Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Оценка 5

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Оценка 5
Лекции
docx
история +1
Взрослым
01.04.2017
Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства. Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение.
Доклад.docx
Использование ИКТ в историко­краеведческой деятельности как средство гражданско­патриотического воспитания учащихся Малашёнок Ольга Васильевна,  учитель истории и обществознания БОУ «Мартюшевская СОШ» Тарского муниципального района Омской области Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество   ставило   перед   школой.   Сегодня   гражданско­патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества   разнообразных   проблем   нашего   времени   ­   экономических, политических, социальных ­ наибольшую опасность для российского общества представляет   кризис   духовности.   Материальные   блага   уже   прочно   заняли первые   места   в   иерархии   ценностей.   Отсюда   равнодушие,   цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа,   падение   престижа   военной   службы   и   другие   негативные   явления, ставшие   реалиями   сегодняшнего   дня.   Они   препятствуют   позитивной социализации   подрастающего   поколения,   что,   в   свою   очередь,   мешает развитию   тех   демократических   процессов,   которые   происходят   сейчас   в стране: формирование гражданского общества и правового государства. Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества.   Поэтому   вопросы   гражданско­правового   воспитания   молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства.  Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Как   же   пробудить   в   школьнике   любовь   к   Отечеству?   Мощным   средством воспитания   будущего   гражданина­патриота   является   краеведение.   Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:  краеведение   –   неотъемлемая   частица   нашей   большой   истории.   При изучении   школьниками   истории   родного   края   происходит конкретизация   известных   им   общеисторических   фактов,   их “оживление”.   Это   не   только   приводит   к   более   прочному   усвоению исторических   знаний,   но   и   влияет   на   процесс   нравственного становления   подростков,   их   историческое   самопознание   и самоопределение.   Историческое   краеведение   обладает   уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.  любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, селу, городу.   Каждому   человеку   дорога   своя   малая   Родина.   Изучение истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает условия   для   укоренения   в   сознании   молодого   поколения   понятий, определяющих   духовную   жизнь   нации:   Родина,   семья,   народ,   его история, духовная культура.  краеведение ­ это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний.   Эти   новые   знания   приходят   к   ним   через   поисковую   работу. Говоря   о   краеведении   в   школе,   можно   выделить   несколько   уровней познавательной   краеведческой   работы   учащихся.   На   первом   они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. Второй   уровень   –   более   активная   познавательная   работа   учащихся: самостоятельный   поиск   знаний   путем   изучения   материалов периодической печати, музеев, научно­популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как   бы   заново,   уже   известных   фактов   прошлого.   Третий   уровень   – изучение   школьниками   истории   родного   края   в   ходе   углубленного исследовательского   поиска,   представляющего   научный   интерес.   В последнее   время   одним   из   главных   направлений   таких   исследований стало   изучение   конкретных   человеческих   судеб   –   родственников, земляков,   изучение   обыденной   жизни   с   ее   живыми   подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это   история   людей;   корни   человека   –   в   истории   и   традициях   своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.  по   своей   организации   краеведческая   деятельность   относится   к массовым   формам   педагогически   организованной   деятельности.   Она охватывает   большое   число   школьников   социально­позитивной деятельностью,   создавая   условия   для   саморазвития   их   личности, жизненного воспитание интеллектуальной, нравственной, коммуникативной культуры. самоопределения,     обеспечивая    краеведение ­ это не только область научного исторического познания, но   и   сфера   активной   практической   деятельности,   направленной   на распространение  знаний  об  истории  края  в  доступной  увлекательной форме.   Познание   истории   родного   края   через   игру,   творчество, экскурсии,   самостоятельность   детей,   ориентация   на   их   возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы. Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как придать историко­краеведческому образованию деятельностный характер?   Как   заинтересовать   старшеклассника   изучением   истории   своего села,  города, края?  Ведь  без  добровольности  поисковая  работа  не  сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов   решения   этих   проблем   является   применение   в   историко­ краеведческой деятельности информационных технологий. Применение   ИКТ   в   краеведении   является   не   данью   моде,  а   необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по­прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме.   Современные   информационные   технологии   расширяют   эти возможности.  Их   использование   в   историко   –  краеведческой   деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:  усиление   деятельностного   характера   историко   –   краеведческого образования;  совмещение   актуальных   для   подрастающего   поколения   форм деятельности   с   изучением   истории   края,   а   через   этот   аспект формирование   патриотических   чувств   и   сознания   обучающихся   на основе   исторических   ценностей   и   роли   России   в   судьбах   мира, сохранение   и   развитие   чувства   гордости   за   свою   страну,   свой   край, семью;  более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;  значительное   расширение   возможностей   предъявления   разного   типа информации;  более   широкий   выбор   методических   приемов,   используемых преподавателем, например: o перенос музейного архива на электронные носители (оформление   сканирование   фото,   копирование текстовых   документов, фронтовых писем, документов), o использование интернета в поисковой деятельности. Web­сайты позволяют  учащимся находить  нужную  информацию,  например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”, o создание   и   обработка   текстовой   информации:   оформление рефератов,   докладов,   проектов   об   истории   родного   края. Например,   проекты   “Дети   войны”,   “Мой   прадед­участник Великой Отечественной войны” (текстовые документы); o создание   компьютерных   презентаций   на   основе   краеведческого материала.   Одной   из   последних   таких   работ   стала презентация«Герой   Советского   Союза   ­   Золотарёв   Семён Павлович» , подготовленная к 71­й годовщине Великой Победы (презентация).   На   примере   этого   проекта   можно   рассмотреть, как   интеграция   информационных   технологий   и   краеведческой поисковой   работы   способствует   актуализации   патриотических настроений у обучающихся. Этап работы над Содержание работы Результат личностного развития проектом I этап. Выбор  темы. учащихся учащихся Анализ известных из  уроков истории фактов, определение вопросов,  интересующих ребят,  постановка  (формулирование)  проблемы  исследования. Проявление личностного  интереса к тому или иному  историческому событию.  Возможность поставить  личностную проблему, например:  понимание связи эпох  (Великая Отечественная  война – наши дни);  понимание значимости  исторического опыта для  личности учащихся;  возможность научиться  вживаться в образ другого  человека, уметь “встать на  его место”, рассуждать с  его точки зрения;  ощущение связи эпох и  поколений;  понимание бесчеловечности войны;  осознание того, что  самоотверженность и  упорный труд народа  позволили защитить  Отечество и сохранить его  независимость. Знакомство с конкретными  судьбами людей,  повседневностью, бытом тех лет;  соотнесение фактов местной  истории с событиями  исторического значения,  определение места и роли  событий, происходивших в  районе в общей исторической  картине ­ все это приводит к  появлению чувства  сопричастности к событиям  отечественной истории. Анализ информации, полученной  в ходе поисковой работы.  Обобщение фактов. Если на 2  этапе использовался  дидактический принцип “от  общего к частому”, то теперь  происходит реализация принципа “от ближнего к дальнему, от  частного к общему”. Только  теперь полученные обобщения  имеют личностный смысл для  учащихся. В ходе работы участники проекта как бы становятся на место  своих героев, “проживают” их  судьбу. Это оказывает сильное  эмоциональное воздействие. В  результате школьники приходят  II этап.  Поисковая  работа. Сбор  материала. Работа в районных  музее и архиве, встречи и беседы с  родственниками,  свидетелями событий,  работа с материалами  музея школы. III этап.  Составление  сценария  презентации. Выбор сюжета для  рассказа, отбор  информации,  составление плана ее  представления. IV этап. Создание презентации. Оформление слайдов  текстовой, графической звуковой информацией. Создание анимации. V этап.  Предъявление  презентации  общественности Защита проекта и  последующая  демонстрация  презентации в памятные дни, на линейках,  тематических классных часах, уроках  информатики и  истории. к прочувствованному и более  глубокому пониманию изучаемой эпохи, поступков представителей прошлых поколений. Учащиеся получают  удовлетворение от:  сделанной творческой  работы;  возможности донести до  других свои выводы,  чувства, переживания;  осознания нужности и  востребованности своего  труда;  нахождения  единомышленников. В результате происходит  пропаганда историко­ краеведческих знаний среди  учащихся, что способствует  формированию чувства  патриотизма не только у  участников проекта, но и у их  слушателей. Таким   образом,   организация   работы   учащихся   над   данным   проектом позволила создать условия для решения следующих задач:  знакомство учащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны на территории нашего района;  конкретизация   ими   теоретических   знаний,   полученных   на   уроках истории;  осознание школьниками роли каждого человека в защите Отечества от фашистских захватчиков;  формирование у учащихся чувства сопричастности с историей родной страны;  укрепление   взаимопонимания   между   представителями   разных поколений. Всё это помогает духовно­нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме того,   интеграция   двух   направлений   ­   гуманитарного   и   технического   ­ способствует:  активизации мыслительных процессов; развитию мышления;  расширению рамок творческой деятельности учащихся;  формированию   практических   навыков   поисково­   исследовательской работы;  развитию ключевых компетенций, прежде всего информационной;  получению   опыта   эмоционально­ценностных   отношений   к   истории   и людям родного края; В   результате   происходит   формирование   таких   качеств   личности,   которые сегодня   особенно   востребованы:   диалогичность   мышления,   умение   вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности   родной   истории   и   культуры,   имеющего   чёткую   гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко­краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско­патриотического воспитания учащихся.

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Доклад "Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017