Доклад на МО воспитателей "Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления"
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
7 кл
26.12.2018
Любой конфликт имеет пагубные последствия. Он окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последействия». Исследование причин межличностных конфликтов из года в год не утрачивает своей актуальности. Межличностные конфликты являются серьёзной проблемой, особенно если это касается подростков. Именно подростковый возраст является «переломным», кризисным. Негативные проявления в поведении ребёнка, сложный, протестующий характер, повышенная конфликтность - показатели этого сложного периода развития.
дмо.docx
Доклад на МО воспитателей
На тему: «Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления»
Подготовила: воспитатель МКОУ « Чермозская КШИ»
Гладких Мария Павловна. (27.12.2018)
СЛАЙД1 Любой конфликт имеет пагубные последствия. Он окрашен сильными
эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему
человека и часто имеет «эффект последействия». СЛАЙД2
Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как
отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно
направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в
межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями. СЛАЙД3
в
процесса
развития
подростками
Межличностный конфликт подростковэто когда подростки с различными
взглядами,чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их
взгляды и цели.Возникновение межличностного конфликта рассматривают обычно как
симптом неблагоприятных отношений. За последние годы резко изменилась ситуация
развития детства. Напряженные социальная, экономическая, демографическая и
экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении
личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая
отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей,
возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Причины
конфликтов в подростковом возрасте имеют как правило объективный характер, а значит,
конфликты между
неизбежны.
Исследование причин межличностных конфликтов из года в год не утрачивает
своей актуальности. Межличностные конфликты являются серьёзной проблемой, особенно
если это касается подростков. Именно подростковый возраст является «переломным»,
кризисным. Негативные проявления в поведении ребёнка, сложный, протестующий характер,
повышенная конфликтность показатели этого сложного периода развития. Так как ребёнок
в этом возрасте большую часть своего дня проводит в школе, в кругу своих сверстников, то
именно межличностные конфликты в классе возникают чаще всего. Причинами данного
явления становятся новообразования в психическом развитии ребёнка. Значительные
изменения происходят, как в самосознании, так и в восприятии окружающего мира. Для
подростков становится необходимым отстаивать свои права, доказывать правоту своей
позиции, в связи с чем возникают споры, разногласия, зачастую приводящие к серьёзным
межличностным конфликтам. Ещё одним важным моментом является ведущая деятельность
подростка. По сравнению с младшим школьным возрастом, когда ведущей деятельностью
является – учёба, в подростковом возрасте главную позицию начинает занимать общение со
сверстниками. То есть подросток постоянно контактирует со своими одноклассниками,
друзьями. Для него важно найти себя, своё место в коллективе, знать, кем его видят в
компании. Часто подростки сравнивают себя с другими, стремятся занять лидирующие
позиции, что приводит к конкуренции, влекущей за собой агрессивные действия,
конфликты. Но всё же основная потребность подростов чувствовать поддержку со
стороны своей группы, являться неотъемлемой её частью, быть единым целом со своим коллективом. Поэтому очень важно предотвратить межличностные конфликты в
подростковом возрасте , для чего нужно чётко уметь определять их причины.
Причинами возникновения любого конфликта являются противоречия, которые
СЛАЙД4 В образовательном
испытывает личность при взаимодействии в социуме.
пространстве такими противоречиями с позиции учащегося может являться:
наличие возрастных сензитивных периодов, ведущих к изменению
поведения, реакций на происходящее;
психологические, индивидуальные особенности личности учащегося;
неудовлетворенность формами подачи материала;
непонимание действий педагога
Психологи имеют разные точки зрения на причины межличностных конфликтов в
подростковом возрасте. Например, было подтверждено, что конфликтные мальчики
воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое
насилие. В связи с этим ряд психологов, считают наказание моделью конфликтного
поведения. По наблюдению психологов путь к лидерству в подростковом возрасте связан с
демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Именно эти
составляющие прямо ведут к серьёзным межличностным конфликтам.
Конфликты
подростков в отношении с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста –
формированием морально этических критериев оценки сверстника и связанных с этим
требований к его поведению.СЛАЙД5
Существует классификация причин конфликтов в образовательной среде:
конфликты,
социально
экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности
(средовой, этнический аспект);
вызванные объективными причинами:
конфликты, связанные с поведением участников учебновоспитательного
процесса;
конфликты в области межличностных отношений, которые связаны со
спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены
психологическими особенностями каждого участника учебновоспитательного
процесса
С целью обозначения причин конфликтности в подростковом возрасте, я провела
экспериментальное исследование в 4 группе, в котором приняли участие 8 учащихся.
СЛАЙД 6
В качестве диагностических методик были использованы: тест на определение
темперамента; тест на выявление агрессивности у подростков; тест на конфликтность.
Обратимся к полученным результатам. СЛАЙД7
В группе (39%) холерики, то есть это люди, которым свойственна нетерпеливость,
вспыльчивость, большая настойчивость, они тревожны, беспокойны. Все эти особенности
людей с данным типом темперамента зачастую ведут к конфликтности. 39 % испытуемых
принадлежат к такому типу темперамента, как сангвиник. Они активны, возбудимы, часто
могут быть лидерами в своих коллективах. Данные качества также говорят о том, что люди
– сангвиники часто могут быть зачинщиками конфликтов. Лишь 22% учащихся являются
меланхолики меланхоликами (очень чувствительны, обидчивы и мнительны, все обиды носят
в себе, поэтому никогда сами не вступают в конфликты). СЛАЙД8 Второй тест на выявление агрессивности у подростков показал, что 60%
учащихся 4 группы со средней степенью агрессивности, 20% с высокой степенью, 20% с
низкой степенью агрессивности.
Критерии агрессивности подростка.
Подросток:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать чтолибо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих
(сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.СЛАЙД9
Тест на конфликтность показал такие результаты. Для 50% из 8 ми опрошенных
учащихся 4 группы Споры и конфликты – это воздух, без которого они не могут жить.
Любят критиковать других. Для 40% учащихся конфликтуют лишь тогда, когда нет иного
выхода и все другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, не думая о
том, как это отразится на приятельских отношениях. И лишь 10% тактичны и миролюбивы,
уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что изза того, что большинству учащихся
свойственна тенденция общения, как принятие борьбы, ученики с лёгкостью идут на
«борьбу» и конфликты. Тем более, что в подростковом возрасте конфликты неизбежны.
СЛАЙД10 Общими рекомендациями, благоприятствующими в работе с подростком
могут быть следующие:
Создание атмосферы взаимного доверия и уважения к личности каждого подростка,
независимо от его культурного или какоголибо другого статуса.
Необходимо помнить, что подростку с положительной самооценкой легче
контролировать свое поведение, поэтому его необходимо поддерживать (хвалить за
успехи и проч.).
Упражнениями, ведущими к взаимопониманию, снижающими конфликтность,
является умение слушать, что необходимо повторять вновь и вновь;
Развитие чувства самоуважения, при этом необходимо учить, как соотносить свои и
чужие желания и можно ли одновременно удовлетворить все желания (учить
подростка отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний);
Разговоры о чуткости что значит, дружба и как подростки могут считаться с
интересами людей, которые им не нравятся;
учить умению видеть правомерность не только своей, но и другой позиции, то есть
самокритичности.
Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает
в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующих стратегий
поведения, которым необходимо научить подростка (Кеннет Томас выделил пять основных
стратегий): СЛАЙД11 Уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших
противоречий
Сглаживание, приспособление противоречий, когда один из участников конфликта
либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя
Компромисс – взаимные уступки обоих сторон
Эскалация (увеличение, рост) напряженности и перерастание конфликта во
всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых)
Силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают
силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия
СЛАЙД12 Предлагаются следующие приемы разрешения конфликтной ситуации:
В решении проблемы учитывать нужды каждого
Использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную
ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя и для
других нечто новое;у ребенка (подростка) эмпатию, навыки общения, ведущие к
сближению
Нейтрализовать борьбу за власть;
Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
Учить воспитанников управлять эмоциями;
Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
СЛАЙД13 В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:
Вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать
происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
Оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что
произошло;
Оказать помощь пострадавшему;
Сообщить виновнику если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовлетворении
его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие –
нибудь действия (например: успокоить, отвести к администрации и т.п.) или лучше
обстоятельно заняться им позже;
Избавиться от зрителей , если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть
им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место;
Успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко
вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»;
устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут
в себя; дать возможность выразить свои эмоции – обиду, злость; расспросить их, что
случилось и как они себя чувствуют;
Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение
происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;
Сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников
конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую – нибудь
роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если
оно привело к каким либо нежелательным осложнениям;
Позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому
нибудь из детей и дать указания, что делать.
В подростковом возрасте ярко выражена конфликтность, причинами которой служат
многочисленные факторы, как окружающей среды, так и психологического и
физиологического развития. Важно знать особенности этого возрастного периода, а так же
все возможные причины конфликтности для того, чтобы делать всё возможное для
избегания как можно большего количества конфликтов.СЛАЙД14 спасибо за внимание
Доклад на МО воспитателей "Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления"
Доклад на МО воспитателей "Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления"
Доклад на МО воспитателей "Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления"
Доклад на МО воспитателей "Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления"
Доклад на МО воспитателей "Межличностные конфликты среди подростков и пути их преодоления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.