Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Оценка 4.6

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации
1 кл—11 кл
25.02.2017
Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Данный доклад на тему "Преемственность в обучении" бы предложен участникам педагогического совета общеобразовательного учреждения. Тема преемственности были и остается актуальной на всех ступенях обучения. Были затронуты основные проблемы школьной дезадаптации, рассмотрены допустимые и эффективные пути решения. Выступление носило практический характер.
педсовет, 14.01.10, последняя редакция.doc
Понятие   преемственности   трактуется   широко   ­   как   непрерывный   процесс   воспитания   и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. ­ это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее   время   необходимость   сохранения   преемственности   и   целостности   образовательной   среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.  Соблюдение   правила   преемственности   в   обучении,   воспитании   и   развитии   принципиально значимо. Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье. Главная же наша задача – сохранение здоровья ребёнка.  По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье школьников ухудшается из года в   год.   Одна   из   причин   –   школьные   проблемы.   При   переходе   на   новый   этап   обучения   наблюдается снижение   эмоционального   благополучия   учащихся   и   их   родителей.   Обнаруживаются   признаки дезадаптации у многих школьников. Причина – несоблюдение правила преемственности.  Впервые мы сталкиваемся с проблемой преемственности, принимая будущих первоклассников. Большинство этих ребят – выпускники детских дошкольных образовательных учреждений. В качестве оснований   для   осуществления   преемственности   дошкольного   и   начального   школьного   образования сегодня выделяют:   Состояние здоровья и физическое развитие детей.  Уровень   развития   их   познавательной   активности   как   необходимого   компонента   учебной деятельности.  Умственные и нравственные способности учащихся.  Сформированность   их   творческого   воображения,   как   направления   личностного   и интеллектуального развития.  Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать. Недостаточно развито внимание детей, образное мышление, умение выполнять элементарные речевые творческие задания. Недостаточное внимание уделяется физическому развитию, охране и укреплению их здоровья.  Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии   малыша:   ему   предстоит   осваивать   не   всегда   похожие   на   прежние   формы   деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как   же   сделать   так,   чтобы   этот   процесс   прошел   для   ребенка   безболезненно?   Вся   работа   с   детьми младшего   школьного   возраста   должна   исходить   из   принципа   «не   навреди»   и   быть   направленной   на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Следующий этап осуществления преемственности – переход учащихся в пятый класс.  При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко   изменяется   условия   привычной   жизни   четвёроклассников,   приводя   к   несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка.  Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние   эмоциональной   сферы,   вызывая   стрессовую   реакцию   организма   учащегося.   В   результате происходит резкое снижение успеваемости в 5­ом классе. Переход в пятый класс ­ это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно   управлять   деятельностью   учащихся,   быть   их   проводником   и   наставником.   Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене   и   вооружил   их   всеми   необходимыми   знаниями,   умениями,   навыками,   как   учебными,   так   и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники ­ это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.  С   начала   учебного   года   у   детей   возникает   ряд   сложностей   организационного   и   учебного характера.  1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают   гипотезы,   всевозможные   предположения,   устанавливают   причинно­следственные   связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.  Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».  Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.  2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2­3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.  3.Создание ситуации успеха для пятиклассников. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, ­ это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.  4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники   обычно   очень   тяжело   переживают,   когда   рушатся   традиции,   которые   они   вместе   с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.  Вдумчивые   педагоги,   понимая   значимость   этих   традиций   в   жизни   детей,   стремятся   сохранить   их   и продолжить   в   пятом   классе   с   последующей   трансформацией   в   соответствии   с   возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.  5.Отсутствие коллективных средств обучения. Следует   помнить   о   том,   что   в   подростковом   возрасте   ведущей   деятельностью   для   школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята   хотят   взаимодействовать   со   сверстниками   и   в   учебной   деятельности.   Они   с   удовольствием работают   в   больших   и   малых   группах,   парах,   парах   сменного   состава.   Кроме   того,   позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.  6.Наличие большей свободы и самостоятельности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно   показывая   детям,   где   существуют   ограничения   этих   факторов.   Свобода   и вседозволенность   ­   это   не   слова­синонимы,   равно   также   как   и   самостоятельность   и   отсутствие педагогической   поддержки.   Из­за   неправильного   толкования   обозначенных   понятий   детьми   часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.  7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Нередко с переходом в пятый класс  педагоги фиксируют  небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является   ослабление   внешнего   контроля   за   выполнением   домашних   работ   со   стороны   учителя   и родителей.   Родители   к   пятому   классу   устают   от   проверки   тетрадей.   Кто­то   не   считает   это целесообразным из­за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же не всегда проверяют домашние задания. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене   ­   большая   редкость.   Вот   и   получается,   что   наши   пятиклассники   постепенно   отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.  8. Личностный контакт с учителями.  Не следует забывать, что пятиклассники ­ народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают   через   призму   собственных   эмоций.   Отношение   к   предмету   определяется   личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.  Это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить,   что   переходу   в   среднее   звено   сопутствуют   лишь   проблемы   и   препятствия.   Есть   много положительных моментов в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко   преодолевают   все   сложности.   А   помогают   им   в   этом   педагоги,   и   прежде   всего   классные руководители.  Последний школьный этап осуществления преемственности – переход детей из основной школы в старшую, со второй ступени обучения на третью Таким образом, осуществление преемственности в работе разных ступеней образования является средством   изменения   внутренней   позиции   педагога   в   сторону   понимания,   абсолютного   принятия ученика. Все мы – участники образовательного процесса и нам необходимо:   Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, быт, семейные трудности;  Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды (1 кл., 4­5, 9­10 кл.)  Помнить об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика;  Помнить о необходимости поддерживать контакт с семьями;  Отслеживать процесс социализации ребёнка в коллективе;  Выбирать личностно­ориентированные образовательные технологии;  Ориентировать ребёнка на успех.

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"

Доклад на педагогическом совете "Преемственность в обучении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017