Типы неуспевающих учеников:
1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению. 2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. 3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение московской области
«профессиональный колледж «Московия»
Доклад на тему:
Диагностика и предупреждение
отставания в учебе
(из опыта работы преподавателя)
Преподаватель: __________ Костин А.В.
г. КашираТипы неуспевающих учеников:
1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие
познавательных процессов внимания, памяти, мышления,
несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с
положительным отношением к учению.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным
отношением к учению.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным
отношением к учению.
Психологические детерминанты отставания в учении
Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе,
нестабильность существующей образовательной системы).
2. Несовершенство учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие
индивидуального подхода, перегрузка обучающихся, несформированность
приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).
3. Отрицательное влияние семьи, улицы. (Во времена активной
воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она
как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать
их заново очень сложно).
Внутренними причинами неуспеваемости являются:
1. Дефекты здоровья современных обучающихся, вызванные резким
ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские
учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный имеет
серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Понятно, что
человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести
колоссальные учебные нагрузки.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие. К внутренним причинам
также следует отнести низкое развитие интеллекта,.
3. Отсутствие мотивации к учению. К внутренним причинам следует отнести
проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно
сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную
значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
.4. Слабое развитие волевой организации ученика.Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд
причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это
кажется на первый взгляд.
Диагностика и коррекция отставаний в учении
1. Педагогическая (психологическая профилактика поиски оптимальных
педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм
обучения, новых педагогических технологий.
2. Педагогическая (психологическая) диагностика систематический
контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая (психологическая) терапия меры по устранению
отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На
Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в
них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых
и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя,
посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще
всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись
индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и
работу с семьей школьника.
Кому какая помощь нужна.
Одна из наиболее распространенных мер преодоления
неуспеваемости это организация дополнительных занятий с отстающими во
внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо
оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко
учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй групп. И тем и
другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам
нужна разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы
в какойто степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся.
Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда
добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не
успевают они совсем по другой причине, а следовательно, нуждаются в
другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков учитель
оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих
быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы,
но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечидополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает
внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше
примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления
неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только
в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не
дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших
неуспеваемость.
Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе
неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи
как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.