Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.05.2019
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
Доклад на тему ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ.doc
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле
человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с
удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей,
самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и
включает человека в новые для него отношения. Игра наряду с трудом и ученьем –
один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего
существования. По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением Игра – особый вид
деятельности. Вопервых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело,
в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы
предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает
нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается,
упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической
базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Вовторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость
каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от
процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная
особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра
часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в
отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру
открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре
как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и
подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете,
перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от
производимых действий. Он играет взахлеб. Втретьих, любая игра содержит в
себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью
приобщать человека к какомуто виду деятельности, еще не освоенному
человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка:
через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени
оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать
некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой,
художественной, спортивной деятельности, для общения. Вчетвертых, в игре
минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле
для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична. Впятых, игра –
самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных,
равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все
равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в
социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении:
никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих
отметках. Игра – общение равных. Отмеченные особенности придают игре особое
педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:
игра – фактор развития ребенка;
игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой
деятельности;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение
его в ценностную палитру новых для него отношений;
игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
игра – профессиональноизящная форма социальнопсихологического тренинга;
игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни,
ставших перед ним в реальной повседневности;
игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты
проживания радости жизни;
игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между
детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе. И
так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая
игра
обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной
направленностью. На основе педагогической игры разработаны педагогические
технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.
Технология это совокупность производственных методов и процессов в
определенной отрасли производства, а также научное описание способов
производства.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную
идею и основу эффективности результатов. Причиной изобретения игровых
педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от
результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер
этой деятельности
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное
напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую или временную последовательность ее развития. В педагогической
практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это
основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от
нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально
культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных
отношений, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как
деятельности органично входит:
целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В
структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в
игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно
рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к познавательной деятельности. Реализация игровых
приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная
деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в
качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение
ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных
умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих
способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению;
психотерапия. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и
классификации педагогических игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР
По области деятельности. Физические (двигательные), интеллектуальные
(умственные), трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса. 1.обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические.
По предметной области. 1. математические, химические, биологические,
физические, экологические; 2. музыкальные, театральные, литературные; 3.
трудовые, технические, производственные; 4. физкультурные, спортивные, туристические, народные; 5. обществоведческие, управленческие, экономические,
коммерческие.
По игровой среде: различают игры 1. без предметов, с предметами; 2. настольные,
в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках; 3. компьютерные,
телевизионные, с применением ТСО, 4. технические, со средствами передвижения.
По характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых
типов:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игрыдраматизации.
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Сюжетные это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести
себя соответственно данному сюжету.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с
исполнением роли разрабатывается модельпьеса ситуации, между учащимися
распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки
играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы
перевоплощаясь в образ.
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового,
закрепления материала , развития творческих способностей, формирования
общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный
материал с различных позиций.
Имитационные игры. Имитируется деятельность какой либо организации,
предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,,
конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.).
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание
структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Игрыдраматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже
социальнопсихологический, в котором отрабатывается умение чувствовать
ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение
войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария –
условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:
учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной
задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации
и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников
и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия,
обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная
информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам
за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками
игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли,
выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать
регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права
вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия
участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации
деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.
Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор
идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер,
тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне:
инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор,
рефлексирующий, программист.
Социальнопсихологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый,
независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов,
обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение
педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует
окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление
использованной имитации с соответствующей областью реального лица,
установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Технологическая схема деловой игры Этап подготовки Разработка игры
разработка сценария план деловой игры общее описание игры содержание
инструктажа
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Доклад на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.