народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления,
ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной
социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает
развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в
стране: формирование гражданского общества и правового государства.
Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение
общества. Поэтому вопросы гражданскоправового воспитания молодежи
находятся сегодня в центре внимания общественности и государства.
Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у
школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому,
постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание
своего места в обществе.
Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством
воспитания будущего гражданинапатриота является краеведение. Это
объясняется следующими особенностями данной дисциплины:
краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. При
изучении школьниками истории родного края происходит
конкретизация известных им общеисторических фактов,
их
“оживление”. Это не только приводит к более прочному усвоению
исторических знаний, но и влияет на процесс нравственного
становления подростков,
их историческое самопознание и самоопределение. Историческое краеведение обладает уникальными
возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с
судьбой страны.
любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, селу,
городу. Каждому человеку дорога своя малая Родина. Изучение
истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает
условия для укоренения в сознании молодого поколения понятий,
определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, народ, его
история, духовная культура.
краеведение это не только усвоение, но и поиск новых исторических
знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу.
Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней
познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они
получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника.
Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся:
самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов
периодической печати, музеев, научнопопулярной литературы и т.д. В
этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя,
как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень –
изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного
исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В
последнее время одним из главных направлений таких исследований
стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников,
земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями.
Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история –
это история людей; корни человека – в истории и традициях своей
семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.
по своей организации краеведческая деятельность относится к
массовым формам педагогически организованной деятельности. Она
охватывает большое число школьников социальнопозитивной
деятельностью, создавая условия для саморазвития их личности,
жизненного
воспитание
интеллектуальной, нравственной, коммуникативной культуры.
самоопределения,
обеспечивая
краеведение это не только область научного исторического познания,
но и сфера активной практической деятельности, направленной на
распространение знаний об истории края в доступной увлекательной
форме. Познание истории родного края через игру, творчество,
экскурсии, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания –
основной принцип краеведческой работы.
Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько
делами. Как придать историкокраеведческому образованию деятельностный
характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего
села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет
затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из
способов решения этих проблем является применение в историко
краеведческой деятельности информационных технологий.
Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым
условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что
знание, информация попрежнему представляет собой большую ценность. Но
в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только
знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой
форме.
Современные информационные технологии расширяют эти
возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности
учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:
усиление деятельностного характера историко – краеведческого
образования;
совмещение актуальных для подрастающего поколения форм
деятельности с изучением истории края, а через этот аспект
формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на
основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край,
семью;
более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
значительное расширение возможностей предъявления разного типа
информации;
более широкий выбор методических приемов,
используемых
преподавателем, например:
o перенос музейного архива на электронные носители (оформление
сканирование фото, копирование
текстовых документов,
фронтовых писем, документов),
o использование интернета в поисковой деятельности. Webсайты
позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей
семьи в истории страны”,
o создание и обработка текстовой информации: оформление
рефератов, докладов, проектов об истории родного края.
Например, проекты “Дети войны”, “Мой прадедучастник
Великой Отечественной войны” (текстовые документы);
o создание компьютерных презентаций на основе краеведческого
материала.
Одной из последних таких работ стала
презентация«Герой Советского Союза Золотарёв Семён
Павлович» , подготовленная к 71й годовщине Великой Победы
(презентация). На примере этого проекта можно рассмотреть,
как интеграция информационных технологий и краеведческой
поисковой работы способствует актуализации патриотических
настроений у обучающихся.
Этап работы над
Содержание работы
Результат личностного развития
проектом
I этап. Выбор
темы.
учащихся
учащихся
Анализ известных из
уроков истории фактов,
определение вопросов,
интересующих ребят,
постановка
(формулирование)
проблемы
исследования.
Проявление личностного
интереса к тому или иному
историческому событию.
Возможность поставить
личностную проблему, например:
понимание связи эпох
(Великая Отечественная
война – наши дни);
понимание значимости
исторического опыта для
личности учащихся;
возможность научиться
вживаться в образ другого
человека, уметь “встать на
его место”, рассуждать с
его точки зрения;
ощущение связи эпох и
поколений;
понимание бесчеловечности войны;
осознание того, что
самоотверженность и
упорный труд народа
позволили защитить
Отечество и сохранить его
независимость.
Знакомство с конкретными
судьбами людей,
повседневностью, бытом тех лет;
соотнесение фактов местной
истории с событиями
исторического значения,
определение места и роли
событий, происходивших в
районе в общей исторической
картине все это приводит к
появлению чувства
сопричастности к событиям
отечественной истории.
Анализ информации, полученной
в ходе поисковой работы.
Обобщение фактов. Если на 2
этапе использовался
дидактический принцип “от
общего к частому”, то теперь
происходит реализация принципа
“от ближнего к дальнему, от
частного к общему”. Только
теперь полученные обобщения
имеют личностный смысл для
учащихся.
В ходе работы участники проекта
как бы становятся на место
своих героев, “проживают” их
судьбу. Это оказывает сильное
эмоциональное воздействие. В
результате школьники приходят
II этап.
Поисковая
работа. Сбор
материала.
Работа в районных
музее и архиве, встречи
и беседы с
родственниками,
свидетелями событий,
работа с материалами
музея школы.
III этап.
Составление
сценария
презентации.
Выбор сюжета для
рассказа, отбор
информации,
составление плана ее
представления.
IV этап. Создание
презентации.
Оформление слайдов
текстовой, графической
звуковой информацией.
Создание анимации. V этап.
Предъявление
презентации
общественности
Защита проекта и
последующая
демонстрация
презентации в памятные
дни, на линейках,
тематических классных
часах, уроках
информатики и
истории.
к прочувствованному и более
глубокому пониманию изучаемой
эпохи, поступков представителей
прошлых поколений.
Учащиеся получают
удовлетворение от:
сделанной творческой
работы;
возможности донести до
других свои выводы,
чувства, переживания;
осознания нужности и
востребованности своего
труда;
нахождения
единомышленников.
В результате происходит
пропаганда историко
краеведческих знаний среди
учащихся, что способствует
формированию чувства
патриотизма не только у
участников проекта, но и у их
слушателей.
Таким образом, организация работы учащихся над данным проектом
позволила создать условия для решения следующих задач:
знакомство учащихся с событиями, происходившими в годы Великой
Отечественной войны на территории нашего района;
конкретизация ими теоретических знаний, полученных на уроках
истории;
осознание школьниками роли каждого человека в защите Отечества от
фашистских захватчиков; формирование у учащихся чувства сопричастности с историей родной
страны;
укрепление взаимопонимания между представителями разных
поколений.
Всё это помогает духовнонравственной ориентации подростков в жизни, их
социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме
того, интеграция двух направлений гуманитарного и технического
способствует:
активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
расширению рамок творческой деятельности учащихся;
формированию практических навыков поисково исследовательской
работы;
развитию ключевых компетенций, прежде всего информационной;
получению опыта эмоциональноценностных отношений к истории и
людям родного края;
В результате происходит формирование таких качеств личности, которые
сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести
интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний,
творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту
среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего
ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую
позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли.
Так использование ИКТ в историкокраеведческой деятельности становится
эффективным средством гражданскопатриотического воспитания учащихся.
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.