Доклад "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса"

  • Педсоветы
  • docx
  • 06.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема повышения качества образования - одна из наиболее актуальных тем современной школы. В докладе раскрыто понятие "качество образования", приведены аналитические данные об учебных достижениях учащихся всех ступеней школы за 5 лет, динамика качественного и количественного состава педагогического коллектива, данные анкетирования учащихся, их родителей и педагогов.
Иконка файла материала ПЕДСОВЕТ.docx
Термин «Качество образования» все чаще и чаще слышим в последнее время на всех уровнях. Попробуем определить сущность понятия «качество образования». Во­первых, ­ это качество результатов образовательного процесса, т.е. качество   образованности   учащихся,   качество   знаний,   умений,   владения процедурами творческой деятельности, воспитанности и т.д. Во­вторых, ­ это и качество результатов образовательного процесса, и качество   реализации   образовательного   процесса,   и   качество   условий   его протекания. Определим, кто является потребителем образования в наше время, ­ это родители, учащиеся, учителя, общество, государство. Сейчас   сошлись   на   том,   что   существуют   базовые,   или   ключевые компетенции,   на   которые   следует   ориентироваться,   определяя   качество образования. Ключевые компетенции для учащихся ­ это:  учебно­познавательная компетенция;  ценностно­смысловая компетенция;  информационная компетенция;  общекультурная компетенция;  коммуникативная компетенция;  социально­трудовая компетенция;  компетенция личностного самосовершенствования Основные компетентности педагога современной школы:  профессиональная,  информационная,  коммуникативная,  правовая В педагогической теории и практике существуют различные подходы к изучению эффективности функционирования образовательного учреждения, к определению критериев и показателей ее результативности.Однако,   как   утверждают   многие   исследователи,   в   качестве   мерила эффективности   любой   деятельности   человека   можно   выделить   два универсальных критерия. Это:  продуктивность деятельности  удовлетворенность деятельностью ее участников. Продуктивностью   деятельности   школы   можно   считать   качество предметных знаний учащихся. Ежегодно, анализируя  результаты  работы  школы  за  учебный  год,  мы   уровень традиционно   обращаем   внимание   на   следующие   показатели:   достижений   учащихся   по   результатам   контрольных   работ,   семестрового   и годового оценивания. Однако стоит оговориться, что абсолютизировать его не следует, так как давно известно, что у более требовательных учителей так называемое   «качество   знаний»   может   оказаться   ниже,   чем   у   менее требовательных.    Динамика учебных достижений учащихся по результатам годового  оценивания % Высо кий уров ень % Дост аточн ый уров ень Низк ий уров ень % Н/а % Учебны й год Всег о   уч­ ся Из них оцен ивал ись 283 316 37 13 115 40,6 24 8,5 172 153 19 12,4 54 35,3 ­­­ ­­­ 212 168 17 10 234 202 15 7 69 80 242 225 23 10,5 95 41 40 45 2 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 2 ­ 1,3 ­­­ ­­­ ­ 1 ­ 0,5 2013/1 4 2014/1 5 2015/1 6 2016/1 7 2017/1 8На диаграмме картина выглядит следующим образом: Анализируя   работу   за   каждый   учебный   год,   стараемся   обращать внимание   на   уровень   учебных   достижений   выпускников   школы   каждой ступени,   обращаем   внимание   на   то,   как   меняется   качество   знаний выпускников   у   одного   и   того   же   учителя   через   определённый   интервал времени.  За   последние   5   лет   учебные   достижения   выпускников   различных ступеней   школы   по   результатам   государственной   итоговой   аттестации выглядят следующим образом: Учебные достижения выпускников начальной школы по  результатам государственной итоговой аттестации Учебный год Класс Предмет Украинский (русский) язык Математика 2013/14 2014/15 2015/16 4­А 4­Б 4 4 80 %  82 %  89 %  65 %  80 % 82 % 84 % 67 %2016/17 2017/18 4 4 60% 81% 57% 75% Учебные достижения выпускников школы II ступени по результатам государственной итоговой аттестации Учебный год Украинский (русский) язык Учебные предметы Математика География Англ.язык 2013/14 58 % (укр.)  64,5 % 2014/15 2015/16 2016/17 2017/18 64 %  67 %  43 % 60 % 71 % 67 % 43 % 57 % 67,7 % 64,5 % 61 % 57 % 60 % 62 % 58 % 56 % 36 % 43 % Учебные достижения выпускников школы III ступени по результатам государственной итоговой аттестации Учебный год Укр.язык/ История Математика Рус.язык 90,9 % (укр.) 78 %  100 %  80 % 59 % 97,8 % 78 % 100 % 80 % 65 % 100 % 89 % 100 % 80 % 71 % 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 2017/18     Под   результативностью   деятельности   чаще   всего   понимается эмоционально оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для человека важен, как правило, не только продукт   деятельности,   но   и   то,   насколько   он   доволен   или   недоволен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайнобольшинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать школу успешно работающей, если в ней достигаются хорошие показатели   обученности   и   воспитанности   школьников,   и   наряду   с   этими учащимися   и   педагоги   находятся   в   состоянии   дискомфорта,   не   горят желанием учиться и работать в ней. Оценить удовлетворенность не всегда удается с помощью наблюдения, очень часто мы прибегаем к анкетированию. Анкетирование возможно для всех участников образовательного процесса. В   течение   прошлой   недели   было   проведено   анкетирование   среди учащихся школы, их родителей и учителей, преподающих в школе. Так,   с   целью   определения   степени   удовлетворенности   учащимися жизнедеятельностью школы и своим положением в ней, было опрошено 72 учащихся 6­11 классов. Результаты анкетирования: Всего учащихся Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 72 1,5% 79% 19,5% Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   большинство участников   выявили   средний   либо   низкий   уровень   удовлетворенности.   Отдельно   стоит   отметить,   что   некоторые   учащиеся   на   вопрос «Согласны ли вы с тем, что на уроках вы получаете полноценные знания?» ответили «Нет». При анкетировании родителей было поставлено несколько целей:  выявить уровень удовлетворенности родителей работой ОУ  получить информацию об оценке родителями помощи ОУ в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем Результаты анкетирования родителей учащихся 5­11 классов: Всего родителей Уровень удовлетворенности родителей работой ОУ Помощь ОУ в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Достаточн ый уровень Низкий уровень63 57% 34% 9% 53% 47% Результаты анкетирования родителей учащихся 1­4 классов: Всего родителей Уровень удовлетворенности родителей работой ОУ Помощь ОУ в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Достаточн ый уровень 65 88% 12% ­­­ 82% Низкий уровень 12% Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов.   Великий   русский   педагог   К.Д.   Ушинский   говорил:   «В   деле обучения   и   воспитания,   во   всём   школьном   деле   ничего   нельзя   улучшить, минуя   голову   учителя».   Именно   педагог   является   основной   фигурой   при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной педагогической деятельности   в   новых   условиях   должен   обладать   необходимым   уровнем профессиональной компетентности. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является   и   уровень   его   компетентности профессионально   компетентным, соответствует требованиям инновационной педагогики? В Законе "Об образовании" записано: «Педагогические работники обязаны: •   осуществлять   свою   деятельность   на   высоком   профессиональном   уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса,   дисциплины   (модуля)   в   соответствии   с   утверждённой   рабочей программой; • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,   творческие   способности,   формировать   гражданскую   позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; • систематически повышать свой профессиональный уровень.»В   текущем   учебном   году   в   нашей   школе   УВП   осуществляют   26 педагогических работников (3 из которых – совместители), 22 педагога имеют высшее образование. Количественный и качественный состав коллектива Мы уже обращали внимание на то, что количественный и качественный состав   педагогического   коллектива   за   последние   5   лет   существенно изменился:   выходят   на   заслуженный   отдых   учителя,   имеющие   высшую квалификационную  категорию  и  педагогические  звания,  приходят  молодые неопытные специалисты. Коллектив  за 5 лет обновился более чем на 60%. е и н а в о з а р б о   е е ш с ы в   т ю е м И 23 27 22 й е л е т и ч у   о г е с В 23 28 26 д о г   й ы н б е ч У 2014­2015 2015­2016 2016­2017 Имеют квалификационную категорию и и р о г е т а к   з е Б % Имеют педагогическ ие звания % я а ш с ы В % І % ІІ % 100 97 85 9 7 8 39 25 30 3 6 4 13 22 15 5 3 2 22 11 8 6 12 12 26 42 47 ­ ь л е т и ч у « » т с и д 4 о т е м 3 3 й и ш р а т с « » ь л е т и ч у 1 1 12017­2018 2018­2019 25 23 20 20 80 87 8 6 32 26 3 3 12 13 2 ­ 8 ­ 12 14 48 61 2 2 1 1 Сопоставим   динамику   изменения   качественного   состава педагогического   коллектива   и   динамику   качества   знаний,   а   также   будем учитывать показатель движения учащихся.  Динамика показателя «качество знаний» за последние 5 лет: Учебный год Качество знаний 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017 2017­2018 54% 48% 51% 47% 55,5% Результаты   анкетирования   педагогов   показали,   что   высокий   уровень удовлетворенности  работой школы и своим положением в ней имеют 59% коллектива и средний уровень – 41%, низкого уровня не выявлено. Всего участников Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 17 59% 41% ­­­ Хочется обратить внимание также на то, что некоторые анкеты коллег содержали   самый   высокий   балл   ответов   «4»   на   все   вопросы,   что свидетельствует   либо   о   недоверии   к   администрации   школы,   либо   о формальном отношении. Самыми низкими баллами коллеги оценили следующие вопросы: 1. У меня существует реальная возможность повышать свое  профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности. 2. Я испытываю потребность в профессиональном и личном росте и  стараюсь ее реализовать. 3. Мне нравится, что в школе идет научно­методический поиск. Из чего вытекает, что как минимум часть коллег не видит возможности для   реализации   своего   профессионального   потенциала,   но   при   этом   и   не испытывает   потребности   в   ней,   не   хочет   также   заниматься   научно­ исследовательской деятельностью. Итак, что должен уметь компетентный педагог?1.   Успешно   решать   проблемы,   проявляя   инициативу,   самостоятельность   и ответственность. 2. Понимать какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях. 3. Видеть и понимать жизненные интересы своих учеников. 4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам. 5.   Связывать   изучаемый   материал   с   повседневной   жизнью,   с   интересами учащихся. 6. Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике. 7. Планировать учебные занятия с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы 8. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися. 9. Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт. 10. Привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен. 11.Оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. 12. Оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств.

Посмотрите также