Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации
1 кл—11 кл
25.02.2017
Данный доклад на тему "Преемственность в обучении" бы предложен участникам педагогического совета общеобразовательного учреждения. Тема преемственности были и остается актуальной на всех ступенях обучения. Были затронуты основные проблемы школьной дезадаптации, рассмотрены допустимые и эффективные пути решения. Выступление носило практический характер.
педсовет, 14.01.10, последняя редакция.doc
Понятие преемственности трактуется широко как непрерывный процесс воспитания и
обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это
связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных
элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в
настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды
относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально
значимо. Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на
другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях,
что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье. Главная же наша задача –
сохранение здоровья ребёнка.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье школьников ухудшается из года
в год. Одна из причин – школьные проблемы. При переходе на новый этап обучения наблюдается
снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей. Обнаруживаются признаки
дезадаптации у многих школьников. Причина – несоблюдение правила преемственности.
Впервые мы сталкиваемся с проблемой преемственности, принимая будущих первоклассников.
Большинство этих ребят – выпускники детских дошкольных образовательных учреждений. В качестве
оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования
сегодня выделяют:
Состояние здоровья и физическое развитие детей.
Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной
деятельности.
Умственные и нравственные способности учащихся.
Сформированность их творческого воображения,
как направления личностного и
интеллектуального развития.
Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать.
Недостаточно развито внимание детей, образное мышление, умение выполнять элементарные речевые
творческие задания. Недостаточное внимание уделяется физическому развитию, охране и укреплению их
здоровья.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в
развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности,
вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Вся работа с детьми
младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на
сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Следующий этап осуществления преемственности – переход учащихся в пятый класс.
При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям:
предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической
деятельности учителей, новизна изучения учебного материала.
Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию
внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка.
Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется
состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате
происходит резкое снижение успеваемости в 5ом классе.
Переход в пятый класс это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для
педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться
эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю
начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем
звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и
общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники это уже младшие подростки, и подходы
к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного
характера.
1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща
выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинноследственные связи,
вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках
педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре
рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся:
«Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».
К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А
точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности.
Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя
эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет
установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на
урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах
занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 23 минуты на
ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в
этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3.Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе
нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как
и использование игровых моментов на уроке, это удел начальной школы. Такое мнение приводит к
большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники
еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания,
связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с
учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и
продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными
особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.
5.Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников
становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам.
Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника.
Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием
работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные
отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников
общение.
6.Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники
порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый
здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять,
одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и
вседозволенность это не словасинонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие
педагогической поддержки. Изза неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто
приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях,
отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и,
как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых
является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и
родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Ктото не считает это
целесообразным изза уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме.
Учителя же не всегда проверяют домашние задания. Дифференцированные задания в среднем и старшем
звене большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются
продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
8. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они
воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным
отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более
старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения
и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо
говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много
положительных моментов в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и
легко преодолевают все сложности. А помогают им в этом педагоги, и прежде всего классные
руководители.
Последний школьный этап осуществления преемственности – переход детей из основной школы в
старшую, со второй ступени обучения на третью
Таким образом, осуществление преемственности в работе разных ступеней образования является
средством изменения внутренней позиции педагога в сторону понимания, абсолютного принятия
ученика. Все мы – участники образовательного процесса и нам необходимо:
Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, быт, семейные трудности;
Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды (1 кл., 45, 910 кл.)
Помнить об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика;
Помнить о необходимости поддерживать контакт с семьями;
Отслеживать процесс социализации ребёнка в коллективе;
Выбирать личностноориентированные образовательные технологии;
Ориентировать ребёнка на успех.
Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.