Доклад на тему: "Диагностика и предупреждение отставания в учебе".

  • Педсоветы
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Типы неуспевающих учеников: 1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению. 2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. 3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Иконка файла материала доклад Диагностика - на педсовете.docx
Государственное автономное профессиональное     образовательное учреждение московской области         «профессиональный колледж «Московия» Доклад на тему:  Диагностика и предупреждение отставания в учебе                               (из опыта работы преподавателя) Преподаватель: __________ Костин А.В.   г. КашираТипы неуспевающих учеников: 1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие  познавательных процессов ­ внимания, памяти, мышления,  несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с  положительным отношением к учению.                                                                    2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным  отношением к учению.                                                                                                3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным  отношением к учению. Психологические детерминанты отставания в учении Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:                                         1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе,  нестабильность существующей образовательной системы).          2. Несовершенство учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие  индивидуального подхода, перегрузка обучающихся, несформированность  приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).                                    3. Отрицательное влияние семьи, улицы. (Во времена активной  воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она  как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать  их заново очень сложно). Внутренними  причинами неуспеваемости являются: 1. Дефекты здоровья современных обучающихся, вызванные резким  ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские  учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный  имеет  серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Понятно, что  человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести  колоссальные учебные нагрузки. 2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.  К внутренним причинам  также следует отнести низкое развитие интеллекта,. 3. Отсутствие мотивации к учению.  К внутренним причинам следует отнести  проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно  сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную  значимости и  не стремится быть успешным в учебной деятельности. .4. Слабое развитие волевой организации ученика.Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд  причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это  кажется на первый взгляд. Диагностика и коррекция отставаний в учении 1. Педагогическая (психологическая профилактика ­ поиски оптимальных  педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм  обучения, новых педагогических технологий. 2. Педагогическая (психологическая) диагностика ­ систематический  контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. 3. Педагогическая (психологическая) терапия ­ меры по устранению  отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На  Западе ­ группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в  них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя,  посещение занятий обязательно. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще  всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись  индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и  работу с семьей школьника. Кому какая помощь нужна.                     Одна из наиболее распространенных мер преодоления  неуспеваемости ­ это организация дополнительных занятий с отстающими во  внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо  оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко  учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй групп. И тем и  другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам  нужна разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой­то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся.  Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда  добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не  успевают они совсем по другой причине, а следовательно, нуждаются в  другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков учитель  оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих  быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы,  но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечидополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает  внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше  примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления  неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не  дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших  неуспеваемость.                     Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе  неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи ­ как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.