Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
ДОКЛАД.docx
ДОКЛАД
«ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ? ДА!»
Составитель: старший воспитатель
Колушкина Елена Викторовна «Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю»
Конфуций
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи
окружающего мира.
Ребёнокдошкольник активно стремится узнать об
окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью,
огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная
деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным
формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они
сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия,
предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим
общительными,
видеть наших воспитанников любознательными,
самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в
окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение
ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от
технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач
ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям,
создать необходимые для этого условия.
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в
личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со
свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и
процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую
работу – это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к
самостоятельному поиску знаний, если педагог создал для этого
соответствующие условия.
Современная система образования в детском саду отходит от способа
передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от
педагога – воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в
создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и
совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов
окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у
детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи
элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус,
испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью,
стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и
координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но
спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет.
Элементарное экспериментирование доступно детям уже с раннего и
младшего возраста. Они с интересом обследуют песок и глину, познавая их
свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание
кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и
рисовать ею; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки;
пускают мыльные пузыри.
Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они
активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в
самостоятельной деятельности приобретённые навыки. В среднем возрасте
опыты детей усложняются. Дети этого возраста уже способны найти ответы
на трудные вопросы: Ка зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Где живёт воздух? Почему осенью много луж? Зачем
растение пьёт? Что ест попугайчик? Как слышит кошка? Чем она нюхает? И
т.п.
Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и
эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и
оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего
периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность
решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с
педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие
моментах.
дошкольники, значительно расширяется. Дети определяют свойства магнита,
узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и,
как записать его; знакомятся с электричеством, собирают простейшие
электрические цепи, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки».
Они так же с интересом открывают законы движения: «Почему движутся
предметы?, инерции «Монета в стакане», «Лист изпод стакана» и
пространства «Как превратить лилипутов в великанов».
Тайны земных недр и далёких планет открываются им в моделирующих
экспериментах: «Красное пятно Юпитера», «Далёкое свечение», «На орбите»,
«Затмение и корона», «Звёздные часы», «Далеко ли до Луны?», «Извержение»
(баночка и камни превращаются в вулкан), «Складки» (горы из влажной
бумаги образуются так же, как и настоящие), «Сила землетрясения» (силы
рук не хватает, чтобы разорвать сложенную в несколько раз газету).
Экспериментирование может использоваться в различных видах
организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им очень
нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои
первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием
рассказывают своим родителям об открытиях, повторяют такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их
решать.
Задача взрослых – создать доступные условия для экспериментирования
детей, должна быть оборудована минилаборатория, укомплектованная всем
необходимым:
лабораторные принадлежности: лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки,
линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, пищевые красители,
песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага,
лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл,
мел, пластмасса;
ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины;
мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной
величины, ракушки и т.д.
бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.
Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк,
сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные (дрожжи), как распускаются
цветы… Опыты позволяют узнать многое и о человеке: «Проверим слух»,
«Гибкая косточка», «Стук сердца», «Цвет кожи», «Почему человек храпит?»
и др.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и
развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной
деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,
отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинноследственную
связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных
поисковопознавательных
опытно
экспериментальных действий формирует основы логического мышления,
знаний детей,
становление обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития
дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только
интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в
коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,
определять причины неудачи опытно
доказывать ее правоту,
экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
В работе по организации опытноэкспериментальной деятельности
дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и
методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также
характером воспитательнообразовательных задач. Необходимо помнить, что
у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре,
изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление
впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с
собой.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует
рассматривать как стиль жизни современного человека. Приобретённый в
дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности
помогает успешно развивать творческие способности ребёнка, а в дальнейшем
– в школьные годы. Список литературы:
1. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования / Л.В.
Рыжова. – СПб.: Издательствопресс, 2017. – 208 с.
2. Силина, Е.Н. Организация исследовательской деятельности детей в
дошкольных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С.
939942. – URL https://moluch.ru/archive/132/37099/ (дата обращения:
01.05.2018).
3. Коньшина, Н.Р. Организация познавательноисследовательской
деятельности с детьми дошкольного возраста // Совушка. – 2018. –
№1(11). – С. 170178. – URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата
обращения: 01.05.2018).
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Доклад на тему: "Дети экспериментируют? Да!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.