Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"
Оценка 4.7

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
администрации
Взрослым
18.01.2017
Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"
Модель личностно-ориентированного урока – одна из наиболее перспективных: в центре образовательного процесса находится обучающийся, что отвечает гуманизации образования. Целью личностно-ориентированного урока является создание условий для влияния образовательного процесса на развитие индивидуальных способностей ребенка. Именно об этом доклад "Методические основы построения личностно-ориентированного урока", который был представлен вниманию педагогов на педагогическим совете образовательной организации. В данном выступлении отражена структура учебного процесса личностно-ориентированного урока, даны методические рекомендации к его проектированию.Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"
Методические основы построения личностно-ориентированного урока.doc
Выступление на педагогическом совете по теме  «Методические основы построения личностно­ориентированного урока» Оренбург    Личностно­ориентированная школа – это реальность при соблюдении основных   разработанности   концептуальных   основ   технологии   личностно­ условий: ориентированного образования; наличии материальных ресурсов у школы, готовности педагога   к   профессиональному   обеспечению     личностно­ ориентированного образования. Если учитель в центр своей деятельности поставит ученика  и будет строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным. И это даст положительный ответ на вопрос: возможен ли, личностно­ориентированный урок в массовой школе. Его цель состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации   и   другие,   необходимые   для   становления   личностного   образа   и диалогического   взаимодействия   с  людьми,  природой,  культурой,  создание   условий для проявления познавательной активности учащихся. (реализации) В педагогике   и педагогической   психологии   до настоящего   момента   были предприняты различные попытки определить сущность личностно­ориентированного обучения   (Т.   И. Кулыпина,   Е. В. Бондаревская,   В. П. Сериков,   И. С. Якиманская).   «личностно­ориентированное   обучение», Достаточно  частыми  стали  понятия  «личностно­ориентированное   воспитание»,  «личностно­ориентированный   подход», «личностно­ориентированный урок»  ­ вот далеко не полный список применяемых в различных документах, печати, публичных выступлениях терминов, относящихся к понятию   «личностно   ориентированное   образование».   Общим   в   данном   подходе   к понятию   «личностно­ориентированное   образование»   является   осознание   перехода «массового к единичному».   По мнению И. С. Якиманской,   признание   ученика   главной   действующей фигурой   всего   образовательного   процесса   и есть   личностно­ориентированная педагогика.   Для   выстраивания   модели   личностно­ориентированного   обучения   она считает необходимым различать следующие понятия. Разноуровневый   подход —   ориентация   на разный   уровень   сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный   подход —   выделение   групп   детей   на основе   внешней   типу   смешанной)   дифференциации: (точнее, образовательной организации.   по знаниям,   способностям, Индивидуальный   подход — распределение   детей   по однородным   группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно­личностный   подход —   отношение   к каждому   ребёнку   как к уникальности,   несхожести,   неповторимости.   В реализации   этого   подхода,  во­ первых, работа   должна   быть   системной,   охватывающей   все   ступени   обучения. Во­ вторых, нужна   особая   образовательная   среда   в виде   учебного   плана,   организации условий   для   проявления   индивидуальной   избирательности   каждого   ученика,   её устойчивости,   без   чего   невозможно   говорить   о познавательном   стиле. В­ третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно­ориентированного образования. Проведенный   анализ   различных   подходов   к пониманию   личностно­ ориентированного   обучения   позволяет    занять   собственную   научную   позицию и под личностно­ориентированным   обучением понимать   такой   тип   образовательного процесса,   в котором   личность   ученика   и личность   учителя   выступают   как   его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира»,   при   этом   процессы   обучения   и учения   взаимно   согласовываются   с учётом механизмов   познания,   особенностей   мыслительных   и поведенческих   стратегий учащихся,   а отношения   учитель­ученик   построены   на принципах   сотрудничества и свободы выбора. В нашем  новом  понимании   модель   личностно­ориентированной   школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку    свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя,   а учитель,   обладая   разнообразным   технологическим   инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно ­ориентированный   урок   в отличие   от традиционного   в первую   очередь изменяет   тип   взаимодействия   "учитель —   ученик".   От командного   стиля   педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть   нацеленным   на результат.   Меняется   и характер   складывающихся   на уроке отношений.   Главное же   в том,   что   учитель   должен   не только   давать   знания, но и создавать   оптимальные   условия   для   развития   личности   учащихся.   В чём же различие личностно ­ ориентированного урока от традиционного? Методологические основы личностно­ориентированного урока. Традиционный урок Личностно ­ ориентированный урок 1. Обучает всех детей установленной  сумме знаний, умений и навыков 2. Определяет учебные задания, форму  работы детей и демонстрирует им образец  правильного выполнения заданий 3. Старается заинтересовать детей в том  учебном материале, который предлагает сам 4. Проводит индивидуальные занятия с  отстающими или наиболее подготовленными  детьми 1. Способствует  эффективному  накоплению каждым ребенком своего  собственного личностного опыта 2. Предлагает детям на выбор  различные учебные задания и формы работы,  поощряет ребят к самостоятельному поиску  путей решения этих заданий 3. Стремится выявить реальные  интересы детей и согласовать с ними подбор и  организацию учебного материала 4. Ведет индивидуальную работу с  каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую  5. Помогает детям самостоятельно  деятельность спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей,  подмечая и исправляя допущенные ошибки  7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми  8. Разрешает возникающие конфликты  между детьми: поощряет правых и наказывает  виноватых  6. Поощряет детей самостоятельно  оценивать результаты их работы и исправлять  допущенные ошибки  7. Учит детей самостоятельно  вырабатывать правила поведения и  контролировать их соблюдение  8. Побуждает детей обсуждать  возникающие между ними конфликтные  ситуации и самостоятельно искать пути их  разрешения  1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик. 2. Деятельность   учителя.  Организатор   учебной   деятельности,   в которой ученик,   опираясь   на совместные   наработки,   ведёт   самостоятельный   поиск. Центральная   фигура —   ученик!   Учитель же   специально   создаёт   ситуацию   успеха, сопереживает, поощряет. 3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность   идёт   не от учителя,   а от самого   ребёнка.   Используются   методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения   "учитель — ученик". Субъектно —   субъектные.   Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для   развития   личностных   возможностей   учащегося,   включая   формирование   его рефлексивного мышления и собственного мнения. При   подготовке   и проведении   личностно­ориентированного   урока   учитель должен   выделить   основополагающие   направления   своей   деятельности,   выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Методические   рекомендации   к   проектированию   личностно­ ориентированного урока. 1.   Формулировки   целей   и   задач   урока  «выяснить»,   «доказать»,   «создать условия для...», «обеспечить уровень усвоения», «исследовать» и т.д. определяют и деятельность   учителя,   и   деятельность   учащихся,   а   значит,   и   предусматривают взаимодействие и стиль их взаимоотношений. 2.   Взаимодействие   учителя   и   ученика   на   уроке   как   обмен   опытом познания, как обмен содержанием С одной стороны учитель  :   •    организует работу ученика с различной информацией; •    сам выступает носителем социокультурных образцов; •    реализует свой опыт в виде собственной позиции, суждения, оценки; • добивается   освоения   учеником   общепринятого   содержания, опираясь на субъектный опыт. С другой стороны ученик: •    имеет разрозненные представления, относящиеся к разным областям знаний; •    сравнивает   их   с   образцами   в   получаемой   им   из   разных источников информации; •    выходит на новый образовательный продукт. Третьим   компонентом   урока    ,  способствующим   созданию   среды взаимодействия учителя и ученика, являются методы и приемы обучения.  Четвертым компонентом урока    , обеспечивающим взаимодействие учителя и учащихся,   является   форма   организации   познавательной   деятельности   в   учебном процессе, способ получения знаний. 3.  Одним   их   важнейших   педагогических   становлений   индивидуальности ученика является создание на уроке ситуации выбора. Вторым   условием   создания   на   уроке   среды   взаимодействия   является   учет факторов, влияющих на состояние ученика. Факторы условно можно разделить на внутренние и внешние.  К внутренним можно отнести: •     актуальный уровень интересов и потребностей ученика, его субъективный опыт; •    качественный      состав      классного      коллектива,      место конкретного ученика в данном коллективе; •    взаимоотношения в коллективе; •    уровень профессиональной компетентности учителя.  Из внешних факторов можно выделить: •    влияние на ученика СМИ, социума; •    отношение  ученика  и   его   семьи   к  школе  в     целом  и конкретному предмету в частности. Третьим условием создания на уроке среды взаимодействия учителя и ученика является организация образовательного процесса. Субъектный опыт ученика  – это опыт его собственной жизнедеятельности, ранее приобретенные знания, умения и навыки. Учителю необходимо стимулировать желание ребенка использовать их в учебном процессе – актуализировать их. Структура учебного процесса личностно­ориентированного урока. Структура   учебного   процесса   личностно­ориентированного   урока   включает следующие этапы: 1. Организационно­мотивационный. 2. Диагностика успешности. 3. Актуализация   первичного  опыта,  осуществляемая   на  этапе  введения новой информации.       На данном этапе многие учителя используют табличку самоконтроля         знаю                   хочу узнать              умею                хочу научиться 4. Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового учебного материала. ФОРМИРУЕМЫЕ  УМЕНИЯ •      интеллектуальные   ­     умения     сравнивать, анализировать,   синтезировать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; •      познавательные ­ умения     работать     с     книгой,     проводить наблюдения, моделировать,  ставить эксперимент, строить гипотезы, объяснять явления; •      поисково­информационные     ­     умение     обращаться     со словарями, справочниками,      пользоваться      средствами массовой информации; •    практические   ­   умение   измерения,   вычисления,   пользования   приборами, решение расчетных, графических и логических задач; •    учебно­организационные       ­       умения       планировать       свою деятельность, организовывать       себя,        осуществлять самоанализ и самоконтроль 5. Актуализация   закрепляемого   опыта,   на   этапе   закрепления   знаний, умений и навыков. На данном этапе наиболее эффективны, будут  методы: ­  диалог ­ эвристическая беседа ­  «мозговой штурм» ­ творческая работа КТД ­ тренинг ­ методы стимулирования естественного саморазвития личности. 6. Оценочно ­ рефлексивный этап. Рефлексия ­ это: ­ условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел   всю   организацию   процесса   собственной   деятельности;   оценив   ее   в соответствии с выбранными им целями; ­   выявление   и   уточнение   результатов   деятельности   на   уроке;   осознание способов деятельности; ­ определение    своих    образовательных    приращений    «что узнал», «чему научился», «что умею»; планирование дальнейших действий для саморазвития.  7.   Активизация       субъектного   опыта   учащихся   на   этапе   выполнения домашнего задания. Создание   условий   эффективного   выполнения   самостоятельных   заданий самореализации личности учащегося. Главное   условие  ­ содержание заданий должно   быть         разноуровневым и представлять   учащимся   право   выбора.   Выбор   по   степени   «сложности,   по способу выполнения». Итак,   модель   личностно   ориентированного   урока   –   одна   из   наиболее перспективных: в центре образовательного процесса находится ребенок, что отвечает гуманизации   образования.  Следовательно,  современный   урок   ­   это   личностно­ ориентированный   урок,   целью   которого   является   создание   условий   для     влияния образовательного процесса на развитие индивидуальных способностей ребенка. Деятельность учителя на уроке с личностно­ориентированной направленностью Памятка Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно­символическую).   Использование проблемных творческих заданий.      Стимулирование  учеников  к выбору  и         самостоятельному  использованию  различных способов выполнения заданий. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по­другому. Отметка,   выставляемая   ученику   в   конце   урока,   должна   аргументироваться   по   ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как   следует   рационально   организовать   свою   учебную   работу   при   выполнении   домашнего задания.

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"

Доклад на тему " Методические основы построения личностно-ориентированного урока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017