Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"
Оценка 5

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
06.02.2019
Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"
Тема повышения качества образования - одна из наиболее актуальных тем современной школы. В докладе раскрыто понятие "качество образования", приведены аналитические данные об учебных достижениях учащихся всех ступеней школы за 5 лет, динамика качественного и количественного состава педагогического коллектива, данные анкетирования учащихся, их родителей и педагогов.
ПЕДСОВЕТ.docx
Термин «Качество образования» все чаще и чаще слышим в последнее время на всех уровнях. Попробуем определить сущность понятия «качество образования». Во­первых, ­ это качество результатов образовательного процесса, т.е. качество   образованности   учащихся,   качество   знаний,   умений,   владения процедурами творческой деятельности, воспитанности и т.д. Во­вторых, ­ это и качество результатов образовательного процесса, и качество   реализации   образовательного   процесса,   и   качество   условий   его протекания. Определим, кто является потребителем образования в наше время, ­ это родители, учащиеся, учителя, общество, государство. Сейчас   сошлись   на   том,   что   существуют   базовые,   или   ключевые компетенции,   на   которые   следует   ориентироваться,   определяя   качество образования. Ключевые компетенции для учащихся ­ это:  учебно­познавательная компетенция;  ценностно­смысловая компетенция;  информационная компетенция;  общекультурная компетенция;  коммуникативная компетенция;  социально­трудовая компетенция;  компетенция личностного самосовершенствования Основные компетентности педагога современной школы:  профессиональная,  информационная,  коммуникативная,  правовая В педагогической теории и практике существуют различные подходы к изучению эффективности функционирования образовательного учреждения, к определению критериев и показателей ее результативности. Однако,   как   утверждают   многие   исследователи,   в   качестве   мерила эффективности   любой   деятельности   человека   можно   выделить   два универсальных критерия. Это:  продуктивность деятельности  удовлетворенность деятельностью ее участников. Продуктивностью   деятельности   школы   можно   считать   качество предметных знаний учащихся. Ежегодно, анализируя  результаты  работы  школы  за  учебный  год,  мы   уровень традиционно   обращаем   внимание   на   следующие   показатели:   достижений   учащихся   по   результатам   контрольных   работ,   семестрового   и годового оценивания. Однако стоит оговориться, что абсолютизировать его не следует, так как давно известно, что у более требовательных учителей так называемое   «качество   знаний»   может   оказаться   ниже,   чем   у   менее требовательных.    Динамика учебных достижений учащихся по результатам годового  оценивания % Высо кий уров ень % Дост аточн ый уров ень Низк ий уров ень % Н/а % Учебны й год Всег о   уч­ ся Из них оцен ивал ись 283 316 37 13 115 40,6 24 8,5 172 153 19 12,4 54 35,3 ­­­ ­­­ 212 168 17 10 234 202 15 7 69 80 242 225 23 10,5 95 41 40 45 2 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 2 ­ 1,3 ­­­ ­­­ ­ 1 ­ 0,5 2013/1 4 2014/1 5 2015/1 6 2016/1 7 2017/1 8 На диаграмме картина выглядит следующим образом: Анализируя   работу   за   каждый   учебный   год,   стараемся   обращать внимание   на   уровень   учебных   достижений   выпускников   школы   каждой ступени,   обращаем   внимание   на   то,   как   меняется   качество   знаний выпускников   у   одного   и   того   же   учителя   через   определённый   интервал времени.  За   последние   5   лет   учебные   достижения   выпускников   различных ступеней   школы   по   результатам   государственной   итоговой   аттестации выглядят следующим образом: Учебные достижения выпускников начальной школы по  результатам государственной итоговой аттестации Учебный год Класс Предмет Украинский (русский) язык Математика 2013/14 2014/15 2015/16 4­А 4­Б 4 4 80 %  82 %  89 %  65 %  80 % 82 % 84 % 67 % 2016/17 2017/18 4 4 60% 81% 57% 75% Учебные достижения выпускников школы II ступени по результатам государственной итоговой аттестации Учебный год Украинский (русский) язык Учебные предметы Математика География Англ.язык 2013/14 58 % (укр.)  64,5 % 2014/15 2015/16 2016/17 2017/18 64 %  67 %  43 % 60 % 71 % 67 % 43 % 57 % 67,7 % 64,5 % 61 % 57 % 60 % 62 % 58 % 56 % 36 % 43 % Учебные достижения выпускников школы III ступени по результатам государственной итоговой аттестации Учебный год Укр.язык/ История Математика Рус.язык 90,9 % (укр.) 78 %  100 %  80 % 59 % 97,8 % 78 % 100 % 80 % 65 % 100 % 89 % 100 % 80 % 71 % 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 2017/18     Под   результативностью   деятельности   чаще   всего   понимается эмоционально оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для человека важен, как правило, не только продукт   деятельности,   но   и   то,   насколько   он   доволен   или   недоволен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайно большинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать школу успешно работающей, если в ней достигаются хорошие показатели   обученности   и   воспитанности   школьников,   и   наряду   с   этими учащимися   и   педагоги   находятся   в   состоянии   дискомфорта,   не   горят желанием учиться и работать в ней. Оценить удовлетворенность не всегда удается с помощью наблюдения, очень часто мы прибегаем к анкетированию. Анкетирование возможно для всех участников образовательного процесса. В   течение   прошлой   недели   было   проведено   анкетирование   среди учащихся школы, их родителей и учителей, преподающих в школе. Так,   с   целью   определения   степени   удовлетворенности   учащимися жизнедеятельностью школы и своим положением в ней, было опрошено 72 учащихся 6­11 классов. Результаты анкетирования: Всего учащихся Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 72 1,5% 79% 19,5% Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   большинство участников   выявили   средний   либо   низкий   уровень   удовлетворенности.   Отдельно   стоит   отметить,   что   некоторые   учащиеся   на   вопрос «Согласны ли вы с тем, что на уроках вы получаете полноценные знания?» ответили «Нет». При анкетировании родителей было поставлено несколько целей:  выявить уровень удовлетворенности родителей работой ОУ  получить информацию об оценке родителями помощи ОУ в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем Результаты анкетирования родителей учащихся 5­11 классов: Всего родителей Уровень удовлетворенности родителей работой ОУ Помощь ОУ в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Достаточн ый уровень Низкий уровень 63 57% 34% 9% 53% 47% Результаты анкетирования родителей учащихся 1­4 классов: Всего родителей Уровень удовлетворенности родителей работой ОУ Помощь ОУ в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Достаточн ый уровень 65 88% 12% ­­­ 82% Низкий уровень 12% Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов.   Великий   русский   педагог   К.Д.   Ушинский   говорил:   «В   деле обучения   и   воспитания,   во   всём   школьном   деле   ничего   нельзя   улучшить, минуя   голову   учителя».   Именно   педагог   является   основной   фигурой   при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной педагогической деятельности   в   новых   условиях   должен   обладать   необходимым   уровнем профессиональной компетентности. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является   и   уровень   его   компетентности профессионально   компетентным, соответствует требованиям инновационной педагогики? В Законе "Об образовании" записано: «Педагогические работники обязаны: •   осуществлять   свою   деятельность   на   высоком   профессиональном   уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса,   дисциплины   (модуля)   в   соответствии   с   утверждённой   рабочей программой; • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,   творческие   способности,   формировать   гражданскую   позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; • систематически повышать свой профессиональный уровень.» В   текущем   учебном   году   в   нашей   школе   УВП   осуществляют   26 педагогических работников (3 из которых – совместители), 22 педагога имеют высшее образование. Количественный и качественный состав коллектива Мы уже обращали внимание на то, что количественный и качественный состав   педагогического   коллектива   за   последние   5   лет   существенно изменился:   выходят   на   заслуженный   отдых   учителя,   имеющие   высшую квалификационную  категорию  и  педагогические  звания,  приходят  молодые неопытные специалисты. Коллектив  за 5 лет обновился более чем на 60%. е и н а в о з а р б о   е е ш с ы в   т ю е м И 23 27 22 й е л е т и ч у   о г е с В 23 28 26 д о г   й ы н б е ч У 2014­2015 2015­2016 2016­2017 Имеют квалификационную категорию и и р о г е т а к   з е Б % Имеют педагогическ ие звания % я а ш с ы В % І % ІІ % 100 97 85 9 7 8 39 25 30 3 6 4 13 22 15 5 3 2 22 11 8 6 12 12 26 42 47 ­ ь л е т и ч у « » т с и д 4 о т е м 3 3 й и ш р а т с « » ь л е т и ч у 1 1 1 2017­2018 2018­2019 25 23 20 20 80 87 8 6 32 26 3 3 12 13 2 ­ 8 ­ 12 14 48 61 2 2 1 1 Сопоставим   динамику   изменения   качественного   состава педагогического   коллектива   и   динамику   качества   знаний,   а   также   будем учитывать показатель движения учащихся.  Динамика показателя «качество знаний» за последние 5 лет: Учебный год Качество знаний 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017 2017­2018 54% 48% 51% 47% 55,5% Результаты   анкетирования   педагогов   показали,   что   высокий   уровень удовлетворенности  работой школы и своим положением в ней имеют 59% коллектива и средний уровень – 41%, низкого уровня не выявлено. Всего участников Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 17 59% 41% ­­­ Хочется обратить внимание также на то, что некоторые анкеты коллег содержали   самый   высокий   балл   ответов   «4»   на   все   вопросы,   что свидетельствует   либо   о   недоверии   к   администрации   школы,   либо   о формальном отношении. Самыми низкими баллами коллеги оценили следующие вопросы: 1. У меня существует реальная возможность повышать свое  профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности. 2. Я испытываю потребность в профессиональном и личном росте и  стараюсь ее реализовать. 3. Мне нравится, что в школе идет научно­методический поиск. Из чего вытекает, что как минимум часть коллег не видит возможности для   реализации   своего   профессионального   потенциала,   но   при   этом   и   не испытывает   потребности   в   ней,   не   хочет   также   заниматься   научно­ исследовательской деятельностью. Итак, что должен уметь компетентный педагог? 1.   Успешно   решать   проблемы,   проявляя   инициативу,   самостоятельность   и ответственность. 2. Понимать какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях. 3. Видеть и понимать жизненные интересы своих учеников. 4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам. 5.   Связывать   изучаемый   материал   с   повседневной   жизнью,   с   интересами учащихся. 6. Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике. 7. Планировать учебные занятия с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы 8. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися. 9. Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт. 10. Привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен. 11.Оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. 12. Оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств.

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019