Доклад на педсовет "Отчет о профориентационной работе с воспитанниками детского дома, обучающимися в 8 классе"
Оценка 4.6

Доклад на педсовет "Отчет о профориентационной работе с воспитанниками детского дома, обучающимися в 8 классе"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
8 кл
25.03.2017
Доклад на педсовет "Отчет о профориентационной работе с воспитанниками детского дома, обучающимися в 8 классе"
Доклад представлен на педсовете образовательного учреждения. Педагоги группы рассказали о профориентационной работе с воспитанниками, обучающимися в 8 классе. В отчете прописана система работы по профориентации, есть предложения по усовершенствованию. Педагоги предлагают внести в работу учреждения "Профдиагностическую карту воспитанника", чтобы подростки активно участвовали в выборе будущей профессии.
профориентация доклад.docx

Отчет о профориентационной работе

с воспитанниками группы № 2

 

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженности, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность.

Основные положения Национальной доктрины образования РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» стали основой формирования ФГОС. Согласно их требованиям, ребенок должен овладеть необходимыми для успешной адаптации и жизни в обществе компетенциями (коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, социально-трудовой).

Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению к труду среди воспитанников детского дома, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов труда, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Главная задача трудового воспитания – сформировать у каждого воспитанника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Профориентация – составная часть учебно-воспитательного процесса, когда осуществляется ознакомление воспитанников с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к профессионалъному самоопределению с учетом личных возможностей и общественных потребностей.

Современному молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь, нужно кроме владения базовой профессией, иметь и возможность её сменить, оперативно реагировать на рыночный спрос, перейти в другой социальный статус, то есть быть высококонкурентоспособным и иметь соответствующие интегративные профессиональные ценности.

Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность воспитанника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.  

Профессиональное самоопределение

Критерием эффективности подготовки воспитанников к выбору профессионального пути является уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Показатели самоопределившейся личности:

·                   сформированы интересы и склонности;

·                   определены способности;

·                   учтены личностные особенности;

·                   соотнесены желания с возможностями (здоровье);

·                   известны потребности общества и особенности рынка труда;

·                   определено учебное учреждение;

·                   сформулирован профессиональный план и запасной его вариант.

В организации и проведении профориентационной работы нами апробированы следующие формы и методы работы, которые мы выстроили в систему профориентационной работы:

1.                 Профдиагностика – с ее помощью мы устанавливаем и изучаем возможности, желания и способности воспитанников к той или иной профессии, а также признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии.

2.                 Профконсультации – оказываем помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. Это изучение личностных качеств подростков, их способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.

В профессиональной консультации выделяем три направления: справочная работа, медицинские и психологические вопросы выбора профессии.

Задача справочной консультации – ответить на вопросы относительно требований учебных заведений к абитуриентам, условия учебы и работы, трудового законодательства.

Врачебная консультация дает заключения по медицинским вопросам профессиональной пригодности с целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на здоровье подростка.

Психологическая консультация – распознание склонностей, способностей и других психологических качеств личности, определяющих успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на этой основе места работы или учебы.

3.                 Профессиональный отбор – помогает установить психологические особенности подростка, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью социально-психологических методов.

4.                 Профессиональная адаптация – является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

На данном этапе работы большое значение отдается практической деятельности, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе.

Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

5.                 Профориентационный тренинг – это занятия с воспитанниками, которые  проводятся по программе, разработанной на базе детского дома  «Путь к выбору профессии» и по программе С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» для 8–9-х классов.

На этих занятиях воспитанники знакомятся с миром профессий, их содержанием, получают сведения о путях приобретения различных профессий, а также актуальную информацию о рынке труда. Осуществляется пропаганда наиболее нужных обществу профессий, их показ в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в т. ч. путем освоения смежных профессий. Рассказывается об условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства, соответствии запросам рынка труда.

Следуя данной системе по профориентационной работе, педагогами группы в 2016-17 уч.году были проведены следующие мероприятия:

1.     Беседа «Великая радость – работа»

2.     Беседа-диспут «Мой жизненный план» (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе)

3.     Консультация «Мир труда (основные группы и типы профессий)»

4.     Лекция «План поиска работы»

5.     Консультация «Особенности регулирования трудовой деятельности несовершеннолетних»

6.     Игровой тренинг «Твой путь к успеху»

7.     Информационное занятие «Профессии нашего региона»

8.     Лекция «Как открыть свое дело? Кто такой бизнесмен?»

9.     Конкурсная программа  «Много профессий хороших и разных»

10. Познавательное занятие «Право на труд и свободный выбор работы»

11. Беседа-диалог «Моя цель и как к ней идти»

12. Беседа «Образовательные учреждения. Их назначение»

13. Беседа «Центр социальной защиты населения, пенсионный фонд. Их назначение»

14. Беседа «Сбербанк, налоговая инспекция. Их назначение»

В ходе бесед применялись следующие средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофильмов, компьютерные презентации. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы, при решении их воспитанники самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации.

В группе проведены диспуты: «Моя будущая профессия. Интересы, склонности, задатки и способности», «Можно ли планировать свою жизнь», «Ты и твоя будущая профессия», «Профессия моей мечты».  В ходе диспута мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своем выборе, и, если даже они его не сделают в ходе диспута, дальнейшая дискуссия натолкнет их на размышление, на поиск истины.

Педагогами группы для воспитанников были представлены учебные фильмы и презентации: «Профессия – пожарный», «Спортивные профессии», «Профессии нашего города», которые расширили знания о разнообразии мира профессий.

Профориентационная игра – одна из наиболее интересных форм занятий для воспитанников. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Для ребят были проведены профориентациионные игры: «Своя игра»,  «Самая-самая профессия»,  «Интересные факты о профессиях». Воспитанники познакомились с современными и старинными профессиями, которые практически уже не встречаются на рынке труда.

В рамках профориентации, в группе была оформлена выставка справочной и методической литературы «Шаг в профессию». Воспитанники начали знакомиться  с трудовым кодексом РФ,  с перечнем документов при устройстве на работу. Проводится работа, направленная на помощь в написании резюме, изучаются правила поведения при собеседовании с работодателем, самопрезентацией. Данную работу мы продолжим и в следующем учебном году.

Экскурсии – важная форма наглядного ознакомления воспитанников с производством, миром труда и профессионального образования. Экскурсии мы планировали исходя из интересов воспитанников. Ребята побывали в многофункциональном центре, в центре занятости населения, пожарной части города, в отделе ГИБДД, на почте, в поликлинике, рекламном агентстве «Регион», мексиканском кафе, познакомились с профессией повара, продавца промышленных и продуктовых товаров, при посещении АТП познакомились с профессией водителя автобуса, кондуктора городского автотранспорта.

Ребята посетили Междуреченский горно-строительный техникум, увидели своими глазами аудитории учебного заведения, встретились с преподавателями. Также запомнилась экскурсия в общежитие от горно-строительного техникума.

Встречи со специалистами различных профессий – неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель – сформировать у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек, занимающийся этим делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о нем.

Были проведены встречи с сотрудником отдела ГИБДД по г.Междуреченску Кондрашиным А.С., сотрудником отдела по делам несовершеннолетних Радюковой Н.Г., с мастером спорта, 6-ти кратном чемпионом мира по тайскому боксу Левиным Артемом. Подростки задавали  вопросы об успеваемости во времена их обучения  в школе, какие экзамены ими были выбраны для сдачи в выпускном классе, какое образование и где получали, какая у них заработная плата, специфика работы.

Для девушек группы были организованы встречи в Доме Культуры «Распадский» с консультантом компании Мари-Кей, с директором школы-студии ногтевого сервиса «Марго». Все встречи и знакомства вызвали интерес у подростков, никто не остался равнодушным.

В своей работе по профориентации используем пример бывших выпускников детского дома, как положительный, так и отрицательный. Из рассказа Ратта Павла ребята узнали о шахтерских профессиях, формах обучения, повышении квалификации, об условиях труда, заработной плате, карьерном росте.

Наши воспитанники уже имеют небольшой трудовой опыт. Подростки в летний период трудились по уборке и озеленению территории больничного городка, в зимний период работали в детском доме. Такая подработка формирует  у подростков чувство трудолюбия, ответственности за порученное дело, дисциплинирует.

Опрос воспитанников группы показал профессиональное самоопределение на уровне 99%.

Лопухина Рита хочет поступать в КИТ в г. Новокузнецке по специальности «Экономика и бух. учет», Кадымаева Нина и Соколова Люда  хотят освоить профессию повара, Лазарев Денис стремится к поступлению в спортивный техникум в г. Прокопьевске, Григорьев Тимур, Русинов Вова, Есаулов Дима планируют получить профессию подземного электрослесаря в МГСТ. Чарухин Михаил пока не определился, полагается на наши предложения. Все будет зависеть от того, как воспитанники сдадут итоговые экзамены в 9 классе.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Наши воспитанники развиваются в условиях детского дома, где семья заменена учреждением, в ситуации ограниченных социальных норм и социального опыта. Помимо черт, свойственных всем воспитанникам интернатных учреждений характерны и такие, с которыми мы сталкиваемся – специфические особенности воспитанников:

·                     Отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического)

·                     Затруднения в процессе восприятия

·                     Принятие иждивенческой позиции, отсутствие ответственности, бережливости.

·                     Недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

·                     Бедность словарного запаса

·                     Отсутствие готовности к интеллектуальному усилию

·                     Отсутствие желания к общественно-полезному труду

·                     Исключительности собственного «Я»

·                     Отрицание приобретения и закрепления навыков по самообслуживанию («не хочу» и «не буду»)

·                     Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешной реализации преодоления трудностей.

Чтобы профориентационные мероприятия имели больший успех, последовательность и позволили подросткам определить свою индивидуальную профессиональную траекторию, мы предлагаем внедрить в работу учреждения «Профдиагностическую карту воспитанника», в которой будут отражены следующие направления профориентационной работы:

1. Информационно-аналитическая работа.

Которая включает:

·                   методики изучения личности в профориентационных целях;

·                   дифференциально-диагностические опросники;

·                   карты интересов; наборы тестов; анкет и т. д.

2. Информационная профориентация: профессиональная информация об учебных заведениях Кемеровской области. Создание картотеки профессий, а также разработка рекомендаций и памяток для подростков.

3. Индивидуальное консультирование воспитанников специалистами детского дома (психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель)

4. Внеклассная работа с воспитанниками: это проведение таких мероприятий, как День профориентации, организация экскурсий, представление деятельности различных направлений дополнительного образования, выпуск стенгазет, просмотр видеофильмов, беседы с воспитанниками, диспуты «Почему люди становятся безработными», «Я и мои права», «За что люди получают зарплату», «Я имею право на труд», создание презентаций «Мир профессий».

5. Внешнее взаимодействие: участие в мероприятиях учебных заведений – День открытых дверей, ярмарки профессий, посещение образовательных выставок, проведение совместных уроков, круглых столов, мастер-классов, встреч с представителями учебных заведений и т. д.

6. Организация работы с представителями разных профессий: встречи со специалистами, консультативная помощь бывших выпускников д.д., совместные праздники и др.

7. Приобретение профессиональных навыков: учитывая отсутствие учебно-производственного комбината и профессиональных мастерских в ОУ, профессиональные навыки приобретаются: на экскурсиях,  мастер-классах, проводимых на базе МГСТ, ЦДТ, ДЮЦ.

8. Мониторинг качества профориентационной работы:

·        анализ готовности к профессиональному самоопределению;

·        анализ соответствия профнамерений подростков и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору;

Заполняя такую карту, подросток сразу видит результаты диагностики, профпригодности, находит профессиональное учебное заведение, посещает во время экскурсий будущее место учебы и работы, получает индивидуальную консультацию от специалистов детского дома. 

В данной системе работы воспитанник рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Реализация профдиагностической карты позволит:

1.     Повысить уровень знаний о мире профессий.

2.     Выяснить профессиональные предпочтения у воспитанников, сделать дальнейший обдуманный выбор профессии.

3.     Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

4.     Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Таким образом, коллектив детского дома  создаст условия для становления личности образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному самоопределению, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.


 

Отчет о профориентационной работе с воспитанниками группы № 2

Отчет о профориентационной работе с воспитанниками группы № 2

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение

Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения…

Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения…

Ты и твоя будущая профессия», «Профессия моей мечты»

Ты и твоя будущая профессия», «Профессия моей мечты»

Для девушек группы были организованы встречи в

Для девушек группы были организованы встречи в

Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешной реализации преодоления трудностей

Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешной реализации преодоления трудностей

В данной системе работы воспитанник рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего…

В данной системе работы воспитанник рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017