Отчет о профориентационной работе
с воспитанниками группы № 2
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженности, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность.
Основные положения Национальной доктрины образования РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» стали основой формирования ФГОС. Согласно их требованиям, ребенок должен овладеть необходимыми для успешной адаптации и жизни в обществе компетенциями (коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, социально-трудовой).
Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению к труду среди воспитанников детского дома, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов труда, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.
Главная задача трудового воспитания – сформировать у каждого воспитанника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.
Профориентация – составная часть учебно-воспитательного процесса, когда осуществляется ознакомление воспитанников с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к профессионалъному самоопределению с учетом личных возможностей и общественных потребностей.
Современному молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь, нужно кроме владения базовой профессией, иметь и возможность её сменить, оперативно реагировать на рыночный спрос, перейти в другой социальный статус, то есть быть высококонкурентоспособным и иметь соответствующие интегративные профессиональные ценности.
Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность воспитанника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.
Критерием эффективности подготовки воспитанников к выбору профессионального пути является уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Показатели самоопределившейся личности:
· сформированы интересы и склонности;
· определены способности;
· учтены личностные особенности;
· соотнесены желания с возможностями (здоровье);
· известны потребности общества и особенности рынка труда;
· определено учебное учреждение;
· сформулирован профессиональный план и запасной его вариант.
В организации и проведении профориентационной работы нами апробированы следующие формы и методы работы, которые мы выстроили в систему профориентационной работы:
1. Профдиагностика – с ее помощью мы устанавливаем и изучаем возможности, желания и способности воспитанников к той или иной профессии, а также признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии.
2. Профконсультации – оказываем помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. Это изучение личностных качеств подростков, их способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.
В профессиональной консультации выделяем три направления: справочная работа, медицинские и психологические вопросы выбора профессии.
Задача справочной консультации – ответить на вопросы относительно требований учебных заведений к абитуриентам, условия учебы и работы, трудового законодательства.
Врачебная консультация дает заключения по медицинским вопросам профессиональной пригодности с целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на здоровье подростка.
Психологическая консультация – распознание склонностей, способностей и других психологических качеств личности, определяющих успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на этой основе места работы или учебы.
3. Профессиональный отбор – помогает установить психологические особенности подростка, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью социально-психологических методов.
4. Профессиональная адаптация – является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
На данном этапе работы большое значение отдается практической деятельности, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе.
Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
5. Профориентационный тренинг – это занятия с воспитанниками, которые проводятся по программе, разработанной на базе детского дома «Путь к выбору профессии» и по программе С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» для 8–9-х классов.
На этих занятиях воспитанники знакомятся с миром профессий, их содержанием, получают сведения о путях приобретения различных профессий, а также актуальную информацию о рынке труда. Осуществляется пропаганда наиболее нужных обществу профессий, их показ в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в т. ч. путем освоения смежных профессий. Рассказывается об условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства, соответствии запросам рынка труда.
Следуя данной системе по профориентационной работе, педагогами группы в 2016-17 уч.году были проведены следующие мероприятия:
1. Беседа «Великая радость – работа»
2. Беседа-диспут «Мой жизненный план» (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе)
3. Консультация «Мир труда (основные группы и типы профессий)»
4. Лекция «План поиска работы»
5. Консультация «Особенности регулирования трудовой деятельности несовершеннолетних»
6. Игровой тренинг «Твой путь к успеху»
7. Информационное занятие «Профессии нашего региона»
8. Лекция «Как открыть свое дело? Кто такой бизнесмен?»
9. Конкурсная программа «Много профессий хороших и разных»
10. Познавательное занятие «Право на труд и свободный выбор работы»
11. Беседа-диалог «Моя цель и как к ней идти»
12. Беседа «Образовательные учреждения. Их назначение»
13. Беседа «Центр социальной защиты населения, пенсионный фонд. Их назначение»
14. Беседа «Сбербанк, налоговая инспекция. Их назначение»
В ходе бесед применялись следующие средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофильмов, компьютерные презентации. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы, при решении их воспитанники самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации.
В группе проведены диспуты: «Моя будущая профессия. Интересы, склонности, задатки и способности», «Можно ли планировать свою жизнь», «Ты и твоя будущая профессия», «Профессия моей мечты». В ходе диспута мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своем выборе, и, если даже они его не сделают в ходе диспута, дальнейшая дискуссия натолкнет их на размышление, на поиск истины.
Педагогами группы для воспитанников были представлены учебные фильмы и презентации: «Профессия – пожарный», «Спортивные профессии», «Профессии нашего города», которые расширили знания о разнообразии мира профессий.
Профориентационная игра – одна из наиболее интересных форм занятий для воспитанников. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Для ребят были проведены профориентациионные игры: «Своя игра», «Самая-самая профессия», «Интересные факты о профессиях». Воспитанники познакомились с современными и старинными профессиями, которые практически уже не встречаются на рынке труда.
В рамках профориентации, в группе была оформлена выставка справочной и методической литературы «Шаг в профессию». Воспитанники начали знакомиться с трудовым кодексом РФ, с перечнем документов при устройстве на работу. Проводится работа, направленная на помощь в написании резюме, изучаются правила поведения при собеседовании с работодателем, самопрезентацией. Данную работу мы продолжим и в следующем учебном году.
Экскурсии – важная форма наглядного ознакомления воспитанников с производством, миром труда и профессионального образования. Экскурсии мы планировали исходя из интересов воспитанников. Ребята побывали в многофункциональном центре, в центре занятости населения, пожарной части города, в отделе ГИБДД, на почте, в поликлинике, рекламном агентстве «Регион», мексиканском кафе, познакомились с профессией повара, продавца промышленных и продуктовых товаров, при посещении АТП познакомились с профессией водителя автобуса, кондуктора городского автотранспорта.
Ребята посетили Междуреченский горно-строительный техникум, увидели своими глазами аудитории учебного заведения, встретились с преподавателями. Также запомнилась экскурсия в общежитие от горно-строительного техникума.
Встречи со специалистами различных профессий – неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель – сформировать у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек, занимающийся этим делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о нем.
Были проведены встречи с сотрудником отдела ГИБДД по г.Междуреченску Кондрашиным А.С., сотрудником отдела по делам несовершеннолетних Радюковой Н.Г., с мастером спорта, 6-ти кратном чемпионом мира по тайскому боксу Левиным Артемом. Подростки задавали вопросы об успеваемости во времена их обучения в школе, какие экзамены ими были выбраны для сдачи в выпускном классе, какое образование и где получали, какая у них заработная плата, специфика работы.
Для девушек группы были организованы встречи в Доме Культуры «Распадский» с консультантом компании Мари-Кей, с директором школы-студии ногтевого сервиса «Марго». Все встречи и знакомства вызвали интерес у подростков, никто не остался равнодушным.
В своей работе по профориентации используем пример бывших выпускников детского дома, как положительный, так и отрицательный. Из рассказа Ратта Павла ребята узнали о шахтерских профессиях, формах обучения, повышении квалификации, об условиях труда, заработной плате, карьерном росте.
Наши воспитанники уже имеют небольшой трудовой опыт. Подростки в летний период трудились по уборке и озеленению территории больничного городка, в зимний период работали в детском доме. Такая подработка формирует у подростков чувство трудолюбия, ответственности за порученное дело, дисциплинирует.
Опрос воспитанников группы показал профессиональное самоопределение на уровне 99%.
Лопухина Рита хочет поступать в КИТ в г. Новокузнецке по специальности «Экономика и бух. учет», Кадымаева Нина и Соколова Люда хотят освоить профессию повара, Лазарев Денис стремится к поступлению в спортивный техникум в г. Прокопьевске, Григорьев Тимур, Русинов Вова, Есаулов Дима планируют получить профессию подземного электрослесаря в МГСТ. Чарухин Михаил пока не определился, полагается на наши предложения. Все будет зависеть от того, как воспитанники сдадут итоговые экзамены в 9 классе.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Наши воспитанники развиваются в условиях детского дома, где семья заменена учреждением, в ситуации ограниченных социальных норм и социального опыта. Помимо черт, свойственных всем воспитанникам интернатных учреждений характерны и такие, с которыми мы сталкиваемся – специфические особенности воспитанников:
· Отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического)
· Затруднения в процессе восприятия
· Принятие иждивенческой позиции, отсутствие ответственности, бережливости.
· Недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности
· Бедность словарного запаса
· Отсутствие готовности к интеллектуальному усилию
· Отсутствие желания к общественно-полезному труду
· Исключительности собственного «Я»
· Отрицание приобретения и закрепления навыков по самообслуживанию («не хочу» и «не буду»)
· Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешной реализации преодоления трудностей.
Чтобы профориентационные мероприятия имели больший успех, последовательность и позволили подросткам определить свою индивидуальную профессиональную траекторию, мы предлагаем внедрить в работу учреждения «Профдиагностическую карту воспитанника», в которой будут отражены следующие направления профориентационной работы:
1. Информационно-аналитическая работа.
Которая включает:
· методики изучения личности в профориентационных целях;
· дифференциально-диагностические опросники;
· карты интересов; наборы тестов; анкет и т. д.
2. Информационная профориентация: профессиональная информация об учебных заведениях Кемеровской области. Создание картотеки профессий, а также разработка рекомендаций и памяток для подростков.
3. Индивидуальное консультирование воспитанников специалистами детского дома (психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель)
4. Внеклассная работа с воспитанниками: это проведение таких мероприятий, как День профориентации, организация экскурсий, представление деятельности различных направлений дополнительного образования, выпуск стенгазет, просмотр видеофильмов, беседы с воспитанниками, диспуты «Почему люди становятся безработными», «Я и мои права», «За что люди получают зарплату», «Я имею право на труд», создание презентаций «Мир профессий».
5. Внешнее взаимодействие: участие в мероприятиях учебных заведений – День открытых дверей, ярмарки профессий, посещение образовательных выставок, проведение совместных уроков, круглых столов, мастер-классов, встреч с представителями учебных заведений и т. д.
6. Организация работы с представителями разных профессий: встречи со специалистами, консультативная помощь бывших выпускников д.д., совместные праздники и др.
7. Приобретение профессиональных навыков: учитывая отсутствие учебно-производственного комбината и профессиональных мастерских в ОУ, профессиональные навыки приобретаются: на экскурсиях, мастер-классах, проводимых на базе МГСТ, ЦДТ, ДЮЦ.
8. Мониторинг качества профориентационной работы:
· анализ готовности к профессиональному самоопределению;
· анализ соответствия профнамерений подростков и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору;
Заполняя такую карту, подросток сразу видит результаты диагностики, профпригодности, находит профессиональное учебное заведение, посещает во время экскурсий будущее место учебы и работы, получает индивидуальную консультацию от специалистов детского дома.
В данной системе работы воспитанник рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.
Реализация профдиагностической карты позволит:
1. Повысить уровень знаний о мире профессий.
2. Выяснить профессиональные предпочтения у воспитанников, сделать дальнейший обдуманный выбор профессии.
3. Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
4. Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Таким образом, коллектив детского дома создаст условия для становления личности образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному самоопределению, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.