Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
1 кл—4 кл
05.08.2018
В этом докладе я рассказываю какими педагогическими технологиями я пользуюсь пи поведении уроков ( игровая, здоровьесбеегающая, информационно-комуникационная). Как эти технологии помогают мне пи проведении урока.Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы являются актуальными для учителей.docx
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ 13-14..docx
Эффективность педагогических
технологий используемых в начальной
школе
"Достоинство преподавания каждого
учебного предмета зависит сколько
от личности преподавателя,
столько же и от тех учебных средств,
какими он может свободно
распоряжаться. Без них у него нет
возможности удовлетворить многим
педагогическим требованиям, как
бы не казались они ему основательными
и разумными".
В.Я. Стоюнин
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и
обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим
образом проблема, над которой работают теоретики и практики. Достаточно
полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть
многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках,
отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей
является идея развивающего обучения.
Вообще «технология» это совокупность методов, приемов, применяемых в
какомлибо, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и
определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «педагогическая технология» может быть
представлена тремя аспектами:
1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы;
2. процессуальноописательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность
целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых
результатов обучения;
3. процессуальнодейственным: осуществление технологического
(педагогического) процесса, функционирование всех личностных,
инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве
науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве
системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в
качестве реального процесса обучения.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые
социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей
является необходимость повышения качества современного образования. А
это ориентация образования не только на усвоение обучающимися
определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно
добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать
целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счет
дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и
методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение
образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к
взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах
деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт
возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка
готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал
представить интересным? Как с современными детьми говорить на
современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для
учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю,
который должен владеть личностноориентированными, развивающими
образовательными технологиями,
учитывающими различный уровень
готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности
учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности,
направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые
представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать
знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить
решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая
усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной
работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал
развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих
способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий учитель
начальных классов должен суметь для себя выбрала те, которые, на его
взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии
проблемного обучения или без его элементов.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого
уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных
интересов учащихся, что становится возможным при разрешении
возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В
преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная
потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий,
умениями и навыками. Конечно, такое обучение требует значительных
изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении
учебного материала. Но такие изменения в настоящее время крайне
необходимы в свете снижения познавательных мотивов школьников.
Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить
качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в
результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения,
открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание
алгоритма решения и применение его на практике при выполнении
самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении
школьника к учению. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на
эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для
развития коммуникативных способностей детей,
развития их
индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение
понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и
умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт
к достижению таких образовательных результатов, как способность к
самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в
быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе это один
из способов развития творческого мышления младших школьников.
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост
профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному
повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира; овладевать практическими способами работы с
информацией; обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,
является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация умственной деятельности детей, развитие речи сегодня в школе
невозможно обойтись без информационнокоммуникативных технологий.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий
позволяют учителю быстро,
качественно, подготовить интересный,
продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.
Используется практически любой материал, нет необходимости
готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения –
всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компактдиске или на
флешкарте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 14
классов имеют нагляднообразное мышление, поэтому очень важно строить их
обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного
материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух,
эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и
занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить
компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит
сделать урок понастоящему развивающим и познавательным. Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;
активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не
скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на
уроках и во внеурочное время они использую презентации, которые
составляют сами с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в
обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки
окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны,
круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И
проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает
урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее
достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в
области коммуникации: умение собирать факты,
сопоставлять их,
организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически
рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать
новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к
изучаемым предметам.
На своих уроках применяю и приемы проектной деятельности . Данный
метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к
самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру,
сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные
качества.
При выполнении каждого нового проекта по любому предмету (по
программе, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно
или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и
связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему
приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу.
При организации проектной деятельности в начальной школе они
учитывают возрастные и психологофизиологические особенности младших
школьников. Все учителя начальных классов используют в своей работе игровые
технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических
технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать
интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо
поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном
состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все
психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной
игры является то, что она способствует использованию знаний в новой
ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через
своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный
процесс.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность
использования игровых технологий,
способствующих активизации
познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному
усвоению знаний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр
тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены
в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Особенность педагогической игры в том, что ситуация классноурочной
системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом,
«чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую
деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические
игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность,
на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.
Игра сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность
моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность
коммуникативная.
Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из
уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и
будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим
образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из
ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Все учителя начальных классов применяют в своей работе
здоровьесберегающие технологии.
В условиях современной природной и социальноэкономической
ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. По
словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные
технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный
на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Для этого учителя начальных классов
использую приемы
здоровьесберегающих технологий.
Создание
благоприятного
эмоциональнопсихологического
микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную
роль (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила
ученику радость, «Все дети талантливы», исключить акценты на отставание в
учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба его достоинству,
«Ребенок хорош, плох его поступок», помогать детям реализовывать себя в
положительной деятельности, «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»).
Использование приемов рефлексии.
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Что получилось лучше всего?
Какие задания показались наиболее интересными?
Что вызвало затруднения?
Над чем хочется поразмышлять?
Какой совет дали бы себе?
Кому захотелось сделать комплимент?
Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Используют и проводят физкультминутки.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению
Н.К.Смирнова, это все те психологопедагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в
учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их
здоровья.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
2. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия)М.: Издво МПСИ, – 2008.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 14
классы. М.: Вако. 2004.
6. Лакоценина Т.П. Современный урок. – РостовнаДону: Учитель, 2007.
7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок ли как открывать знания с учениками.
Москва, 2006.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2005.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
11. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова,
Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Издво
РГПУ, 1994.
12. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.метод. пособие/
А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. унт, 2001.
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Доклад на педагогический совет по теме : "Эффективность педагогических технологий используемых в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.