Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
18.12.2018
Успешность самообучения студента в квазипрофессиональной деятельности в решающей степени определяется ранее достигнутым уровнем самообучения. Если студент на этом этапе выходит на уровень творческой самообучающей деятельности, то результатом квазипрофессиональной деятельности является его готовность к выходу за ее пределы, в сферу учебно-профессиональной, а затем и профессиональной деятельности – к профессиональному становлению и самосовершенствованию.
фонд доклад.docx
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Доклад на тему:
«Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по
психологии».
Боярко Татьяна Николаевна Купино
2018
В современной системе профессионального образования в качестве
приоритетного направления рекомендован компетентностный подход к
Контекстное обучение
подготовке будущего специалистамедика.
предполагает освоение профессиональных умений в различных видах
квазипрофессиональной,
деятельности студентов: собственноучебной,
учебнопрофессиональной и собственно профессиональной деятельности, что,
предполагает «погружение в профессиональную
в свою очередь,
деятельность» через механизмы самопрограммирования и самореализации.
Одной из форм контекстного обучения является квазипрофессиональная
деятельность, в которой студенты выходят за границы «вычерпывания»
информации в рамках узкой темы занятия, а путем включения в
моделируемые ситуации решают профессиональные задачи и вопросы
социального взаимодействия.
Квазипрофессиональный опыт способствует развитию у студентов не
только познавательной активности, но и профессиональной мотивации,
обеспечивая включение профессии в качестве культурного элемента личности
студента.
Квазипрофессиональная деятельность это моделирование, создание
реальных ситуаций.
В ситуациях, моделирующих предметное и социальное
содержание будущей профессиональной деятельности,
студенты осваивают новые способы познания, обретают
квазипрофессиональный опыт.
При этом происходит
существенная трансформация их целей и мотивов,
изменяются личностные качества.
Студенты должны обладать достаточной степенью
готовности к самообучению в формах новой для них деятельности,
включающей три этапа.
деятельности. Это означает, что в ходе предшествующей
самостоятельной учебной работы им нужно развить
способность к самообучению до уровня, обеспечивающего
успешное освоение квазипрофессиональной деятельности и
выход за ее пределы.
Психологическая, теоретическая и практическая готовность
студентов к самообучению формируется в процессе
комплексной работы,
На
подготовительном этапе в условиях проблемно-
развивающего обучения студенты учатся целеполаганию,
планированию и рациональным способам самостоятельной
учебно-познавательной
умению
активизировать возникающий познавательный интерес к
изучаемой дисциплине, развивают навыки самоорганизации
и стремятся к достижению уровня обученности,
позволяющего проявлять инициативу в познании. На
интегрирующем этапе они осваивают способы самообучения
в самостоятельной индивидуальной и групповой
деятельности
профессионально
ориентированного проблемно-развивающего обучения. На
креативном этапе, в индивидуальной и коллективной
профессионально
творческой
познавательной деятельности, студенты могут выйти на
высший уровень самообучения, который характеризуется
доминированием активного познавательного интереса в
мотивационной структуре личности, самообучаемостью,
владением умениями самоорганизации и способностью
реализовывать свой творческий потенциал.
Уже на интегрирующем этапе студенты способны
осуществлять самостоятельное практическое познание в
ориентированной
условиях
в формах квазипрофессиональной деятельности. Игровая
форма занятия повышает их интерес к предметному
содержанию деятельности. В то же время развивается
профессиональная мотивация, поскольку студенты должны
выполнять ролевые функции и следовать правилам
действий, которые диктует ролевая или деловая игра.
Занимаемые студентами учебно-ролевые позиции
обусловливают возникновение учебно-ролевого интереса.
Одновременное воздействие интереса к будущей профессии,
ситуации которой моделируются в игре, и возрастающего в
ходе игры учебно-ролевого интереса приводит к более
тесному взаимодействию сформированных познавательных
мотивов и предполагаемых мотивов профессиональной
деятельности. Это способствует развитию активного
познавательного интереса.
По степени готовности к самообучению участников
обучающих игр можно разделить на две группы. В одну
входят студенты, которые на предыдущем этапе не сумели
избавиться от потребительского отношения к обучению,
организуемому преподавателем. К другой относятся
студенты, которые смогли выйти из роли потребителя
информации и привыкают занимать субъектную позицию в
образовательном процессе.
От целеприятия они переходят к собственному
целеполаганию. Это проявляется уже на этапе вовлечения
студентов в обсуждение цели предстоящей игры и
становится еще более заметным во время анализа процесса и
результатов проведенной игры.
Учитывая цели,
обозначенные преподавателем, такие студенты ставят перед
собой собственные цели, увидев в предлагаемой игре новые они
занимаются
осознают
взаимовлияние
возможности для развития своих личностных качеств и
профессиональных компетенций.
Они в состоянии
сформулировать эти цели и проанализировать, насколько
удалось их достигнуть.
Они хорошо видят свои мотивы, могут проследить их
трансформацию. Получая квазипрофессиональный опыт,
студенты
активного
познавательного интереса к изучаемой дисциплине и
интереса к будущей профессии, к процессу овладения ею. А
это означает, что мотивационный компонент самообучения
продолжает развиваться. Актуализация профессиональной
мотивации обогащает его новыми личностными смыслами.
В игре реализуется технология осуществления какой-либо
деятельности, характерной для будущей профессии. Имея
определенный алгоритм действий, студенты должны
проявить самостоятельность и творческое отношение к делу,
как осваивая новые приемы, так и совершенствуя
приобретенные ранее умения в других ситуациях. Иными
словами,
в
квазипрофессиональной деятельности. В процессе освоения
этой деятельности активные студенты переходят к
креативному этапу и достигают высшего уровня
самообучения.
Включая студентов в разрешение учебных проблемных
ситуаций, привлекая их к разработке таких ситуаций или
игр, преподаватель постепенно передает им свои функции.
Лучшие студенты самостоятельно разрабатывают ролевую
или деловую игру, готовят материал для анализа конкретной
ситуации и проводят этот анализ. Организуя игру для
самообучением сокурсников, они помогают товарищам развить способность к
самообучению и сами получают новый опыт. (Приложение 1)
Поскольку выпускникам предстоит работать в трудовом
коллективе, ведущими в контекстном обучении являются
коллективные формы организации сотрудничества субъектов
образовательного процесса. В совместной коллективной
квазипрофессиональной деятельности имеют возможность
повысить свои результаты и те студенты, которые не смогли
в должной степени освоить навыки самообучения на
подготовительном этапе.
Постоянное наблюдение за этими студентами показало, что
примерно у половины из них возникает и закрепляется
активный познавательный интерес к изучаемой дисциплине,
они охотно «играют», приобретая необходимые навыки в
предлагаемых ситуациях. Но при этом они в большинстве
своем остаются ведомыми в познании, хотя и работают на
уровне активного освоения самообучения. Их творческий
потенциал невысок. Внешние мотивы часто конкурируют с
познавательными. И лишь 15-17% от числа всех студентов
обычно выходят на уровень творческой самообучающей
деятельности.
Важно отметить, что двуплановость учебной игры (ее
направленность на достижение двух целей – игровой и
педагогической) предполагает активную рефлексию ее
участников, ускоряющую их саморазвитие. Эта рефлексия
углубляется за счет двуплановости содержания работы по
развитию способности к самообучению, что обусловлено
тесной взаимосвязью освоения квазипрофессиональной
деятельности с овладением умениями самообучения. С одной
стороны, студенты осваивают квазипрофессиональную деятельность на материале изучаемой дисциплины, а с
другой стороны, осуществляют аналитическое наблюдение
за собственными действиями.
Они тренируются в
целеполагании, планировании, реализации своих планов,
постоянно анализируя и контролируя свои действия.
Осознанное единство их внешних действий и процессов
саморазвития основано на активной рефлексии.
Приучая студентов к такому тренингу, преподаватель
постепенно и в этом плане передает им свои функции.
Видимо, в этом и заключается его сверхзадача при
организации самообучения студентов в условиях
квазипрофессиональной деятельности.
Вывод:
Таким образом, успешность самообучения студента в
квазипрофессиональной деятельности в решающей степени
определяется ранее достигнутым уровнем самообучения.
Если студент на этом этапе выходит на уровень творческой
самообучающей
результатом
квазипрофессиональной деятельности является его
готовность к выходу за ее пределы, в сферу учебно-
профессиональной,
а затем и профессиональной
деятельности – к профессиональному становлению и
самосовершенствованию.
Литература
деятельности,
то
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного
обучения. М., 2004.
2. Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие
личности будущего специалиста // Педагогика. 2003. №2. С. 4247. 3. Еремина Е.И. Развитие мотивации к самообучению у студентов //
Культура физическая и здоровье. 2014. № 4 (51). С. 4649.
Приложение 1
Практическое занятие:
«Закономерности общения с пациентами различных стационаров»
(на примере детского отделения)
Пребывание ребенка в любом лечебнопрофилактическом учреждении,
связанное с обследованием, в подавляющем большинстве случаев
воспринимается им как событие исключительное.
Заболевшие дети поразному переносят болезнь, но нет ни одного
ребенка, у которого бы не возникла та или иная реакция. Эта реакция
достаточно сложна. Она складывается из общего самочувствия, местных
болезненных ощущений, самонаблюдения, представлений о своей болезни.
На нее влияют отношения в семье, отношение к ребенку до и во время
болезни.
В некоторых случаях болезнь и необходимые лечебные и
диагностические процедуры могут стать причиной серьезных переживаний,
приводящих к развитию невротических расстройств.
Решение ситуационных задач – это мини деловая игра, которая
обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации
участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и
качественному усвоению материала.
Для успешного решения задач вспомните этапы терапевтической
игры. 1.Создайте атмосферу доверия ребенка и его семьи к лечебному
учреждению, поощряйте поведение ребенка, рассказывайте о предстоящих
вмешательствах на языке, понятном ребенку, можно дать ребенку простые
медицинские инструменты и предложить поиграть в больного и врача.
2.Сообщите необходимую информацию о предстоящей процедуре,
объясните ребенку и родителям, что от них требуется. Необходимо
рассказать ребенку, что он увидит и почувствует в ходе процедуры.
Проиграйте с ребенком ход процедуры, во время игры убедите ребенка, что
вы будете рядом и поддержите его.
3.В том случае, если во время процедуры планируется присутствие
родителей, необходимо обучить их правильному поведению и общению с
ребенком во время медицинских манипуляций.
Уважаемый студент!
Вашему вниманию предложена ситуационная задача, для решения
которой понадобятся знания не только анатомофизиологических
особенностей детей различных возрастных групп, но и возрастной психологии
детей.
Задача:
Ксюше П. 4 х лет назначено биохимическое исследование крови.
У девочки стойкая боязнь назначенных процедур, особенно негативное
отношение к инъекциям.
Задание:
Окажите психологическую помощь пациенту и его окружению,
используя средства общения в психотерапевтических целях, для проведения
назначенного диагностического вмешательства.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач,
а также для своего профессионального и личностного развития.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и
его окружению.
ОПОР. Соблюдать этикодеонтологические нормы и правила общения с
пациентом и его окружением
Умение: использовать средства общения в психотерапевтических целях
Да Нет
Критерии оценки
№
П/
П
1 Создана атмосфера доверия
ребенка и его семьи к лечебному
учреждению
2 Дана необходимая информация о
предстоящей процедуре
3 Разъяснено ребенку, что от него
требуется.
Средства общения выбраны
правильно
4 Родители обучены, правильному
поведению и общению с ребенком
во время медицинских манипуля
ций.
5 Соблюдены этико
деонтологические нормы и правила
общения с пациентом и его
окружением
Система оценивания:
Применяется дихотомическая система
оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за
неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю)
выставляется 0 баллов.
1. Оценка «5» проставляется за 5 правильных ответа
2. Оценка «4» проставляется за 4 правильных ответа
3. Оценка «3» проставляется за 3 правильных ответа
4. Оценка «2» проставляется за отсутствие верных ответов
Условия выполнения задания учебная аудитория: кабинет Психологии
общения
Максимальное время выполнения задания 10 мин
Разработчик: Боярко Т.Н.
Эталон ответа:
Возраст 36 лет
Подготовку к процедуре начинают за 2—4 ч, так как дети в этом
возрасте боятся телесных повреждений. В ходе терапевтической игры ребенка
готовят к вмешательству, ему дают возможность поиграть с инструментами.
Необходимо спокойно и доступно ответить на все вопросы ребенка о
предстоящей процедуре.
Во время процедуры следует удовлетворять потребности ребенка
(создать атмосферу доверия, предложить ребенку выразить свои чувства,
эмоции, рассказать о фантазиях и страхах, связанных с процедурой, по
возможности применять обезболивание).
После процедуры следует обеспечить общение с родителями или
побыть рядом с ребенком, отвлечь интересным занятием, пока он не
почувствует себя комфортно.
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Доклад на тему: «Формирование фонда задач квазипрофессиональной направленности по психологии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.