Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Оценка 5
Семинары
docx
русский язык
5 кл—7 кл
08.07.2017
Одной из форм работы, повышающей эффективность урока при изучении орфографии, является составление и применение алгоритма. Пользуясь им, учащиеся быстро и безошибочно выполняют тренировочные упражнения. Алгоритм помогает развить у детей навыки логического мышления, формировать умение правильно действовать в случаях, когда возникают затруднения, обучает мыслительным операциям, которые необходимо совершить для усвоения правила правописания.
Выступление на секции.docx
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы
«Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»
«Не с разными частями речи»
Учитель русского языка и литературы МОУгимназии №2
Шимарова Валентина Анатольевна
Одной из форм работы, повышающей эффективность урока при
изучении орфографии, является составление и применение алгоритма.
Пользуясь им, учащиеся быстро и безошибочно выполняют тренировочные
упражнения. Алгоритм помогает развить у детей навыки логического
мышления, формировать умение правильно действовать в случаях, когда
возникают затруднения, обучает мыслительным операциям, которые
необходимо совершить для усвоения правила правописания. Мы , что
замечаем, что слабые учащиеся, не знающие, как писать слово с той или иной
орфограммой, с какой стороны к нему подступиться, как с ним работать,
пишут его просто наобум. Поэтому спасительную помощь алгоритм
оказывает прежде всего слабым учащимся. Они знают, с чего начать работу,
как идти дальше.
Имея алгоритм, можно при выполнении домашнего задания
отказаться от помощи родителей, а это вселяет в школьника веру в себя, в
свои способности. Таким образом, ребята имеют возможность не утонуть
в пучине орфографических правил, а почувствовать себя на подъеме,
активно мыслить. Формирование орфографической и пунктуационной
грамотности учащихся одна из основных задач каждого учителя
русского языка.
Анализ теоретических исследований и практического опыта
показал, что на этапе обобщающего повторения имеются пока мало
используемые возможности для создания такой системы, в которой можно
наглядно показать логические связи между явлениями языка, преодолеть
односторонность их освещения и реализовать условия для восприятия
учащимися грамматических фактов в их естественном единстве.
Проблема может быть решена путем использования
программированного обучения, компонентами которого являются
таблицы, схемы, алгоритмы, в своей основе имеющие строгую
регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и
способов действий к отдельным элементам и предписаниям,
указывающим, что и в какой последовательности следует выполнить,
чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику,
может ею пользоваться. Использование алгоритмов, схемкарт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс
обучения.
Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения
связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности
учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленского и
Л.Н.Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов любого характера,
а в особенности обобщающего, не только способствуют целенаправленному
управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми
категориями, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения.
Метод программированного обучения как система методических средств
выдвигает в качестве основных направлений работы следующее:
1)
2)
3)
подготовка языкового материала,
приемы обучения,
организация учебной деятельности.
Известно, что практическое владение языком предполагает
усвоение системы лингвистических знаний и умений. Неусвоение хотя бы
одного элемента сложного языкового механизма приводит к раскладу и
тормозит речевое развитие школьников. Если на уроках русского языка
последовательно, систематично и целенаправленно применять технологию
программированного обучения, то происходит организация умственной
работы учащихся, формируется сильная мотивация к обучению, высокая
речевая культура и грамотная письменная речь, совершенствуются знания
о языке.
Обобщаюшие схемы, таблицы, алгоритмы на уроках русского языка
играют большую роль в обучении языку. В основе каждой схемы,
таблицы, алгоритма лежит прием сравнения, сопоставления и
установления отношений сходства и различия между фактами и
явлениями языка.
В школьной практике ученый психолог М.Н Шардаков выделил два
вида сравнения: «…последовательное сравнение, когда вновь изучаемые
материалы сравниваются с раннее изученным» и « сравнение в виде
противопоставления изучении двух объектов или явлений».
Приём последовательного сравнения мы используем при составлении с
учениками таблиц, схем, алгоритмов обобщающего характера при
изучении следующих тем:
1.Значение и грамматические признаки частей речи.
2. Способы образования частей речи. 3.Правописание не и ни с различными частями речи.
4.Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и
наречий.
5.оеё после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях различных
частей речи.
6.Правописание приставок (традиционное написание приставок,
правописание приставок на –з и с, правописание приставок пре , при
)
7.Правописание безударной гласной в корне слова.
8.Постановка тире в простом предложении (между подлежащим и
сказуемым ), в неполном предложении, в БСП, при прямой речи и
диалоге (и другие случаи).
Ценность этого вида сравнения состоит в том, что новые знания,
благодаря сравнению, усваиваются учащимися по аналогии с уже
имеющимися знаниями. Так после изучения правил правописание не с
существительными (6 класс) ученики, сопоставляя записанные на доске
примеры правописания НЕ с прилагательными, по аналогии сами
составляют таблицу обобщающего характера, делая вывод о тождестве
правил.
Последовательное сравнение значительно повышает активность,
самостоятельность и интерес ребят в процессе обучения.
В 7 классе при изучении темы «Правописание не с наречиями на –о, е»
задача состоит в том, чтобы на основе последовательного сравнения
нескольких аналогичных написаний подвести их под общее правило и,
таким образом , сократить количество правил, подлежащих запоминанию.
Алгоритм в готовом виде стараюсь не давать, а составлять его вместе с
детьми, отрабатывая каждый шаг.
Покажем методику работы над алгоритмом на примере изучения
орфограммы «НЕ с разными частями речи».
В 5ый класс учащиеся приходят со знанием правописания НЕ с глаголами.
При изучении тем «Имя существительное» и «Имя прилагательное»
знакомимся с правописанием НЕ и с этими частями речи. Используя приемы
опережающего обучения (об этом речь пойдет ниже), вводим тему «Правописание НЕ с наречиями на о, е». Получаем первичный алгоритм «НЕ
с глаголами, существительными, прилагательными, наречиями на –о, е».
Он выглядит так:
1 . Смотрю, употребляется ли слово без НЕ?
если не употребляется, если употребляется, определяю
пишу слитно. часть речи
если глагол, если существительное,
пишу раздельно прилагательное, наречие на –о, е, ищу
союз а с противопоставлением
или слова усилители если они
если их нет, пишу слитно есть пишу раздельно
Хочется оговориться, что мало использую как опознавательный признак для
слитного написания наличие у слова с НЕ синонима. Это потому, что не всем
быстро и легко удается подобрать синоним, этим легко овладевают только
сильные ученики, а к некоторым словам даже им подобрать синоним довольно
трудно. Зато любой, даже самый слабый ученик увидит союз а и следующее за
ним противопоставление или слова – усилители: далеко не, вовсе не,
нисколько не и т.д. Признаемся, что термин «слова усилители» придуман
детьми. Так они сократили выражение «слова, усиливающие отрицание». В
одном из пособий увидела следующее название этих слов: «слова – магниты»
В 7м классе при изучении темы «Не с причастиями» уже смело прошу
учащихся самостоятельно составить алгоритм на это правило. Они легко с
ним справляются и составляют следующий алгоритм:
Правописание не с причастиями.
1…
2…
3.Определи, употребляется ли причастие без не
Да нет
Вывод: пиши слитно
4.Установи, есть ли противопоставление с союзом а
Нет есть
Вывод: пиши раздельно
5.Определи, есть ли при причастии зависимое слово ( причастный оборот)
Нет есть
Вывод: пиши слитно Вывод: пиши раздельно В конце изучения темы «Причастие», используя принцип опережающего
обучения, вводим в материалы для наблюдения деепричастия. Учащиеся
видят, что это особые слова, похожие на глаголы, причастия, наречия, но все
же отличаются от них. Поэтому, когда заносим в справочник обобщенный
алгоритм «НЕ с разными частями речи», в блок «Глагол» добавляем и
деепричастие. Итак, два алгоритма соединяем в один, что полезно и для
развития мышления учащихся, и их способностей видеть сходное и различное,
обобщать.
Убеждаемся, что назначение алгоритма при изучении орфографии
очевидно: не дать сбиться с пути, сделать правильный орфографический
выбор, разгрузить память. Алгоритм дает возможность работать по четко
заданной программе, приближаясь к решению орфографической задачи.
Также несомненный плюс алгоритма и в том, что он позволяет разграничить
сходные орфограммы.
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы «Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка» «Не с разными частями речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.