ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
09.01.2019
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствование качества образования в ДОУ напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Неоспоримо, что уровень профессионализма педагога должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Ведущая роль в вопросе профессионального развития педагогов принадлежит методической службе ОУ. Для качественной реализации этого процесса необходима информация о целях и задачах, планируемых результатах, желаемых способах самореализации педагога в профессиональной деятельности, другими словами индивидуальный план самореализации.
Совершенствование профессиональной компетентности педагога через
самообразование
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических
работников) представители педагогической сферы деятельности обязаны:
Выполнять свои рабочие обязанности на высоком профессиональном
уровне, осуществлять преподавание учебных дисциплин в полном
объеме, в соответствии с принятой учебной программой.
Планомерно повышать профессиональную квалификацию
Проходить комплексную оценку уровня педагогического
профессионализма на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленным законодательством об образовании.
Исходя из вышеизложенной системы требований, формируется
основное требование, которое выдвигается обществом и правительством к
уровню психологической и педагогической подготовки педагогов, и
оформляется уровень их значимости в профессиональной сфере.
Улучшение качества образования непосредственно зависит от уровня
профессиональной подготовки педагога.
признаков
профессионального соответствия преподавателя является склонность к
постоянному росту, саморазвитию и самообразованию.
Одним из
Современный педагог – это:
Гармонично и разносторонне развитая личность, которая сочетает в
себе духовное богатство и моральную чистоту.
Высококвалифицированный специалист,
способный подобрать
действенные средства обучения, основанные на индивидуальном
подходе к учащемся.
Специалист, способный провести занятие, включая в процесс получения
знаний различные видя деятельности.
Человек, жаждущий постоянного развития и совершенствования своих
навыков и умений. Обладает широким спектром интересов.
Самообразование – это процесс познавательной деятельности, который
мотивируется собственным желанием повысить свои знания в
профессиональной сфере.
В качестве условий для более пристального рассмотрения
профессиональной деятельности педагогических кадров выступают
следующие профессиональные компетенции: методическая компетентность;
исследовательская компетентность;
управленческая компетентность;
коммуникативная компетентность;
образовательная компетентность.
Через систему саморазвития и самообразования преподавателей, можно
усовершенствование
мероприятие,
на
создать
направленное
профессиональной компетентности педагогов.
Развитие профессиональной компетентности – это процесс постижения
творческой индивидуальности, гибкости мышления и восприимчивости к
нововведениям. От профессиональной подготовленности преподавателя
непосредственно зависит развитие социальных, экономических и духовных
сфер общества. Система образования не стоит на месте, многое меняется. Эти
изменения напрямую влияют на профессиональную компетентность.
Педагогический словарь так определяет «педагогическое
самообразование»: «Педагогическое самообразование (профессиональное
самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения
педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий
деятельности, умений и навыков их использования и творческой
интерпретации в своей профессиональной деятельности».
Иными словами, самообразование – это желание преподавателя
самостоятельно развиваться в профессиональной сфере и обогащать уже
имеющееся знания.
Доктор философских наук, профессор А.Г. Мысливченко считал, что
«самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой
одинаково участвуют как физические, так духовные силы человека; это вид
творческой деятельности, в процессе которой, человек, развиваясь и
изменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности,
обладающие как объективной общественной, так и субъективной
значимостью».
Постоянное развитие есть особенное условие для роста
профессиональной компетентности преподавателя. К педагогам всегда
предъявлялись и будут предъявляться самые высокие требования, потому что
для того, чтобы обучать других, нужно самому владеть вдвое большей
информацией. Основной целью саморазвития и самообразования является постоянное
улучшение образовательного процесса за счет совершенствования
теоретической и практической сферы знаний преподавателя.
Задачи самообразования:
желание развиваться; повышать уровень эрудиции, а также правовой и
общей культуры;
ознакомление и использование новых педагогических технологий,
методов и приемов в образовательном процессе;
постоянное повышение уровня своих знаний в сфере педагогической
психологии;
совершенствование научных и теоретических знаний в области теории и
методики преподавания учебных дисциплин;
Главными принципами самообразования являются постоянное развитие,
целенаправленность, объединение, единство общей и профессиональной
культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность и опережающий
характер, взаимозаменяемость.
Значение самообразования для профессиональной компетентности:
улучшение качества преподавания учебной дисциплины;
использовать творческий подход в организации учебного процесса;
постоянный профессиональный рост;
создание нового восприятия педагога;
соответствие педагога требованиям общества и государства;
Формы самообразования педагога
Формы самообразования делятся на две группы: индивидуальные и
групповые (т.е. коллективные).
Индивидуальную форму самообразования представляет сам
преподаватель. Но, несмотря на это, руководители административных и
методических систем могут спровоцировать процесс саморазвития.
Индивидуальное самообразование подразумевает самостоятельную работу
над усовершенствованием профессионального уровня.
Индивидуальное самообразование состоит из:
1. Научноисследовательской работы по выбранной теме или
существующей проблеме;
2. Самостоятельное изучение научно методической литературы,
посещение тематических семинаров; 3. Применение теоретических инноваций на практике (учебный процесс
или внеклассная деятельность);
4. Участие в научнометодических объединениях;
5. Проведение открытых уроков для анализа профессиональной
компетентности.
6. Изучение и применение информационнокомпьютерных технологий;
7. Принимать участи в педагогических конкурсах;
8. Публикация своих исследований на сайтах в Интернете; создание
своего сайта.
Групповое самообразование проявляется в виде деятельности
методического объединения, а также практикумов, семинаров и курсов по
повышению профессиональной квалификации. Такая деятельность
формирует обратную связь между результатами индивидуального
самообразования и самим педагогом. Групповое самообразование
направленно на непосредственное вовлечение преподавателя в
методическую работу межшкольных методических образований.
Самообразование преподавателя осуществляется через:
1. Прохождение подготовительных курсов по повышению
профессиональной квалификации. Это предоставляет возможность
обмена знаниями и опытом с коллегами и помощь специалиста.
2. Получение второго высшего образования или второй
специальности. Это позволяет выстраивать процесс образования по
индивидуальной схеме. Например, организация большинства учебных
программ носит модульный характер, то есть одни предметы
обязательны для изучения, другие носят второстепенный характер.
3. Прохождение дистанционных курсов по повышению
квалификации. Кроме курсов, платформой для получения знаний
могут выступать и конференции, семинары, конкурсы и олимпиады.
Они предоставляют возможность детальнее изучить материал по
интересующих, или наиболее актуальных педагогам темам.
Преимуществом данной формы самообразования является гибкий
график. То есть педагог предоставляется возможность пройти их в
любое для него время.
4. Использование сетевых педагогических сообществ. Они
способствуют использованию бесплатных и свободных электронных
ресурсов, а также предоставляют возможность самостоятельного
создания сетевого учебного содержания. При структурировании самообразования необходимо учитывать
профессиональный уровень педагога. Для этого используются различные
критерии, в соответствии с которыми педагогов распределяют в те или
иные группы. В каждой группе есть свои цели и способы обучения.
Малоопытному преподавателю самообразование поможет обогатить свой
запас знаний, и повысить уровень эрудиции, основываясь на опыте своих
более компетентных коллег. Педагог со стажем получает возможность
исследовать новые методики и приемы коррекционной работы с
учениками, а также увеличить свои знания.
Технология организации самообразования педагогов
Прежде чем заняться своим самообразованием, педагогу необходимо
определить степень готовности к этому роду деятельности. Для этого
стоит обратить внимание на признаки готовности педагога к
самообразованию:
Познавательный признак. Подразумевает культуру личности,
профессиональную компетентность и умение использовать
полученные знания на практике;
Организационный признак. Способность верно определять
подходящий источник, предназначенный для получения знаний, а
также выбирать формы самообразования;
Нравственноволевой признак. Включает трудоспособность и
заинтересованность в процессе. А также проявление самокритики;
Так как самообразование длится всю жизнь, то оно считается
непрерывным. Исходя из этого, самообразование можно условно поделить
на этапы. Итак, этапы самообразования:
1 этап диагностический. Подразумевает создание определенной
настроенности на изучение и обучение. Также адекватный анализ
профессиональных трудностей, которые встречаются в работе.
Постановка проблемы и определение цели и темы рабочего процесса.
Оценка последовательности своих действий.
2 этап обучающий. Ознакомление со специализированной
Подготовка
литературой и методическими материалами.
дополнительной учебной информации;
3 этап практический. Процесс использования теоретического
материала на практике. Использование новых методов обучения.
Наблюдение и проведение анкетирования.
Использование
дополнительной специализированной литературы в ходе практической части задания. На этом этапе идет осмысление и
обобщение накопленных факторов.
4 этап этап внедрение. В этом этапе преподаватель организует
рабочий процесс, основываясь на собственном опыте. Используются
собственные разработки на различные темы, особенно делается упор
на использование дидактических материалов и других методических
пособий. На данном этапе на заседаниях предоставляются отчеты о
продвижении самообразования, а также проводятся мастерклассы
для коллег.
5 этап итоговоконтрольный (обобщающий). Производится анализ
деятельности педагога. Выписываются рекомендации для коллег, и
проводится мониторинг и анкетирование, а также презентация
материалов на педагогических заседаниях.
Что влияет на выбор темы?
Тема самообразования выбирается с учетом тех проблем, с которыми
сталкивается преподаватель в ходе своей работы. Целью самообразования
является осознание проблемы и ее устранение.
Также тема самообразования может иметь отношение к общей
Если
методической теме общеобразовательного учреждения.
преподаватель постоянно работает в инновационном режиме, то и тема
выбирается с учетом тех задач, которые воплощают данное направление
деятельности учебного заведения.
Как правильно нужно оформлять тему для самообразования?
Содержание темы самообразования состоит их следующих частей:
1 часть содержание проблемы;
2 часть связующее звено;
3 часть средство решения проблемы;
Исходя из этого, темы для самообразования звучат так:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет)
посредством использования принципов деятельностного подхода».
Темы не должны быть:
Общими: «Использование инновационных технологий в обучении …
(предмет)». Необходимо указание либо одной технологии, либо
нескольких. Но нельзя использовать все технологии. Незавершенными:
«Способы активизации познавательной
деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают
вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
Повседневными: «Активизация мыслительной деятельности на
уроках».
Формулировка целей и задач самообразования
После того, как темы определены, нужно сформулировать цели и
задачи. Целями самообразования могут являться:
1. Пополнение багажа знаний
2. Изучение и использование новых педагогических технологий и методов.
3. Использование новых приемов обучения
4. Повышение уровня знаний в сфере педагогической психологии.
Цель должна быть точной и полной.
Задачи самообразования – это последовательность предпринимаемых
действий по достижению поставленных целей.
Составление плана самообразования
С учетом выбранной темы, преподаватель самостоятельно
разрабатывает индивидуальный план работы над имеющейся проблемой.
В плане должно указываться:
название темы;
цели;
задачи;
желаемый результат;
последовательность выполнения работы, состоящая из этапов;
предварительные сроки выполнения каждого этапа;
мероприятия и предпринятые действия, которые были проведены в
ходе работы над темой;
предоставление результата о проделанной работе;
форма отчета по проделанной работе;
По завершению работы над темой, преподавателю необходимо
предоставить отчет с полным анализом, выводами и рекомендациями,
который будет полезен для других учителей.
Продолжительность
выполнения каждого этапа работы может иметь свою продолжительность.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1) Выбор темы методической работы: a) изучение специализированной литературы;
b) изучение нормативноправовых документов;
c) изучение педагогического опыта;
2) Внимательное и тщательное ознакомление с проблемой с помощью
литературных источников:
a) составление архива использованных источников;
b) выписки из литературных источников;
3) Разработка предварительного плана методической работы по
представленной теме:
a) обоснование выбора темы;
b) актуальность и новизна;
c) выбор методов, осуществляющих поисковую деятельность;
d) четкая формулировка целей и задач;
e) календарное планирование самостоятельной работы;
4) Выбор инновационных технологий педагогической деятельности.
5) Применение инноваций на практике, то есть в процессе педагогической
деятельности;
6) Анализ и оценка результатов самостоятельной работы. Написание выводов
и рекомендаций.
7) Литературное оформление работы, написание отчета о полученных
результатах.
Направления самообразования педагогов
Особенность педагогический сферы деятельности состоит в
безоговорочном знании преподаваемой дисциплины, а также постоянном
применении на практике недавно изученных методов обучения. Также
педагогу необходимо обладать высоким уровнем культурного развития и
владеть приемами риторики. Кроме этого, нужно знать основу педагогики и
психологии, чтобы выстроить эффективную коммуникацию с детьми. И этот
список требований не является полным. Не обладая этими навыками, педагог
не сможет должным образом преподнести информацию, не сможет проявить
себя как компетентного работника и произведет впечатление дилетанта.
Существуют определенные направления, в которых педагогу стоит
самообразовываться и развиваться:
1. Профессиональное направление – выбор образовательной области;
2. Психологопедагогическое направление – умение ориентироваться на
дошкольников, коллег и родителей детей дошкольного возраста;
3. Психологическое направление – осваивать лидерские качества,
искусство влияния на людей, а также построение своего имиджа; 4. Методическое направление – использование новых методик
преподавания и инновационных приемов обучения;
5. Правовое направление – знание нормативноправовой базы;
6. Эстетическое направление;
7. Историческое направление;
8. Охрана здоровья;
9. Интересы и хобби.
План самообразования педагогов
(молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги):
1. Тема самообразования;
2. Цели и задачи профессионального самообразования и развития
личности;
3. Разделы плана:
описание деятельности;
срок реализации плана;
форма, в которой будут предоставлены полученные результаты;
итоги деятельности по направлениям (где, когда, кем);
пути дальнейшего развития;
4. Направление деятельности:
исследование литературных источников по теме
самообразования;
проведение анализа опыта работы коллег по теме
самообразования;
проектирование деятельности по выбранной теме;
разработка методического материала с учетом выбранной темы;
оформление собственной дидактической системы;
проведение открытых занятий и организация внеклассных
мероприятий;
проведение собственного анализа выполненной работы и
подведение итогов по выбранной теме;
Приведем пример плана для преподавателей:
1. Тема самообразования.
2. Цели и задачи самообразования.
3. Содержание работы.
4. Форма проведенной работы (изобретение программы исследования,
проведение открытого занятия или семинара, защита проекта, научно
практическая конференция и конечная презентация) 5. Методы работы (проектирование, проведение анализа документов, изучение
продуктов творчества, проведение опросов и интервью, а также
педагогических экспериментов)
В период саморазвития и обогащения личности, происходит
профессионально педагогический рост и вырабатывается гибкость мышления,
которая полностью влияет на трансформацию личности. Также формируется
постоянная потребность в самосовершенствовании. Возникает желание
добиваться еще больших высот и одерживать еще больше побед в
профессиональной деятельности.
Литература:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд
во Урал. 2000.
3.Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростовна
Дону, 1997.
4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск,
1991.
5.Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие
профессиональной деятельности педагога». М. 2001г.
6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.
– М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС,
1999.
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
ДОКЛАД методического объединения воспитателей. Тема : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.