Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"
Оценка 5

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
29.01.2017
Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"
Доклад раскрывает вопросы формирования навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья как средства дальнейшей социализации. Предназначен для учителей и воспитателей коррекционных школ восьмого вида. В докладе рассматривается что такое коммуникативная компетентность, даны рекомендации по направлению: овладение навыками компетенции.
Доклад на тему Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ..docx
МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа – интернат»               Доклад на тему:  «Формирование коммуникативных  навыков у учащихся с ОВЗ».                                                                        Выполнила: Скобелева О.В. Тема: «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с  ограниченными возможностями здоровья, как средство дальнейшей  социализации».   Слайд 2     Коммуникация ­ это такое социальное взаимодействие, при котором  происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных  средств.   Слайд 3 Общение «передача информации от человека к человеку», сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми  (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум  три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию  (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание  партнера) Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в  разнообразные типы социальных сообществ путём усвоения элементов  культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются  социально значимые черты личности.   Слайд 4 Коммуникативная компетентность – это индивидуальная способность  человека организовать свою деятельность по общению в её продуктивных и  рецептивных видах, используя языковые и иные средства в соответствии с  конкретной ситуацией общения.   Слайд 5 Значение коммуникативной компетенции для школьников Во – первых, она  влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется  отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный  ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже  имеющихСЯ знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный  негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную  деятельность.   Слайд 6   Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс  адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в  классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками,  то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение  контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение не  принято стих, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы  поведения.   Слайд 7   В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в  образовательном процессе не только как условие сегодняшней  эффективности, НО и благополучия его будущей жизни.   Слайд 8   Коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок.  Приветствие. Для приветствия существуют специальные слова и жесты,  которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя  узнал, я готов к контакту и хорошо к тебе отношусь – неслучайно же  формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья.  Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе  утро/день/вечер», «Привет!» ­ и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более  почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже  отвечали приветствием. Дети редко осваивают приветственные жесты (легкий  поклон, кивок головы, улыбка), сопутствующие словесному «здравствуйте»,  но хорошо, если они могут распознать эти жесты в чужом исполнении.   Слайд 9   Прощание ­ это слова и жесты, которые мы используем расставаясь, закрывая  состоявшийся кусочек общения и выражая добрые пожелания человеку и  часто – надежду на новую встречу. «До свидания», «до встречи», «пока»,  «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи» (пожелание перед  сном «спокойной ночи» ­ кстати, тоже вариант прощания, которым можно  положить конец разговорам и остаться наедине со своей подушкой). Точно  так же научите ребенка, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на  прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов –  помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.   Слайд 10   Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал  внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего­то  хочет. Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени:  «Сережа!», «Марина». Если имя неизвестно, есть варианты посложнее:  «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что­то сказать/спросить», «Могу я к  вам обратиться?» Иногда обращение организуется одними жестами: подойти  близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на  него (да, при обращении лучше смотреть на человека, хотя бы часть времени),  подергать за рукав, похлопать по руке. Еще детке нужно знать, что к друзьям  и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно,  чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются:  «Вова!» ­ «Да?/Чё?/Отстаньте». Обращение   Слайд 11 Просьба о помощи, поддержке, услуге Это важный момент. Когда у ребенка  что­то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать –  часто в надежде (или даже уверенности), что после этого рядом с ним  материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. Это  тактически и стратегически выгоднее, чем молча страдать или изображать  жертву и при этом ждать, что другой придет­ таки и поможет, оценив по  достоинству героизм усилий. «Помогите мне, пожалуйста, привязать веревку  к санкам». Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему  помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного.  Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста,  подвиньтесь», ­ тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное  ожидание, что все само устроится.   Слайд 12   Оказание помощи, поддержки, услуги Если ребенка просят о помощи, и он  эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием:  «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и  оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может  нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»   Слайд 13   Благодарность «Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с  грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно  не возникает. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и  услугу, за подарок, за новый опыт, за заботу. Ребенку можно рассказать, что  если он испытывает к кому­то теплые чувства за конкретную услугу, то это и  есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах, ведь  говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю  и делает ему приятное. Но и о формальных благодарностях забывать не стоит: ведь мы говорим «спасибо» не только по велению души, но и на автопилоте за  вполне проходные услуги, чтобы поддерживать добрые отношения с  окружающими. Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, ­ хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.   Слайд 14    Принятие благодарности Это способ обратной связи. Отвечая на  благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод  был пустячный), ­ ребенок показывает, что благодарность услышана и  принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах:  улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.   Слайд 15   Извинение. Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою  вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я  больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма  «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за  что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то  это замечательно. Если ребенок просит прощения «смеющимся ртом», то  извинением это не назовешь.   Слайд 16 Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и  можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в  следующий раз…» Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика,  он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».   Слайд 17   Отказ. Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но  освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами за гаражи», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или  «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не  поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не  раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным,  опасным или неприемлемым, ­ и никто не в силах заставить его это сделать.  Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне  это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.   Слайд 18    Требование.  Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование  отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам  еще могут отказать и мы воспримем это +/­ спокойно, а вот требование  должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные  формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно  отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!» «А ну, перестань!»  Повышенный тон, строгий голос, гневное выражение лица – все в кассу. Если  требование не исполняется, детка может пригрозить: «Я позову на помощь!»,  «Я расскажу воспитателю/учителю». И ребенок точно так же должен знать,  что если он чувствует себя в опасности, если над ним (или другом)  производится что­то неприятное –не хорошее, он имеет полное право  требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку.   Слайд 19   Слушание. Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по­ настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и  понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может  потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему  так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение,  связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия.  Для современного школьного обучения, которое строится во многом на  рассказе учителя, этот навык просто архива жен. И развить его не так уж  сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместное  выдумывание историй и диски. Слайд 20      Развернутое высказывание. Это умение ребенка изложить свои мысли и  соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», ­ этого мало.  Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и  наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и  деепричастные обороты – то честь ему и хвала. При этом ребенок должен  понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в  каких можно отделаться краткими. Умение строить развернутые предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.   Слайд 21   Вся наша работа должна быть направлена на результат, определяемый  ФГОС  по направлению «Овладение навыками коммуникации»: 1. умение решать  актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство  достижения цели (вербальную, невербальную); 2. умение начать и поддержать  разговор, задать вопрос, выразить свое намерение, просьбу, пожелания,  опасения, завершить разговор; 3. умение корректно выразить отказ и  недовольство, благодарность, сочувствие; 4. умение получать и уточнять  информацию от собеседника; 5. освоение культурных форм выражения своих  чувств;

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017