Доклад на тему "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся".

  • Педсоветы
  • doc
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на тему "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" - этот материал приготовлен для выступления на педсовете.Учитель рассказывает о том, как добиться выполнений уч-ся домашних заданий,Проводит психологическую игру, разбив коллектив на микрогруппы для участия.документ
Иконка файла материала выступление на педсовете.doc
Тема: Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений Педсовет (07.11.2017 г.) и предупреждение перегрузки учащихся. (слайд 1) «Нам учитель задает с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет».  А ведь недалека от истины эта шутливая песенка, когда утверждает приоритет домашних заданий. (слайд 2)    Как часто вечером накануне нового учебного дня в семьях можно услышать вопрос: «Ты уже  сделал уроки?» Не удивительно, что проблема домашней работы учащихся волнует учителей  и  родителей. Нередко домашнее задание становится темой родительского собрания, причиной  визита родителей в школу.           Некоторые педагоги считают, что домашние задания нужно вообще отменить. Другие –  наоборот считают, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность  своего предмета.  Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно? Да, к сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объемом домашнего задания наказывают учеников: плохо работали на уроке – вот вам вместо одного­двух – пять­ шесть   упражнений.   Часто   задаем   параграфы,   странички,   упражнения,   будучи   глубоко уверенными, что для домашнего задания поговорка   «Повторенье – мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща.   Такой   подход   к   домашнему   заданию   вреден.   Он   приводит   к   перегрузке обучающихся,   к   потере   интереса   к   учебной   работе,   а,   следовательно,   и     к   внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу.  Такой подход к домашнему заданию столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе, а следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу. Однако   продуманное,   взвешенное,   интересное   домашнее   задание   способно   творить   просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. Итак, от домашнего задания отказываться все же не следует. Его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, и все его положительные стороны не замедлят проявить себя.  Например, (слайд 3) такие:  во­первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала; во­вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по­своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;   в­третьих,  сделать   последующий   урок,   на   котором   оно   будет   выслушано   и   проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее;  в­четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;  в­пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания;  в­шестых, может помочь в сплочении классного коллектива;  в­седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика. На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом? Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют.(слайд  4) Создать необходимые  для этого условия,  мотивировать  отношение  школьников к домашней работе – вот  главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду? Давая задание на дом, прежде всего,  следует убедиться, что все обучающиеся поняли задание.  Ведь дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнить формулировку задания.  Иногда бывает достаточно, если один из учеников повторит формулировку домашнего задания.  Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения задания. Речь идет не  только о содержании, но и о методах выполнения задания. В начальных классах обязательно  нужно проверить запись задания в дневнике.        На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создаются  основные предпосылки для развития индивидуальности личности. Следует ли из этого, что  домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех? Во многих случаях – да.  Если домашнее задание используется для применения полученных знаний, при написании  домашних сочинений, заучивании наизусть стихотворений и т.д. В другой ситуации уместным  будет дифференцированное домашнее задание. Мы уже выяснили: для школьников, которые уже овладели навыками выполнения определенных знаний, повторное выполнение таких же заданий – требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего  задания и посоветовать  им  поработать над заданием повышенной трудности. Именно домашнее  задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности  обучающихся. Итак, при подготовке домашнего задания необходимо выяснить, требует ли оно  участия всех обучающихся. Если нет – уместно дифференцировать задания.       Выбор оптимального объема задания является важной педагогической задачей  и в то же  время нелегкой проблемой. Время подготовки обязательного домашнего задания в начальной  школе не должно превышать 45 минут в день.  Перед учителем всегда стоит проблема  ограничения объема домашнего задания, так как перегрузки обучающихся могут нанести ущерб  здоровью детей. У нас в младших классах эта проблема решается проще: большинство уроков  ведет один учитель и ему легче ориентироваться в объемах домашних заданий по различным  предметам. Итак. Учителю необходимо тщательно продумывать объем домашнего задания. (слайд 5) Так, время подготовки обязательного домашнего задания: в 1 классе – не более 1 часа во 2 полугодии; во 2 классе – до 1,5 часов; в 3–4 классах – до 2 часов; При этом должны быть предусмотрены дни, свободные от домашних заданий, как правило, конец недели.  Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания?    Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом  проверить и оценить. Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки являются  факторами, мотивирующими и мобилизующими силы и способности школьников. Если вы  отказываетесь от контроля домашнего задания или относитесь к нему недостаточно серьезно, вы  разочаровываете тем самым ученика, поскольку игнорируете его работу, его достижения. К  сожалению, мы можем наблюдать такую картину в средних и старших классах. У нас, в  начальной школе, дело обстоит несколько иначе. Здесь осуществляется проверка каждой и  классной, и домашней работы. Дети с самого 1 класса к этому привыкают и никогда не  сомневаются, обязательно ли они должны выполнить домашнее задание.      Формы контроля могут быть самыми различными: ­ контроль письменных заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке:  формально – у всех, контроль содержания –  у отдельных обучающихся;­ контроль устных домашних заданий у отдельных обучающихся в то время, как все остальные  обсуждают и дополняют ответы товарищей; ­ внеурочная проверка учителем тетрадей; ­ непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если  предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания; ­ взаимный контроль обучающихся при обмене тетрадями; ­ самоконтроль обучающихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске; ­ контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.     Какую форму контроля выбрать, зависит, с донной стороны, от содержания, вида и цели  домашнего задания и, с другой – отношения к домашнему заданию обучающихся.  Правильное  поставленное и оцененное задание – основа для поисков резервов в собственном уроке.  Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки в выборе методики, сигнализируют о быстром продвижении обучающихся и т.д.         Очень нравятся детям творческие домашние задания. Конечно, не на каждом уроке и не по  каждой теме мы можем задавать такие задания. Но и игнорировать их нельзя. Наиболее  распространены такие виды творческих домашних заданий, как написание собственной сказки,  рассказа, увлекательной истории. Здесь же рядом находится и работа над различными  проектами.       Можно детям задавать разгадывать кроссворды. Особенно они эффективны при повторении и обобщении изученной темы, раздела, произведения.     Каждый учитель, работая творчески, может каждое домашнее задание сделать интересным,  нужным и самое главное – полезным.    (слайд 6) В. А. Сухомлинский, например, в своей книге «Сердце отдаю детям» так писал об этом: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, ...наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».    Какая помощь может и должна быть оказана?  За выполнение своего домашнего задания  отвечает в первую очередь сам школьник. Из этого основного положения исходить учитель в  совместной работе с родителями. Некоторые дети полагаются на помощь родителей, и нередко  такая помощь заходит слишком далеко. Дома школьник должен приучаться самостоятельно  начинать и выполнять по собственному плану домашнюю работу. Не обязательно и даже  бессмысленно указывать детям, в каком порядке они должны выполнять задания. Помощь,  которая при этом требуется, заключается, прежде всего,  в укреплении и развитии их  самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Подсказка, выполнение части  письменной работы родителями не принесет желаемого эффекта. Если ученик спрашивает о  правописании какого­либо слова, следует направить его к орфографическому словарю. Нужно  советовать   детям  использовать рекомендации учебника по решению различных типов задач.  Итак, помощь родителей должна заключаться в том, чтобы приучить школьника к правильному  самостоятельному использованию вспомогательных материалов.   Представьте, что вы родители Задание № 1 (для первой микрогруппы) (слайд7) Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое­как,  ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго­настрого наказала: без нас  уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при  необходимости подсказываю или заставляю переделывать. Вопросы:   Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание? Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте,  а потом в тетради? Задание № 2 (для второй микрогруппы)(слайд 8) Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не  заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои  учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка  – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе Вопросы:   Как вы оцениваете поведение родителей?  Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?  Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия? Задание № 3 (для третьей микрогруппы) (слайд9) Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж,  потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома,  приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь  была сыну очень нужна. Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее  отчаяние. ­ Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось. Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше  написанный значок и показываю его Юре. ­ Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как  правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и  другие сможешь написать так же  хорошо.  Вопросы:   Правильно ли поступила мама Юры?   Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?   (слайд 7) Еще раз о домашнем задании. 1. Зачем я задаю домашнее задание своим ученика? 2. Советы учителю (слайд10) 3.   Домашнее   задание   должно   быть   «в   удовольствие»,   тогда   оно   вызовет   интерес   у учащегося.   На дом задается только то, что надо   закрепить, и не должно вызвать затруднения у ученика.   Стараюсь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества.  Никогда не позволяю себе дать д/з без комментария: для чего оно? Как лучше сделать?  Домашнее задание должно быть по силе любому ученику. 4. 5. 6. 7. Если сделает сверх нормы, поставлю оценку в журнал. 8. Я всегда записываю д/з на доске. 9. 10. Кто сделал д/з оценю, напишу его ошибки, а кто не сделал – это на его совести. 11.  Планирую д/з так, чтобы оно было связано с темой следующего урока.  Если я задала д/з, то я его обязательно проверю, сделаю соответствующие выводы.          12.Когда задаю д/з, считаю сколько времени затратит на него ученик, будет ли от этого польза?  Источники материалов: электронное   пособие   «Тематические   педсоветы»   серии   «Административное   управление образовательным учреждением», издательство «Учитель» электронное   пособие   «Тематические   педсоветы»   серии   «Здоровьесберегающие   технологии учебного процесса», издательство «Учитель» Литература:  Фещенко Т.С. «Современный педсовет: руководство к действию», УЦ «Перспектива»,М.2010Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе», М.2008

Посмотрите также