Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Оценка 5

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»

Оценка 5
Семинары
docx
русский язык
5 кл—7 кл
08.07.2017
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»            «Не с разными частями речи»
Одной из форм работы, повышающей эффективность урока при изучении орфографии, является составление и применение алгоритма. Пользуясь им, учащиеся быстро и безошибочно выполняют тренировочные упражнения. Алгоритм помогает развить у детей навыки логического мышления, формировать умение правильно действовать в случаях, когда возникают затруднения, обучает мыслительным операциям, которые необходимо совершить для усвоения правила правописания.
Выступление на секции.docx
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы  «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»  «Не с разными частями речи» Учитель русского языка и литературы МОУ­гимназии №2 Шимарова Валентина Анатольевна Одной из форм работы, повышающей эффективность урока при    изучении орфографии, является составление и применение алгоритма.  Пользуясь им, учащиеся быстро и безошибочно выполняют тренировочные  упражнения. Алгоритм помогает развить у детей навыки логического  мышления, формировать умение правильно действовать в случаях, когда  возникают затруднения, обучает мыслительным операциям, которые  необходимо совершить для усвоения правила правописания.  Мы , что  замечаем, что слабые учащиеся, не знающие, как писать слово с той или иной  орфограммой, с какой стороны к нему подступиться, как с ним работать,  пишут его просто наобум. Поэтому спасительную помощь алгоритм  оказывает прежде всего слабым учащимся. Они знают, с чего начать работу,  как идти дальше.  Имея алгоритм, можно при выполнении домашнего задания  отказаться от помощи родителей, а это вселяет в школьника веру в себя, в свои способности. Таким образом, ребята имеют возможность не утонуть  в пучине орфографических правил, а почувствовать себя на подъеме,  активно мыслить. Формирование орфографической и пунктуационной  грамотности учащихся ­ одна из основных задач каждого учителя  русского языка. Анализ теоретических исследований и практического опыта  показал, что на этапе обобщающего повторения имеются пока мало  используемые возможности для создания такой системы, в которой можно наглядно показать логические связи между явлениями языка, преодолеть  односторонность их освещения и реализовать условия для восприятия  учащимися грамматических фактов в их естественном единстве.  Проблема может быть решена путем использования  программированного обучения, компонентами которого являются  таблицы, схемы, алгоритмы, в своей основе имеющие строгую  регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и  способов действий к отдельным элементам и предписаниям,  указывающим, что и в какой последовательности следует выполнить,  чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику,  может ею пользоваться. Использование алгоритмов, схем­карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс  обучения. Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения  связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности   учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленского и  Л.Н.Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов любого характера, а в особенности обобщающего,  не только способствуют целенаправленному  управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми  категориями, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения.  Метод программированного обучения как система методических средств  выдвигает в качестве основных направлений работы следующее: 1) 2) 3) подготовка языкового материала, приемы обучения, организация учебной деятельности. Известно, что практическое владение языком предполагает  усвоение системы лингвистических знаний и умений.  Неусвоение хотя бы  одного элемента сложного языкового механизма приводит к раскладу и  тормозит речевое развитие школьников. Если на уроках русского языка  последовательно, систематично и целенаправленно применять технологию программированного обучения, то происходит организация умственной  работы учащихся, формируется сильная мотивация к обучению, высокая  речевая культура и грамотная письменная речь, совершенствуются знания  о языке.     Обобщаюшие схемы, таблицы, алгоритмы на уроках русского языка  играют большую роль в обучении языку. В основе каждой схемы,  таблицы, алгоритма лежит прием сравнения, сопоставления и  установления отношений сходства и различия между фактами и  явлениями языка.      В школьной практике ученый­ психолог  М.Н Шардаков выделил два вида сравнения: «…последовательное сравнение, когда вновь изучаемые  материалы сравниваются с раннее изученным»  и « сравнение в виде  противопоставления изучении двух объектов или явлений». Приём последовательного сравнения мы используем  при составлении с  учениками таблиц, схем, алгоритмов обобщающего характера при  изучении следующих тем:   1.Значение и грамматические признаки частей речи.   2. Способы образования частей речи. 3.Правописание не и ни с различными частями речи.   4.Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и  наречий.   5.о­е­ё после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях различных  частей речи.   6.Правописание приставок (традиционное написание приставок,  правописание приставок  на –з  и ­ с, правописание приставок  пре­ , при ­)      7.Правописание безударной гласной в корне  слова.   8.Постановка тире  в простом предложении (между подлежащим и  сказуемым ), в неполном предложении, в БСП, при прямой речи и  диалоге (и другие случаи).        Ценность этого вида сравнения состоит в том, что новые знания,  благодаря сравнению, усваиваются учащимися по аналогии с уже  имеющимися знаниями. Так после изучения правил правописание не с  существительными (6 класс) ученики, сопоставляя записанные   на доске  примеры правописания НЕ с прилагательными, по аналогии сами  составляют таблицу обобщающего характера, делая вывод о тождестве  правил. Последовательное сравнение значительно повышает активность,  самостоятельность и интерес ребят в процессе обучения.    В 7 классе при изучении темы «Правописание не с наречиями на –о, ­е»   задача состоит в том, чтобы на основе  последовательного сравнения  нескольких аналогичных написаний подвести их под общее правило и,  таким образом , сократить количество правил, подлежащих запоминанию. Алгоритм в готовом виде стараюсь не давать, а составлять его вместе с  детьми, отрабатывая каждый шаг.  Покажем методику работы над алгоритмом на примере изучения  орфограммы «НЕ с разными частями речи». В 5­ый класс учащиеся приходят со знанием правописания НЕ с глаголами.  При изучении тем «Имя существительное» и «Имя прилагательное»  знакомимся с правописанием НЕ и с этими частями речи. Используя приемы  опережающего обучения (об этом речь пойдет ниже), вводим тему «Правописание НЕ с наречиями на ­о, ­е». Получаем первичный алгоритм «НЕ с глаголами, существительными, прилагательными, наречиями на –о, ­е».  Он выглядит так:  1 . Смотрю, употребляется ли слово без НЕ?  если не употребляется,                           если употребляется, определяю   пишу слитно.                                                                           часть речи          если глагол,                                       если существительное,  пишу раздельно                   прилагательное, наречие   на –о, ­е, ищу                                                        союз а с    противопоставлением                                                                                    или слова усилители  если они  если их нет, пишу слитно                                     есть пишу раздельно                                                                   Хочется оговориться, что  мало использую  как опознавательный признак для  слитного написания наличие у слова с НЕ синонима. Это потому, что не всем  быстро и легко удается подобрать синоним, этим легко овладевают только  сильные ученики, а к некоторым словам даже им подобрать синоним довольно трудно. Зато любой, даже самый слабый ученик увидит союз а и следующее за  ним противопоставление или слова – усилители: далеко не, вовсе не,  нисколько не и т.д. Признаемся, что термин «слова ­ усилители» придуман  детьми. Так они сократили выражение «слова, усиливающие отрицание».  В  одном из пособий  увидела следующее название этих слов: «слова – магниты» В 7­м классе при изучении темы «Не с причастиями» уже смело прошу  учащихся самостоятельно составить алгоритм на это правило. Они легко с  ним  справляются и составляют следующий алгоритм: Правописание не с причастиями. 1… 2…  3.Определи, употребляется ли причастие без не        Да                                                     нет                                                   Вывод: пиши слитно 4.Установи, есть ли противопоставление с союзом а        Нет                                                  есть                                                  Вывод: пиши раздельно 5.Определи, есть ли при причастии зависимое слово  ( причастный оборот)         Нет                                                   есть  Вывод: пиши слитно          Вывод: пиши раздельно В конце изучения темы «Причастие», используя принцип опережающего  обучения, вводим в материалы для наблюдения деепричастия. Учащиеся  видят, что это особые слова, похожие на глаголы, причастия, наречия, но все  же отличаются от них. Поэтому, когда заносим в справочник обобщенный  алгоритм «НЕ с разными частями речи», в блок «Глагол» добавляем и  деепричастие. Итак, два алгоритма соединяем в один, что полезно и для  развития мышления учащихся, и их способностей видеть сходное и различное, обобщать.  Убеждаемся, что назначение алгоритма при изучении орфографии  очевидно: не дать сбиться с пути, сделать правильный орфографический  выбор, разгрузить память. Алгоритм дает возможность работать по четко  заданной программе, приближаясь к решению орфографической задачи.  Также несомненный плюс алгоритма и в том, что он позволяет разграничить  сходные орфограммы.

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»            «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»            «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»            «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»            «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»

Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»            «Не с разными частями речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2017