Доклад "МЕТОД КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

  • Педсоветы
  • docx
  • 10.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Иконка файла материала Метод кейс.docx
МЕТОД КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий  направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими  конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в  соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные  образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс­технологий в  дошкольном образовании. Внедрение кейс­технологий в дошкольном образовательном  учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Кейс­технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе  реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,  сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.  Название кейс­технология произошло от латинского «casus» ­ запутанный, необычный  случай; а также от английского «case» ­ портфель, чемоданчик. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской  школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3­4  года. Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый  информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен  удовлетворять следующим требованиям: • соответствовать четко поставленной цели создания; • иметь соответствующий уровень трудности; • иллюстрировать типичные ситуации; • развивать аналитическое мышление; • провоцировать дискуссию; • иметь несколько решений. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.Как правило, кейс включает в себя: • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни, • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности  действия или участников ситуации, • комментарий ситуации, представленный автором, • вопросы или задания для работы с кейсом, • приложения. К кейс­технологиям относятся: • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и  упражнения; кейс­стадии; Кейс­иллюстрации; фото­кейсы); • метод инцидента; • метод ситуационно­ролевых игр; • метод разбора деловой корреспонденции; • игровое проектирование; • метод дискуссии. Например: Ситуационно­ролевая игра.  Цель ­ в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально­психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и  поведение участников игры.  Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Игровое проектирование: Цель — процесс создания или совершенствования проектов.  Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский,  поисковый, творческий, аналитический, прогностический.  Сущностью кейс­технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как  логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку  речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует  единство» (С. Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс­технологий дети:• учатся получать необходимую информацию в общении; • умение соотносить свои устремления с интересами других; • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,  участвовать в дискуссии; • учатся отстаивать свою точку зрения; • умение принимать помощь. Кейс­технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: • происходит формирование у детей навыков работы в команде; • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной  жизни без затруднений. Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы  использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.  Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию  окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они  должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель  должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.  Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать  альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если  такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый  навык решения практических задач.  Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс ­ метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не  предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той  информации, которая содержится в описании кейса.  Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и  состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными  ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую  модель его реализации.  В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс­иллюстрации,  кейс­фото.Кейс­иллюстрация ­ это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.  Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор  лучшего из них. Кейс­иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с  реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию,  рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс­иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в  общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением  мотивирует интерес детей.  Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия.                                Л.А.Пеньевская и Е.И. Радина, разрабатывая методические указания для работы с иллюстрациями, указывали на то, что полученные впечатления при их рассматривании вызывают у детей желание поделиться своими мыслями о виденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого. При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах), в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.Содержание непосредственной образовательной деятельности несет информацию, которая передается детям от взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы собственного поведения помогают ребенку в ситуации нравственного выбора, в решении несложных психологических проблем. Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребенок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения. Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс­иллюстраций предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать образовательный процесс мотивированным, практико­ориентированным, эмоционально положительным. Дети в ходе непосредственной образовательной деятельности являются полноправными ее участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы. Кейс­иллюстрации используются во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс­ иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи. В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, ­ в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст (отрывок), а дети воспринимают данную ситуацию. Далее следует показ первой кейс­иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем взрослый помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иногодействия, выбирается верное решение. После этого демонстрируется вторая кейс­иллюстрация. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность. Использование кейс­технологии позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития старших дошкольников, в том числе и на развитие речи. КЕЙС 1 «Разве так играют?» Иллюстрация 1                           Иллюстрация 2 Фото – кейс;  Кейс – иллюстрации;  Анализ конкретных ситуаций;  Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Технология «Фото­кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать  стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть  самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью  предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. Данная технология содержит:  фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная  или реальная проблемная ситуация;   текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать  проблему и принять оптимальное решение проблемы. Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми. Первый этап: подготовительный. Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается  положительное отношение к ситуации. На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую  установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов,  поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления  плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. На пятом, оценочно­рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы,  размышляют, применяют полученные знания. Данная технология используется в рамках комплексно­тематического планирования как  часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя. Пример работы над фото­кейсом: На первом этапе я знакомлю детей с фотографией.предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок  переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения.  Какие последствия могут быть? На втором этапе демонстрирую фото 2.     Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу  в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят  анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных  ответов на вопросы. На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое  оптимальное правильное решение. На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по  пешеходному переходу «зебре».Таким образом, применение фото­кейс ­ технологии, оказывает положительное влияние на  различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной  деятельности дошкольника. Вывод: Кейс ­ технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у  них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и  грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс­технологии — развивать способность исследовать различные  проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Литература: 1. Долгоруков, А. Метод case­study как современная технология профессионально­ ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html 2. Земскова А. С. Использование кейс­ метода в образовательном процессе // Совет  ректоров. – 2008. – №8. – С. 12­16. 3. Кейс­ метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case­study). [Электронный  ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru 4. Сурмин, Ю. Что такое CASE­метод? Взгляд теоретика и практика. / URL:  http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за  рубежом, 2000, №7 6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс­ технологий в учебном процессе 7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации 8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии