Доклад на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Пахомова В.В.
МКОУ «Лозовская СОШ»
Актуальность темы и постановка проблемы исследования.
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни представлена в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения с учётом факторов оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей среди которых:
-неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
-факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
-активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения привычек особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свобод (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).
Ребёнок
всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает,
что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и
будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний. Наиболее
эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
является направляемая и организуемая взрослыми(учителем, воспитателем,
психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной
и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая
способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной
организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной
гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не
гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием
ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и
обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения,
требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни
образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного
психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного
процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального
питания.
Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий
собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над
собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как
результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем
учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности,
среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным
воспитанием Воспитание должно обеспечить такое поведение человека,
которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном
обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике
достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги,
такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский.
В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и
психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом
отношении подрастающего поколения .Поскольку важнейшей составляющей культуры
здоровья и здорового и безопасного образа жизни являются систематические
занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются
как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических,
нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека
(В.В. Белорусов, Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает,
что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию необходимости
существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его
связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в
период обучения ребенка в школе формируются основы физического,
психического и социального здоровья детей, определяющие в последствии его
здоровый и безопасный образ жизни. В связи с этим в последнее время
наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды,
проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания
культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.
Раскрывая сущность и структуру понятия
«воспитание культуры здоровья», мы исходили из следующей семантической
последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни», «культура»,
«культура здоровья», «воспитание», «воспитание культуры здоровья», «Воспитание
культуры здорового и безопасного образа жизни».
И.Х.Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как
интегральную характеристику личности, включающей в себя здоровьесберегающие
мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни,
способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться
различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня
своего здоровья. Воспитание культуры здоровья школьника можно рассматривать как
процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности
школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его
интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на
самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного
ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня
написано много, как достаточно много и осуществлено в этой области, однако еще
имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не во всей полноте. И одним
из этих аспектов является влияние среды на формирование культуры здоровья
школьников, поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех
культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания. Исходя из
того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным
общеметодологическим понятием. Мы различаем несколько составляющих общей
культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую и
другие.
Областью экспериментальной работы является культура здоровья и
здорового безопасного образа жизни школьников, условия ее формирования.
Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые
отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания,
гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе
деятельности, умелое использование в практической деятельности. Необходимо
интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских
учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с
усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать
развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его
пределах. Речь идет о создании своеобразного здоровьетворящего воспитательного
пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при
реализации задач воспитания у школьников культуры здорового и безопасного
образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.
Как показывает анализ литературы, социализация личности – двоякий
процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия на
окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это стихийный
многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с
личностью.
Социализация протекает во взаимодействии
детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или
менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека
условия принято называть факторами, именно их под их воздействием
формируется культура здорового и безопасного образа жизни. Чёткое
распределение основных факторов социализации в три группы и характеристики их в
научно-педагогической литературе даны А.В. Мудриком.
Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну,
общество, государство, Именно они определяют то, что «дитя
человеческое» в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым
общим законам.
Вторая группа факторов социализации - мезофакторы,
включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия.
Третья группа факторов – микрофакторы, к ним относится всё то, что влияет
на конкретных людей, с ними взаимодействующих, - семья и домашний очаг,
соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные
общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.
Из мезофакторов необходимо отметить роль места проживания формирующей
личности как важнейший фактор её социализации.
В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит становление,
обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира
человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и
деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды
(как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой
личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда
является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или
сдерживающих процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием
успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание – это
педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи,
необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Характерной особенностью современной России является то, что в
социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические,
энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас
кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою
жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и
развитию. С переходом Российского государства к экономике рыночного типа
возникает необходимость подготовки личности, обладающей универсальными
знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить,
вырабатывать здоровый и безопасный образ жизни.
Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным,
насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием
комплекса педагогических средств уже в детском возрасте. Это предполагает,
прежде всего, целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения,
адекватные цели формирования конкурентоспособности и реализуемые в нем
содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т. д.
В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной
нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых
и педагогов, до сих пор нет специального исследования теории и практики
воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников, хотя
имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую
базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и
практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении
граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной
разработанностью системы здоровьесберегающей и здоровьетворящей
образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями
образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и
здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого
процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры
здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного
процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по
реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их
способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике
здоровьесберегающие и здоровьетворящие образовательные технологии.
Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
-принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка
-принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);
- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);
- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;
- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;
- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.
- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;
Необходимо
отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность,
однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет
утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для
реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности
учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное
образование и развитие.
Социально-педагогическая работа есть системная деятельность,
направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры
здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в
семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности
может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя
педагогическая диагностика, изучение и широкое использование
социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость
образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы –
психологов, социальных педагогов.
Существует несколько групп
критериев успешной социализации, позволяющих оценить
эффективность социально - педагогической деятельности
образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным
Л.Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию
школы в процессе социализации детей, следующие:
- критерии здоровья;
- критерии психологического комфорта;
- критерии обучения;
- критерии развития;
- критерии воспитания;
- критерии социальной
устойчивости.
Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно
базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может
помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога
не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций
или программ коррекции обнаруженного явления. Основным назначением
диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни,
социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его
развития системах отношений в детском обществе, в семье,
«ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы
социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого
социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических
институтов.
Современная социальная педагогика трактует социум как
совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой
происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.
В последние годы наблюдается значительное усиление внимания к проблемам семьи,
её воспитательного потенциала, поиску путей активного
сотрудничества школы и семьи. Это естественно и закономерно: семья –
наименьшая ячейка общества, в ней, как в капле воды, отражаются его
проблемы, тенденции развития. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях
города, воздействия многочисленных стрессовых факторов, рост тревоги,
агрессивности людей, подчас ломка традиционного жизненного уклада - всё
это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, культуры
здоровья, выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в
социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо
тесное сотрудничество семьи и школы.
Анализ научной литературы позволяют сделать заключение о том, что семью
необходимо педагогизировать с целью повышения её влияния на
социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в
ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье,
физическое, психическое и социальное состояние ребенка. Организовать
защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное
самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную,
физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше
или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей
жизни.
Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на --ребенка
в процессе формирования личности влияют:
природа и родной язык;
общение в семье, в школе, окружающая среда;
его деятельность;
средства массовой информации, искусство, литература;
образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в
микросреде.
Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни через социализации личности
подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного
образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания
личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.