Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Оценка 4.8
Книги
doc
религиоведение +2
Взрослым
12.03.2017
Автор статьи размышляет о проблеме отсутствия святоотеческой литературы в библиотеках образовательных учреждений и духовно-нравственное воспитание детей и юношества средствами православноориентированных произведений является одной из нерешенных проблем в нашей стране,о необходимости перекинуть мостик от русской классики к религиозной литературе. Например, невозможно читать произведения Достоевского, Гоголя, Толстого и ничего не знать об Оптиной пустыни и Оптинских старцах.
Автор отмечает, что в библиотечной педагогике сложилась целая система работы по возрождению традиционных форм воспитания. Продумать массовые мероприятия на весь учебный год для всех параллелей библиотекарям помогает Годовой календарный круг.
ДНВ в процессе библиотечного обслуживания.doc
Духовнонравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания
Огромный потенциал духовного возрождения России заложен в национальнорелигиозных
ценностях, которые несет в себе религиозная литература. Старец Макарий Оптинский
писал: »Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению,
питает душу так, как физическая пища питает тело». Сам Иисус Христос читал библейские
книги.
Несмотря на то, что современные образовательные программы предполагают знакомство с
некоторыми жанрами религиозной литературы, специалисты библиотечного дела считают,
что проблема духовнонравственного воспитания детей и юношества средствами
православноориентированных произведений является одной из нерешенных проблем не
только в нашей республике, но и в нашей стране. Во многом это обусловлено отсутствием
соответствующей литературы в фондах библиотек образовательных учреждений.
Рекомендации в помощь продуманному созданию фондов литературы православной
направленности уже появляются, есть детально разработанная типовидная структура
православных изданий.
Одной из конкретных форм поддержки духовнонравственного образования в школе
должно стать обеспечение доступности главных священных книг, и прежде всего, Библии.
Как отметил митрополит Ювеналий: «Для человека, не знакомого с Библией, не только
останутся непонятными шедевры отечественной литературы, принадлежащие перу
Пушкина и Достоевского, Ахматовой и Пастернака, но и будут полностью закрытыми для
осмысления картины Рембрандта и Тициана, музыка Баха и Генделя. Подобных примеров
можно привести множество, но суть будет одна: европейская и, как часть ее, российская
культура являются христианскими по духу и содержанию».
Сложность содержания священных книг требует наличия в библиотечных фондах и
аналогичной доступности квалифицированных комментариев к ним. Так думается будет
интересен компактдиск «Иллюстрированная Библейская энциклопедия», Библия от «А»
до «Я», на котором представлено более 5000 статей (книги, города, герои), а также более
пятисот иллюстраций.
Истинное толкование Слова Божия оставили многие святые: Ефрем Сирин, авва Дорофей,
Иоанн Лествичник. Именно из святоотеческих творений многие поколения православных россиян черпали для себя правила духовной жизни, учились понимать затаенные в человеке
страсти и побеждать их. Неоценимый вклад в становление образования и воспитания в
России внесли и русские святые, среди которых святители Тихон Задонский, Филарет
Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и Глинские старцы.
Велико значение в духовнонравственном воспитании произведения житийной литературы.
Любое древнерусское житие святого несет в себе назидательность. Оно призвано не
развлекать, а поучать, давать людям образец для подражания. Сегодня житийная
литература представлена и в виде электронных изданий. Так компактдиск «Жития
святых» включает: Четьиминеи св. Димитрия Ростовского; Собрание житий святых;
Жития новомучеников Российских, прославленных на Архиерейском соборе 2000года и
другие.
Обратившись к житийной литературе и наследию великих русских святых, библиотекарь
будет содействовать приобщению не только учащихся, но и самих педагогов к духовно
нравственному опыту предыдущих поколений, ибо святые подвижники сделали необычайно
много для созидания земной жизни. Хороший воспитательный эффект приносит
совместный с детьми поиск информации о новомучениках земли Марийской. Это
позволяет ребятам осознать, что и сегодня вокруг есть люди, стремящиеся подражать
примеру святых.
Школьная библиотека должна иметь возможность предложить и другую религиозную
литературу. По словам Н. Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей
религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какойлибо литературе
мира», поэтому достаточно только перекинуть мостик от русской классики к религиозной
литературе. Например, невозможно читать произведения Достоевского, Гоголя, Толстого
и ничего не знать об Оптиной пустыни, Оптинских старцах. Легко выстраивается
следующий план чтения:
«Братья Карамазовы» Ф.Достоевского – «Оптинские старцы» (1990) – «Преподобные
старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения» (1995) – изданные в 1994 году
отдельными книгами жития и поучения старцев Анатолия, Льва и Варсонофия.
От чтения «Лета Господня» И.Шмелева легко перейти к чтению Закона Божего,
церковным месяцесловам, книгам о московских храмах, замечательным работам И.Ильина,
которому и посвящена эта книга. Или предложить литературу, похлжую на эту книгу:
НикифоровВолгин. «Дорожный посох»; Лукашевич «Мое милое детство». Огромный интерс вызывает литература, рассказывающая о черных страницах нашей
истории. Тем, кто был потрясен «Архипелагом ГУЛАГгом»А.Солженицына , можно
предложить роман Ширяева «Неугасимая лампада», книгу «Отец Арсений». После их
прочтения у читателей остается ощущение надежды и света, к ним нельзя остаться
равнодушным. Историю государства Российского с православных позиций успешно
иллюстрируют и оживляют произведения древнерусской литературы: «Повесть временных
лет»,» Поучения Владимира Мономаха»,»Задонщина», «Слово о полку Игореве». От них
легко переходить к житиям святых.
В библиотечной педагогике сложилась целая система работы по возрождению
традиционных форм воспитания в следующих направлениях:
• Подготовка и проведение праздников Православного месяцеслова;
• Приобщение к традициям церковной культуры;
• Беседы по основам Православия.
В процессе традиционного библиотечного обслуживания это обеспечивается:
Продуманным выбором тематики массовых мероприятий ( выставок,
бесед, обзоров, утренников, вечеров, диспутов, устных журналов,
заседаний клубов и гостиных, презентаций сайтов и др.);
Включением в традиционные и инновационные формы работы аспектов,
связанных с решением проблем духовности и нравственности.
Продумать массовые мероприятия на весь учебный год для всех параллелей
библиотекарям помогает Годовой календарный круг (ГКК) – исторически сложившаяся в
Православии система жизнедеятельности, закрепленная как феномен культуры русского
народа. ГКК имеет набор обязательных событий, свою структуру и особое содержание.
Для всего народа и для каждого человека ГКК был равен астрономическому году и
обозначал всю совокупность событий, совершаемых в течение этого времени. И сегодня
ученик в школе проживает 911 таких годовых кругов.
Начало сентября, «Новолетие», с 1492года отмечалось на Руси как церковно
государственный праздник. В этот день начинался учебный год в церковноприходских
школах. Эта традиция дошла до наших дней и сегодня распространяется на все учебные
заведения. Однако в связи с переходом страны на новый календарь, церковный год ныне
начинается с 14 сентября (по новому стилю). Далее он движется от Рождества Пресвятой
Богородицы (21 сентября) к Рождеству Христову, Крещению, Сретению Господню, Пасхе
(переходящая дата), Дню Святой Троицы, Преображению Господню (19 августа). Таким образом, ГКК позволяет вспомнить всю историю мироздания от сотворения мира.
Современная школа успешно использует календарные циклы при решении задач духовно
нравственного развития личности школьника. Однако, выделяя праздники перехода от
одного цикла к другому (Масленица, Троица, СимеонЛетопроводец, Кузьминки), а также
наиболее значимые праздники каждого календарного цикла
Зима: Коляда, Рождество, Святки, Масленица;
Весна: Пасха, Красная горка, Троица;
Лето: Иван Купала, Симеон – Летопроводец;
Осень: Осенины, Покров, Кузьминки,
педагоги зачастую смешивают христианские и языческие традиции.
Планируя работу в помощь ДНВ, библиотекари могут успешно ориентироваться с
помощью ГКК в выборе тем, и дат мероприятий, разъяснять и помогать осмыслить ДН
традиции предков.
Наступление Поста может стать поводом для мероприятия, связанного с обсуждением
проблем ДН тематики. Существует 4 больших поста:
• Великий 7 недель перед Пасхой;
• Рождественский – с 27 ноября продолжительностью – 40 дней;
• Успенский – с14 по 27 августа, перед праздником Успения Божией Матери;
• Апостольский или Петров пост – начинается через неделю после Дня Святой
Троицы и длится до 12 июля, праздника святых апостолов Петра и Павла.
Среди однодневных постов следует обратить внимание на пост в среду каждой недели: он
напоминает христианам о предательстве Спасителя Иудой и может стать поводом для
интересной беседы в библиотеке.
Ряд праздников, прямо или косвенно, связан с обучением детей. Это:
• 30 сентября. День памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которые
предпочли умереть, но не изменить своим идеалам. Вера, надежда, любовь и
мудрость (София) – основные духовные качества во все времена.
• 21 ноября. Михайлов день. Считается, что Архистратиг Михаил – глава умных сил
и может помочь ученикам в укреплении умственных способностей, улучшении
памяти и результативности учебы.
• 14 декабря. День пророка Наума, называемого в народе Наум грамотник. До
революции существовала даже поговорка «Наум наставит на ум».
• 25 января. День святой Татьяны, отмечаемый ныне как День студентов. • 24 мая. День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. Отмечается как
государственный праздник День славянской письменности и культуры.
Библиотекари поддерживают стремление школьников быть активными участниками:
В подготовительном этапе: выборе темы и формы мероприятия,
поиске материалов по теме, разработке сценария, создании аудио и
видеоматериалов, творческих поделок, оформление помещения,
организации выставки;
В основном этапе: выступать с сообщениями, декламациями,
презентациями своих разработок, творческих поделок, обзорами;
В заключительном этапе:
анализировать ход прошедшего
мероприятия,
учиться
совершенствовать как подготовку и организацию мероприятия, так и
эффективность,
оценивать
его
собственное в ней участие.
Важную роль в духовнонравственном воспитании играет информационнобиблиотечная
поддержка педагогов, преподающих «Основы православной культуры». Спектр изданий в
помощь преподаванию этого предмета велик. И чем качественнее и разнообразнее будет
репертуар литературы, предложенной библиотекой преподавателю, тем больше появляется
у него возможностей влиять на нравственную позицию учеников, подбирая и предлагая
каждому школьнику индивидуальный материал.
Опыт православной педагогики, базирующейся на многовековых традициях православного
христианства, используют и преподаватели других предметов. Помочь найти современную
литературу, освещающие различные аспекты православной педагогики и их использование
в образовательных учреждениях, также возможная задача библиотекарей.
Требуется помощь библиотекаря и преподавателямпредметникам, нуждающимся в опоре
при столкновениях с вопросами религиозной тематики внутри своего курса. С помощью
рекомендательного указателя библиотекари могут подобрать и предложить педагогам
литературу, базирующейся на православной основе, по общественным дисциплинам:
истории, географии, МХК, граждановедению.
Опыт ряда школьных библиотек нашего города говорит о больших возможностях в поиске,
подборе информации для проектов и презентаций духовнонравственной тематики, в том
числе связанных с Основами православной культуры. Следует отметить возможности Православного Интернета, представляющего огромные возможности для изучения
святоотеческого наследия.
Библиотекари предлагают читателям поработать с православноориентированными
сайтами, используя готовые списки таких сайтов. Особое место среди подобных
материалов занимает православная пресса, достаточно часто представляющая не только
свежие номера изданий, но возможность пользоваться архивами прошлых лет.
Массовая работа библиотек в помощь изучению православной культуры и активному
освоению духовных и нравственных ценностей стала более привлекательной, так как
позволяет параллельно знакомить и учить читателей использовать нетрадиционные
носители информации, новейшие технические средства.
Важно, чтобы в библиотеке были оформлены постояннодействующие книжные выставки,
где может быть представлена литература по разным темам: по организации и проведению
православных праздников, воспитание на святоотеческих традициях, семейное чтение. Это
могут быть сборники учебнометодических материалов, включающих разработки уроков,
дидактические материалы в помощь учителю, иллюстрации, праздничные сценарии, как на
традиционных, так и на электронных носителях. Такие выставки станут верным
помощником преподавателям предмета Основы Православной Культуры, педагогам,
занимающимся духовнонравственным воспитанием детей. Она также будет полезна всем
желающим приобщиться к Православной Культуре.
Библиотечная деятельность в сфере духовнонравственного воспитания школьников
только разворачивается, впереди – работа по ее проектированию, в осуществлении
которого значительную роль призваны сыграть как сами библиотекари, так и передовые
силы педагогической общественности.
А перед школьным библиотекарем, выбравшим в качестве ведущего направления
деятельности содействие духовнонравственному воспитанию своих читателей, стоит
проблема выбора «своих» тем, форм, методов работы.
В своих ответах дети на вопросы: Зачем они идут в библиотеку – чаще всего
отвечают – там не ругают. как дома, там не ставят оценки, как на уроке, там – хорошо.
И больше всего ребята любят «застрять»
в библиотеке, чтобы позволить
необъяснимой и бесспорной энергии книг зарядить аккумуляторы любознательной души. В
таких библиотеках работают библиотекари, которых Д.С. Лихачев назвал «последними
святыми» ещё в середине 90х. Обращаясь к библиотекарям, он сказал: «Вы главные лица в государстве, потому
что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть
подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы.
Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари».
Мир и простая доброта сердца библиотекаря открывают в наших детях свет, и наша
культура держится на плечах этих подвижников.
Именно вы, уважаемые библиотекари, на своих рабочих местах создаете настоящие
храмы для читающей души ребенка. Но без своего главного инструмента в работе –
хорошего библиотечного фонда – сделать это сегодня очень трудно. А хорошая
художественная литература, по словам Фазиля Искандера, –это «вечный комментарий к
Евангелию».
Сегодня каждому конкретному библиотекарюпедагогу остается только почувствовать
себя активной частичкой своей страны, несущей ответственность за ее настоящее, и
могущей влиять на ее будущее, причем влиять как педагогбиблиотекарь, человек,
участвующий в воспитательном процессе. И начинать придется с себя, ибо только
« воспитывая себя, человек одновременно воспитывает и других». Будем же
требовательны к себе и постараемся найти «золотую середину» в воплощении наших
планов в реальную жизнь.
Будем помнить: помогая духовному и нравственному воспитанию будущего поколения,
спасая души детей – спасаем и свои.
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе библиотечного обслуживания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.