Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"
Оценка 4.8

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Оценка 4.8
Семинары
docx
история +1
Взрослым
06.09.2019
Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"
«Гордится славою своих предков Не только можно, но и должно» Пушкин А.С. Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. Однако теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни: соборность, коллективизм, общинность. Они заменяются западными идеями и образцами поведения и общения. Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся. Над данной темой я работаю уже десять лет. На мой взгляд, это наиболее актуальная тема сегодня, когда молодежь заглядывается на Запад, когда исконно русское качество коллективизма вымещаем индивидуалистическими началами, американским эгоизмом. Я очень рада, что наконец-то, наше правительство обратило внимание на эту проблему. В этой связи для современного российского общества становятся наиболее актуальными следующие.
выступление на конференцию.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Выступление на педагогической августовской конференции по теме «Воспитание патриотизма на уроках истории»                                                      Подготовила учитель истории                                             первой квалификационной категории                             Гоголева Ирина Васильевна 2015 г. «Гордится славою своих предков Не только можно, но и должно» Пушкин А.С. Патриотическое воспитание начинается с определения  педагогами – преподавателями истории – ценности познания  истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку,  национальной культуре своего народа, знание истории своей родины  – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.  Героизм народа при защите Родины, самопожертвование,  сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в  современной жизни. Однако теряются, к сожалению, многовековые  основы российского патриотизма, традиционные ценности русской  жизни: соборность, коллективизм, общинность. Они заменяются  западными идеями и образцами поведения и общения. Современная  методика содержит большое количество документов и материалов,  позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания  учащихся. Над данной темой я работаю уже десять лет. На мой  взгляд, это наиболее актуальная тема сегодня, когда молодежь  заглядывается на Запад, когда исконно русское качество  коллективизма вымещаем индивидуалистическими началами,  американским эгоизмом. Я очень рада, что наконец­то, наше  правительство обратило внимание на эту проблему.  В этой связи  для современного российского общества становятся наиболее  актуальными  следующие. Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов  второго поколения: Социализация школьников, формирование гражданской  культуры, приобщение к ценностям демократического,  правового государства, формирования гражданского  общества; Воспитание патриотизма и гражданственности на примере  сопричастности к судьбе своей Родины; Восстановления образа человека нравственного как  личности цельной, самобытной, свободной, гуманной,  ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.  В концепции подходов к патриотическому воспитанию при  изучении истории  в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:  1) интеграция предметов гуманитарного цикла; 2) углубленное изучение исторического материала на основе  современных исторических исследований и их философского  анализа; 3) актуализация  исторических событий с явлениями и  проблемами современного мира; 4) теоретическая обоснованность активизации  деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии  исторического мышления, сознания, исторической памяти.   Сегодня воспитание становится органичной составляющей   педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс  обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог­ историк   на основе мощного использования воспитательного  потенциала истории России имеет уникальную возможность активно  воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и  преданности Родине.  Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части  учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип:  история ­ это исторические даты, события и деятели. Эта проблема  находит свое решение в том, что в основе патриотического  воспитания на уроках применяется системный и комплексный  подходы.  Следовательно, важными факторами воспитания являются  формирование индивидуально­личностного отношения школьников  к изучаемым историческим темам, к историческим событиям,  известным военным, государственным деятелям, применение  активных форм, методов и приемов для стимулирования  познавательной, творческой деятельности, углубление знаний  учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует  целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного,  оправдавшего себя временем такого направления, как изучение  истории в процессе учебно­познавательной деятельности, но и  поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс. Ускорение темпа современной жизни, информационная  революция требуют усиления внимания к развивающей системе  обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об  усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества.  Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно.  Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле,  включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную  картину мирового исторического и культурного опыта, на который  опирается развитие ученика. Критерии отбора содержательных аспектов изучения  истории  целостность и системность исторического материала, его  преемственность;  постановка и изучение гражданских, нравственных  проблем;  объем содержания должен точно соответствовать  заданным целям  Структурно­функциональный анализ учебного интегрируемого  историко­литературного материала выявляет и внутрипредметные  связи его содержания. Наблюдения на уроках показывают, что для  многих учащихся изучение интегрированного материала дает лучшие результаты, чем раздельное изучение.  Так, при проведении интегрированных уроков истории и  литературы, посвященных таким темам, как: «Осмысление  исторической личности в его речевой характеристике», «Родной  язык – источник формирования национального самосознания»,  работа с историческими, литературными источниками, мемуарами  способствует формированию целостного видения исторического и  литературного процессов. Эффективность освоения знаний в  процессе изучения истории и литературы повышается при создании  психолого­педагогических условий для изучения исторических  источников, для эмоционального восприятия исторического  материала, для познания окружающего мира, человека и самого себя с позиции исторического антропоцентризма. Факторы воспитания: 1. Формирование индивидуально­личностного отношения  школьников к изучаемым историческим темам,  к  историческим событиям,  государственным деятелям; известным военным,  2. Применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности; 3. Углубление знаний учеников; 4. Наполнение знаний новым качественным содержанием.  На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий  патриотического воспитания, изучение дополнительного  исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом,  учитель вместе с учениками ведет работу с документами,  публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими  источниками. Применение источниковедческого метода  способствует формированию у учащихся интереса к предмету,  выработке навыков самостоятельного изучения документов и  дополнительной литературы, углублению знаний по истории.  Характер и результаты воспитания в процессе обучения  определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний,  организацией и методами учебной работы, связью обучения с  личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и  индивидуального развития. Исследуя особенности системы  мировоззренческих ценностей, принятых учащимися, выявляется  следующее: для современных учеников понятия  патриотизм,   единство народа и территории государства, защита Отечества,  дружба, труд, межнациональные отношения, Отчий дом, семья,  работа не являются чем­то абстрактным. Эти понятия наполнены  конкретным, реальным смыслом, и имеют значение в дальнейшем  развитии их взглядов и убеждений Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине  содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне.  С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных  часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя  фоно­хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с  грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат  стихи :  Казалось, было холодно цветам. И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось! И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении  фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем  объявляю тему : “ Начало Великой Отечественной войны ” и  рассказываю о переходе немецко ­ фашистской армии границ  Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся  примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые  часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической  обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о  подвиге Гасстело.  На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи : “  Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ”  Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим  защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе  учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н.  Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам  города :  Сестра моя, товарищ, друг и брат,  ведь это мы, крещенные блокадой! Нас вместе называют Ленинград, и шар земной гордится Ленинградом. И ежели отныне захотят, Найдя слова с понятиями вровень, Сказать о пролитой бесценной крови, О мужестве, то скажут – Ленинград – И все сольется в этом слове ! И на заключительном уроке темы – конференции : “ Источники и  значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне  ”­ уделяю внимание прежде всего героизму советских людей,  полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят  звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя  Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из  одноименного произведения Р. Рождественского «Помните!». На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом  облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком,  Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются  отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в  Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен  декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной  восхищения.  Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по  темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная  борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию  любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона,  Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ  учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников.  Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации,  использование стихов, отрывки из музыкальных произведений.  Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью  оперы Глинки “ Иван Сусанин ” ­ арии Сусанина, а в конце урока,  как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “  Славься ” и звоном колоколов. Также на уроке в  8 классе «Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной войны» я сразу обращаю учащихся, что с  самого начала война пробрела справедливый, освободительный, а  самое главное народный характер. Очень ярким примером мужества  служат слова генерала Н.Н.Раевского, который с двумя своими  юными сыновьями, встав впереди солдат, воскликнул: «Вперед,  ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, которых приношу в  жертву, откроем вам путь!». Ребята  без труда называют  нравственные черты, характеризующие подвиг. Чувство гордости за  Отечество вызывают у ребят наиболее яркие моменты  полководческой деятельности М.И.Кутузова, П.И.Багратиона –  любимцев солдат. Ребятам нравится солдатская  поговорка: пришел  Кутузов бить французов! Большое эмоциональное впечатление у  ребят оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».  Очень уместно совместно с  учащимися вспомнить стихотворение «Бородино». Ребята  подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в  которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой разгрома наполеоновской армии. Я считаю  уместно связать эту тему с героизмом солдат Великой Отечественной войны, которые через  130 лет ­  осенью 1941 года стояли насмерть на позициях у  гранитных памятников Шевардинского редута,  Багратионовых  флешей и батарей Раевского. Нельзя не вспомнить 32­ю   Краснознаменную стрелковую дивизию, которая в течение  нескольких суток отражала атаки четырех фашистских дивизий,  пали смертью героев, защищая нашу Родину сотни ее воинов, в том  числе и командир полковник В.Н.Полосухин.  Операцию  по  освобождению Орла летом 1943 года на Курской дуге назвали  «Кутузов», а в 1942 году учредили самую высокую  полководческую награду – орден Кутузова. Великая Отечественная война 1941­1945  годов явилась не только тяжелым испытанием для страны, но и  определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения  патриотического воспитания Великая Отечественная – главное  событие в нашей страны ХХ века. Это и великие победы, и  национальные герои, единство народа и его роль в мировой истории.  Показано, что Победа – это результат, достигнутый всем советским  многонациональным народом, и в первую очередь это победа  солдата, воина, труженика войны. Нельзя не отметить в тоже время  роль талантливых полководцев, которые в критические моменты  проявили выдержку, стойкость и личное мужество. В годы войны  были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности  людей, и не только  воинов, но и тех, кто самоотверженно трудился в тылу.  И самое главное  ­ решающая роль СССР в разгроме  фашистского блока, что привело к возрастанию роли нашей страны в мировой истории.   Изучение периода Великой Отечественной войны является  одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не  может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая  Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти.  Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной  жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо  понимает, что земля предков священна. Подростки, в дни  подготовки к празднованию 70­летия Победы, говорят на уроках, в  беседах, на классных часах, что вспоминать о нашем солдате­ победителе, об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру надо не только в дни праздников, а  помнить об этом постоянно.  Ученики старших классов выбирают темы защиты рефератов:  «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Операция «Эдельвейс»,  «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои  земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем  осознан.  Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа,  поставить себя на место молодого человека, который сразу после  школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания,  которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» – задают вопрос  старшеклассники. Большое значение имеют личные беседы учащихся с участниками Великой Отечественной войны. Ребята сами  посещают ветеранов на дому. Учащиеся рассказывают в классе о  своих чувствах, очень эмоционально рассказывают своим  одноклассникам о таких встречах. Я считаю, что эта форма  воспитания позволяет лучше узнать о своих родственниках и чувства гордости за них. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких ­ участников  величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться  подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему  краеведения продолжаю и во внеклассной работе. В прошлом году с  помощью учителей и учащихся школы мы оформили музей ,  посвященный эвакогоспиталю №2785, в котором собран материал   по работе госпиталя во время ВОВ. Он становится у нас центром  краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал,  проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая  любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя  все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить  учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу,  семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего  общества не может быть будущего.  Все проходит. Остается Родина –  То, что не изменит никогда. С ней живут, любя, страдая, радуясь. Падая и поднимаясь ввысь… И еще немало будет  пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства  Родина  Людям никогда не обрести. Историческое и культурное прошлое страны неразрывно  связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом выше  перечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании  патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и  становящееся качеством личности. Вот и получается, что история:  это и есть учитель;   учитель помогающий понимать действительность,  искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем;   учитель обогащающий душу и насыщающий  окружающий мир;   учитель помогающий воспитывать не просто  гражданина, а настоящего патриота своей Родины.   Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле,  гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее  славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек  осознанно становится патриотом своего Отечества.  В современных условиях я хочу выделить следующие духовно –  нравственные ценности, формируемые патриотическим  воспитанием: Гражданственность; Приоритет общественно – государственных интересов; Патриотизм; Преданность своему Отечеству; Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа; Гуманизм и нравственность; Чувство собственного достоинства; Социальная активность; Нетерпимость к нарушениям норм морали и права; Сохранение лучших национальных качеств и изучение  исторического прошлого не только своей Родины, но и  своего района, города, села.

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"

Выступление на педагогической конференции по теме "Воспитание патриотизма на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019