Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
23.02.2018
Лекции.
Виды и требования
1. Общая характеристика
Лекция представляет собой систематическое. последовательное монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала как правило. теоретического характера. Лекция является одной из основных системообразующих форм организации учебного процесса в организациях технического и профессионального образования (далее - ТиПО).
Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
- обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;
- учить умению аргументированно излагать научный материал;
- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
- отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях материалы;
- оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
- информационная- изложение системы учебного материала:
- мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
- ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения. стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентовДоклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения
лекций по кредитной технологии»
Доклад лекции .docx
КГКП «Иртышский аграрнотехнический колледж»
На тему: «Организация проведения
лекций по кредитной технологии»
Подготовила преподаватель каз.языка: Урумбаева Р.М.
20172018 учебный год
Лекции.
Виды и требования
1. Общая характеристика
Лекция представляет собой систематическое. последовательное монологическое изложение
преподавателем (лектором) учебного материала как правило. теоретического характера.
Лекция является одной из основных системообразующих форм организации учебного
процесса в организациях технического и профессионального образования (далее ТиПО).
Цель лекции организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по
овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;
учить умению аргументированно излагать научный материал;
формировать профессиональный кругозор и общую культуру; отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях материалы;
оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших
достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
информационная изложение системы учебного материала:
мотивационная формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета
и профессиональной мотивации будущего специалиста;
ориентировочная обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
воспитательная формирование сознательного отношения к процессу обучения. стремления
к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к
учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
1.2. Виды лекций
1. По целевому назначению курса:
1)лекции, составляющие вводные курсы (проводятся для мотивации студентов, сообщения
новых знаний, определения основных проблем курса);
2)лекции, составляющие общий систематический курс (предполагают освещение основного
содержания курса в сжатой форме);
3)лекции, составляющие обзорные курсы (предполагают научное обобщение курса, освещение
основных и узловых тем с учетом научно теоретической и методологической
подготовленности студентов);
4)лекции, составляющие специальные курсы (предполагают изложение отдельных научных
направлений и узких актуальных проблем).
2.ІІо форме обучения:
1)установочные лекции;
2)эпизодические (разовые) лекции;
3)обзорные лекции.
3.По форме организации:
1)информационная лекция:
2)проблемная лекция;
3)лекциявизуализация;
4)лекция вдвоем;
5)лекция с заранее запланированными ошибками;
6)лекция прессконференция;
7)лекция
8)лекция беседа;
9)лекция с применением обратной связи;
10) лекция с опорным конспектированием;
11) другие формы лекций.
1.3. Структура лекций
К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть,
заключение.
1.Вступление часть лекции, цель которой заинтересовать и настроить аудиторию на
восприятие учебного материала. В его состав входят:
формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и
степени изученности, цели лекции;
дискуссия; изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих
рассмотрению на лекции;
характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной
работы студентов;
ретроспекция напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с
новым материалом, указание на его роль, место и значение в дисциплине, а также в системе
других наук.
2.Основная часть изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным
планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его
анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых
теоретических положений. Определяется видом лекции.
3. Заключение подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка
выводов по теме лекции: ответы на вопросы студентов.
1.4. Требования к содержанию лекций
1.Содержание лекций должно:
обеспечивать постановку цели и задач курса и строиться с учетом его методологических
основ;
включать характеристики основных понятий по изучаемой дисциплине;
учитывать основные законы и закономерности, принципы, лежащие в основе изучаемого
предмета, актуальные вопросы курса;
строиться с позиций анализа конкретных сведений, фактов и явлений, иллюстрирующих
основные теоретические положения в их взаимосвязи.
2.Критерии оценки качества лекции:
соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса:
научность, соответствие современному уровню развития науки;
точность используемой научной терминологии;
информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала
с конкретными примерами:
реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического
значения излагаемых теоретических положений;
реализация междисциплинарных связей;
связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью.
3.Свойство лекции, в том числе ее письменного текста (конспекта):
информативность;
логичность;
доказательность и аргументированность изложения:
иллюстративность;
ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
убедительность.
4.Требования к методике чтения и организации лекции:
дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и
методов изложения материала;
структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой
литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции; рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов
обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);
соответствие темпов изложения возможностям его восприятия студентами;
использование методов активизации мышления студентов;
использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на
проверку понимания, усвоения и т.д., подведение итогов в конце рассмотрения каждого
вопроса, в конце всей лекции);
использование записей на доске, наглядных пособий;
использование раздаточного материала на лекции;
использование технических средств обучения;
соответствие лекции учебному расписанию;
четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие,
удачность первых фраз и г.д.);
четкость окончания лекции (конец речи, время окончания лекции по отношению к звонку);
посещаемость лекции студентами;
дисциплина на лекции;
рациональное распределение времени на лекции;
соответствие аудитории. в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям
(достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и
т.д.);
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
5. Требования к руководству деятельностью студентов на лекции:
осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции;
оказание студентам помощи в конспектировании лекции (акцентирование изложения
материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной
информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и г.д.);
использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции
(риторические вопросы, шутки, исторический экскурс, рассказы из жизни замечательных
людей, из опыта научно исследовательской, творческой работы преподавателя и г.д.);
разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и
самостоятельной работы студентов.
1.5. Рекомендации по улучшению качества лекции
1. Подготовка лекционного материала должна осуществляться в соответствии с учебным
планом и рабочей учебной программой по дисциплине профессиональной подготовки, с
учетом выше требований.
2. В процессе подготовки и чтения лекций необходимо обращатъ внимание не только на
реализацию учебных, но и на достижение развивающих и воспитательных целей в подготовке
будущего специалиста, создавать внутреннюю мотивацию к овладению квалификацией,
формировать научное и профессиональное мышление.
3. Лекция должна обеспечивать создания мотивации у студентов, вызвать интерес к
самостоятельной работе (изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов,
архивных материалов и т.д.). 4. В целях улучшения качества лекционных материалов следует на заседаниях отделений
организовывать обсуждение научнотеоретических вопросов преподаваемой дисциплины
(дисциплин). Для обеспечения преемственности в преподавании дисциплин целесообразно
организовывать методические семинары с преподавателями других отделений, что позволит
приблизить общие дисциплины к задачам специальной подготовки и избежать дублирования в
лекционном содержании.
5. Для начинающих лекторов необходимо организовывать специальные семинары по
технологии подготовки и методике чтения лекций, а также пробные лекции, которые должны
читаться студентам в присутствии опытного преподавателя с последующим обсуждением на
отделении (по предварительно выделенным критериям оценки качества лекций, в том числе
таким, как ясность изложения, стиль общения, эмоциональный тон, использование различных
методических приемов, средств обучения и др.).
6. К подготовке и проведению лекций следует, прежде всего, привлекать опытных
преподавателей. Особое внимание необходимо обратить на вводные и обзорные лекции,
имеющие важное значение в учебном процессе и наиболее трудные для преподавателей.
7. В процессе проведения лекции преподавателю необходимо целенаправленно обучать
студентов конспектированию и различным приемам работы с информацией (особенно это
требование относится к лекторам, преподающим на 1 2 курсах).
8. Отделениям важно организовывать систематический обмен учебным опытом чтения
лекций, а также углубленное изучение и обсуждение опыта лучших лекторов (возможно
использование видео и электронных средств для записи и презентаций).
9. Оборудование аудиторий для лекционных занятий должно соответствовать санитарно
гигиеническим нормам.
1.6. Права и обязанности преподавателя в использовании лекционной формы занятий
самостоятельно отбирать содержание лекционного материала в соответствии с
образовательными, развивающими и воспитательными целями профессиональной подготовки
студентов, особенностями дисциплины и своими научными интересами;
выбирать структуру предъявления учебного материала на лекции;
пользоваться планом и подробным конспектом;
вербально, графически и с использованием демонстрационного материала подкреплять текст
лекции (в том числе использовать современные электронные средства презентации
информации).
2. Преподаватель обязан:
знать психологопедагогические требования к лекциям в организации ТиПО;
отлично владеть содержанием лекционного материала, иметь план и конспект лекции,
соответствующий учебному плану и рабочей учебной программе по дисциплине
профессиональной подготовки;
учитывать психологические особенности и уровень подготовки аудитории, а также
закономерности восприятия устной речи;
использовать различные методические приемы формирования аттракции в системе
преподавательслушатель;
владеть техникой аргументации и контраргументации в подаче материала.
2. Конспекты лекции по дисциплине при кредитной технологии обучения
В условиях кредитной технологии обучения существенно уменьшается в количественном
отношении время проведения аудиторных занятии, при этом обращается внимание не на
всевозможное снижение, а на повышение качества знаний студентов. Тем самым преподавателю необходимо вновь пересмотреть содержание преподаваемой дисциплины и в
корне менять средства и методы обучения. В самом начале преподавателю необходимо
произвести детальное планирование бюджета лекционных занятий: контактные лекционные
часы в оптимальном варианте посвящаются наиболее сложным, узловым, проблемным
вопросам. Их более глубокая проработка, а также, менее сложный для освоения материал,
выносятся на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП),
наиболее легкие вопросы могут быть оставлены для успешной самостоятельной работы
студен га (СРС).
В условиях кредитной технологии обучения особо актуальным является чтение проблемных
лекций. Проблемная лекция предусматривает активизацию познавательномыслительной
деятельности студентов на занятиях, и, конечно же, опирается на интерактивные методы
обучения, такие как групповая мозаика, короткий доклад, сеть, техника составления
структур, структурированные занятия, групповой турнир, стимулирование умственной
деятельности, дискуссия и т.д.
Эффективность лекции во многом зависит и от формы ее изложения. Лекции должны
проводиться в виде диалога, а не содержать монологическую форму общения и
преподнесения материала. Чтение лекции требует использования всех доступных средств и
приемов активизации: применение мультимедийной технологии, наглядных пособий,
видеофильмов, кодокарт, комплекса ТСО и других демонстрационных и вспомогательных
материалов. Эти материалы повышают запоминаемость изучаемого материала, способствуют
сосредоточению внимания студентов.
Тем самым до начало занятий преподаватель должен составить конспект лекции и
подготовить активные раздаточные материалы.
Конспект лекции отражает: название темы, цель лекции, ключевые слова, основные вопросы,
краткое их содержание, основные схемы, формулы, глоссарий, иллюстрирующие материалы.
вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой литературы.
Основные требования, предъявляемые к конспекту лекции:
1)материалы должны быть расположены в удобном для использования виде;
2)конспект не должен представлять одни выписки из известных и доступных учебников;
3)в конспектах лекций необходимо фиксировать основное представление по теме;
4)необходимо предусмотреть будущую потребность студентов в сведениях, изложенных в
конспекте;
5)конспект должен представлять запись логических связей между понятиями, суждениями и
другими сведениями;
6)иллюстрации конспекта должны служить; лучшему восприятию информации, расширить его
объем.
Конспект лекции дает только основную часть информации в ее логической связи, для СРС
этого недостаточно, поэтому расширить информационную насыщенность можно подготовкой
активного раздаточного материала.
2.1. Организация и методика проведения видеолекции
Внедрение кредитной технологии требует новых подходов к организации и методике
проведения учебных занятий. Поэтому необходимо при изложении учебного материала
использовать новейшие информационные технологии. Наиболее эффективно следует
применять видеолекции и электронный иллюстрированный материал.
Подготовка видеолекции требует определенного осмысления материала, который излагается
студентам, так как он должен максимально помочь им при самостоятельной работе. Таким образом, это не терадиционный электронный конспект лекции, а необходимая информация,
которую студенты должны осмысливать и іфименять для своей практической деятельности.
Обычно различают несколько видов видеолекций: видеозапись лектора, живая запись,
студийные и интерактивные видеолекции, слайдфильмы. Хорошему запоминанию учебного
материала способствует видеолекция опорный конспект, в которой выделяется главные
моменты, способствующие наилучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала. В
такие лекции обычно вставляются мультимедийные заставки, фотографии, фрагменты из
фильмов.
Структурированные видеолекции представляюг собой структуру учебного материала по
изучаемой теме согласно рабочей учебной программе (РУП). В структуру включаются
вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
Материал лекции структурируется в виде таблиц, блоксхем, диаграмм и других форм, что
позволяет максимально ужать материал, дать только самое основное, а с другой стороны
охватить все основные понятия, аспекты и положения изучаемого материала.
Структурированная видеолекция должна отвечать следующим требованиям:
лекция охватывает весь учебный материал согласно РУП;
излагаемый материал легко воспринимается и надолго запоминается;
методика ведения лекции способствует максимальной активизации мыслительной
деятельности студентов;
содержание лекции является основой для СРС.
Лекции необходимо проводить с максимальным привлечением студентов к освоению
учебного материала, поэтому прежде чем излагать новый материал необходимо дать
возможность студентам высказаться по этому вопросу. В случае неправильных ответов,
необходимо их прокомментировать и откорректировать, при этом надо обратить внимание на
правильные ответы студентов, похвалить отвечающих, что будет побуждать их в дальнейшем
быть более активными.
В материалы лекции необходимо включить список литературы с указанием страниц,
глоссарий и тестовые вопросы. Все это позволит служить раздаточным материалом для СРС.
Содержание лекции со временем должно пополняться гиперссылками, мультимедийными
вставками, иллюстрациями.
Список литературы содержит перечень:
основной литературы (как правило. 12 наименования):
учебники, учебные пособия (в т.ч. электронные);
дополнительной литературы (как правило, 27 наименований), в том числе:
учебники, учебные пособия (в т.ч. электронные);
методические разработки (методические рекомендации к практическим, лабораторным,
студийным занятиям, курсовым проектам и др);
программные продукты.
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Доклад на педагогических чтениях на тему: «Организация проведения лекций по кредитной технологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.