Доклад к педсовету на тему: «Умение педагога аргументированно оценивать успехи детей»

  • Педсоветы
  • ppt
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала умение педагога аргументированно оценивать успех ребенка.ppt
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки» 4 корпус , г. о.Тольятти Доклад к педсовету тема: «Умение педагога  аргументированно оценивать  успехи детей» «Чем больше человек знает о том, что уже сделано,  тем больше в его силах понять, что нужно делать  дальше.»                                    Б. Дизраэли Подготовила: Тришина Юлия Юрьевна,  член МО, воспитатель МБУ  детского сада № 49 «Веселые нотки» г. Тольятти.  2017 г.
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов об умение педагога аргументированно оценивать успехи  детей. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в  сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом Задачи: 1.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их  мотивацию на использование в практике умения педагога аргументированно  оценивать успехи детей.  2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа умения  педагога аргументированно оценивать успехи детей в воспитательно­  образовательном процесс ДОУ 3.3. Совместная отработка методических педагогических, психологических  методов и приемов в воспитательно­образовательном процессе с детьми. 4.4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности,  раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания  условий для индивидуальной и коллективной работы  5.5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер­класса. Форма проведения: мастер­класс Участники: воспитатели ДОУ Результат: Освоение слушателями умения педагога аргументированно оценивать успехи детей и внедрение их в работу                                               с дошкольниками
В  современных  условиях  ребёнок  выступает  в  роли  не  “объекта”,  а  в  роли  “субъекта” образования, ребёнок – Личность.    Принцип  активности  ребенка  в  процессе  обучения  был  и  остаётся  одним  из  основных в дидактике.   Всем известно, что профессионально выстроенный контакт педагога и детей во многом определяют успешный  результат в формировании личности ребенка и в организации ОД.   Изменения в содержании современного образования влекут за собой и изменение системы оценивания, которое  занимает особое место в ФГОС ДОО и рассматривается как одна из важных целей образования
Что такое «Аргументированное оценивание»?  «Оценивание»  ­  это  аналитико­рефлексивный  вид  деятельности,  который  всегда  предполагает  аргументированную  рефлексивную  оценку  различных  компонентов  педагогического  процесса,  успехов  ребенка и самой деятельности педагога для осуществления прогнозирования и конструирования условий  развития  воспитанников.    Оценивание  повышает  эффективность  преподавания  и  обучения,  обеспечивает  единство  вариативной  системы  образования,  регулирует  программу  обучения  и  занимает  одну  из  доминирующих позиций, отвечая ее главному аспекту – точность.  Слово «аргументация» ­  от латинского «аrgumentum» или  «arguo», означает «пояснение», «проясняю».  Цель аргументированного оценивания­ не в   зафиксированном результате успеха, а умении ребенка  выстроить смысловую цепочку, сравнить свои успехи с другими,  иметь гордость за свой успех.  Аргументированное оценивание  прямо и или опосредованно должно  определять эмоционально­ценностное, социально­личностное,  познавательное, эстетическое развитие ребенка и сохранять его  индивидуальность в образовательной среде ДОУ   Проблемы в осуществлении аргументированного педагогического оценивания: сложность выделения предмета педагогической оценки и критериев оценивания;  использование «школьных» технологий оценки либо имеющих сомнительную научную и практическую  ценность методов оценки (психолого­педагогической диагностики);  слабость критериальной базы оценивания.
Что такое «Успех» и  в чем выражается успех ребенка?  Формула успеха ­ чувства, вера в успех, вдохновение, интерес к познанию.  Понятие «успех» определяется в различных аспектах: в психологическом­ это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому  стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами;  в социально­психологическом ­  это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и  результатами деятельности;  в педагогическом­ это качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения,  результат деятельности ребенка, тесно связанный с успешностью педагога.  Значение  успеха­  успех  внушает  уверенность  в  собственных  силах,  рождает  положительные  эмоции,  создает  внутреннее  благополучие,  развивает  желание  вновь  достигнуть  хороших  результатов.  Успех  ребенка  ­  это  его  результат  деятельности,  который  тесно связан с успешностью педагога.   Разновидности успеха ребенка: ­признание конкретного результата ребенка, в том числе и в  случае преодоления им каких­либо трудностей;  ­признание личности ребенка в целом Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать  свои знания, умения и навыки и способность использовать  полученные знания в жизни. Главный смысл деятельности педагога ­   создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, в связи с  этим очень важно чтобы аргументированное педагогическое оценивание прямо и или опосредованно определяло  эмоционально­ценностное, социально­личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка, сохранило  его индивидуальность в образовательной  среде ДОУ.
Оценка и аргументированная оценочная деятельность педагога Оценка ­ неотъемлемая часть  образовательного процесса, а также составляющая  часть  любой  образовательной деятельности, существенная составляющая процесса взаимодействия взрослого и  ребенка, определяющего его «зону ближайшего и актуального развития которая  позволяет  диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников Оценка ­ аналитико­рефлексивный вид  деятельности, представляет собой мнение педагога о поступках, о процессе и  результатах деятельности детей, является одним из основных компонентов этой деятельности и ее показателем  результативности.    Функций педагогической оценки : Стимулирующую функцию ­ определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является  побуждением к деятельности.    Ориентирующую функцию ­  заключается в том, что ребёнок вследствие  педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения.      Основная функция оценки: •для ребенка ­ стимулировать  его развитие ребенка и внутренние силы, рождающие энергию для преодоления  трудностей, желания учиться, помогать ребенку учиться на своих ошибках и понимать, что не получается и почему.  •для педагога ­ фиксировать неудачи ребенка, но не наказывать за них, а помочь понять, что надо освоить и  оценивать динамику достижений, а также мотивировать детей на успех.  В комплексе функции оценивания стимулируют ответственность ребенка за результаты, помогают ребенку учиться на  своих ошибках и понять, что не получается и почему, а мне фиксировать неудачи и помочь понять, что надо освоить и  оценивать динамику достижений, а также мотивировать детей на успех    К сожалению, на практике еще встречается разрушающий вид педагогической оценки, когда высказыванием  выражают критическое мнение о воспитаннике, его личностных качествах, поведенческих актах,  действиях и их результатов.
Аргументированная  оценочная деятельность педагога   осуществляется через: •изучение личности воспитанника,  •его поведения и отношений, •прогноз  влияния оценок на поведение ребенка,  •прогноз его личностный рост, •оценку собственных способов аргументированной  оценочной  деятельности, •принятие оценочных решений •реализацию оценочных решений в ходе педагогического взаимодействия, •планирование и коррекцию  оценочных высказываний.  При рассмотрении оценочного аргумента педагогу необходимо учитывать:   кто оценивает, объект оценивания, что оценивается, что является критерием оценки ,  методы, формы и средства оценки ,  каков характер оценки,  виды  оценки.  При выборе метода оценивания в ДОУ следует учитывать:  цель и задачи организованной деятельности, содержание материала,  способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности ребенка.   Оценку можно выразить: • вербально («молодец, умница»), •эмоционально (радость на лицах педагога),  •материально (хотя это не лучшее средство конфеты, медальки и пр.).
Нужно ли оценивать деятельность детей и что это   дает педагогу  в воспитательно­ образовательном процессе? Ребенок, выполняющий определённую работу, нуждается в оценивании своего труда и ожидает его в поощрении и  в положительной оценке. Оцениваться могут:  только результаты деятельности ребенка,   действия и поступки ребенка, процесс их формирования, то, чему обучают в процессе ОД, достижения и успехи ребенка, но не личные качества ребенка!!!  Ребенок будет активен   только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если  каждое его действие является осознанным и понятным.   Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми и заставлять страдать других ждетей!  На этапе оценивания педагог уже в системе формирует у детей умение оценивать свой успех и обнаруживать  свои незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Оценочные педагогические высказывания Используя аналитико­рефлексивный вид деятельности, педагог развивает у ребенка навыки и привычку к  самооценке и взаимооценке,  формирует уверенность ребенка в себе  и веру  в свои силы,  его стремление к  успеху . Правильно подобранные педагогом высказывания создают благоприятный психологический климат в группе и  устанавливают правильные взаимоотношения педагога с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности, а также  помогают побороть ребенку страх, нежелание выслушивать мнение о своей работе, в следствии чего у ребенка  исчезает недоверие к педагогическим высказываниям   Педагог должен уметь формулировать оценочные педагогические высказывания,  учитывая при этом возрастные особенности и подход к детям,  опираясь на положительные качества ребенка,  используя педагогический такт и стиль отношений,  всегда  проявляя  чуткость  и  внимание  к  детям,  их  физическому  состоянию  и  настроению,  интересам  и  потребностям, учитывая  характеристику ответа, качество знаний, сформированность образовательных и познавательных умений  и  навыков  и  уровень  владения  умственными  операциями,  развитие  творческих  умений  и  самостоятельность  оценочных суждений.
Аналитико­рефлексивный вид  деятельности ­ технология оценивания  «Рефлексия».  «Рефлексия» ­самоанализ деятельности и её результатов.   Слово «Рефлексия» ­от латинского «отражение», умение размышлять, заниматься самонаблюдением,  самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней  жизни. Основа «Рефлексии» ­ отделение оценки результатов деятельности от оценки личности ребёнка Основные составляющие «Рефлексии» ­  развитие у ребенка умений самоконтроля и самооценки Цель  «Рефлексии»: не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а  выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с  другими; определять как ребенок  овладевает умениями по использованию  знаний в соответствии с современными целями образования;  развивать у него умения самостоятельно оценивать результат своих  действий, контролировать самого себя, находить и исправлять  собственные ошибки;  мотивировать ребенка  на успех;  избавить его от страха перед контролем и оцениванием педагогом,  создавая комфортную обстановку  и охраняя  психологическое  здоровье детей.  Виды рефлексии: физическая рефлексия (успел / не успел), которая бывает индивидуальная и групповая: сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно); интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал).
Способы  стимулирования успехов детей   внимание к ребенку, поддержка, признание, награда престиж, статус      одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок. Сочетая  в оценке словесные высказывания, содержащие соответствующие оценочные суждения и жесты, мимику и  пантомимику.  поддержка   может быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка, или  содействия, т.е. выполнения взрослым таких практических действий, которые способствуют активизации  деятельности ребенка   Успех педагога начинается с признания его детьми Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства, способность педагога удивлять являются  залогом успеха его воспитанников
Вывод Аргументированно оценивая результаты успеха ребенка в ходе ОД, педагог должен:  соблюдать дидактические требования, использовать разные формы оценивания,  помнить о влиянии оценки на эмоциональное состояние ребенка,  знать личные особенности каждого ребенка и группы детей в целом, чтобы научиться помогать и  поддерживать каждого, создавать психологический климат, обстановку жизнерадостности уметь аргументированно оценивать любую ситуацию и деятельность детей,  принимать верное решение,  владеть методами стимулирования,  уметь потребовать, поощрить …….. а также и многое­многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств.                                      Из этого складывается   педагогическое мастерство.    Раскрывайте в ребёнке богатство его души!   Любите детей и дарите им себя!  Формируйте у детей умение думать и любить, желания к  знаниям и стремления к успеху.   Воспитывайте детей, опираясь на их физические,  умственные и   личностные особенности.  Помните, педагог воспитывает и обучает детей до тех пор,  пока учится сам!
Список использованной литературы 1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.­ М.: 1990. 2.  Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 2005. 3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать.­ М.: 19912.  4.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 2007. 5.. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М., 2006. 6. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М.,  2010. 7.Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. ­ СПб  издательство «Речь», 2003 г. 8..Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам //  Вестник образования. 1996. № 11.  9. Петровский В. А. Психология развивающейся личности. — М., 2007. 10.Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным  образовательным учреждением, 2002, № 58 11. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент».­ 1999. 12. Щетинина А.М.Диагностика социального развития ребенка: Учебно­методическое пособие. ­  Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 13.Якиманская И.С. Развивающее обучение.­ М.: Педагогика.­ 1999. 14.Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в школе.­ М.: 1996.
за внимание!
Раздаточный материал

Посмотрите также