Формирование коммуникативных УУД у младших шк.
Оценка 4.7

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.02.2019
Формирование коммуникативных УУД у младших шк.
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у мл. шк. Цель моей работы — обосновать условия развития коммуникативных универсальных учебных способностей младших школьников в игровой деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Задачи: • развитие творческих способности детей; • формирование у обучающихся коммуникативной компетентности; • расширение познавательного интереса; • обогащение детской досуговой деятельности.
особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у мл. шк..doc
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у мл. шк. Цель моей  работы — обосновать условия развития коммуникативных  универсальных учебных способностей младших школьников в игровой  деятельности.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Задачи: ∙ развитие творческих способности детей; ∙ формирование у обучающихся коммуникативной компетентности; ∙ расширение познавательного интереса; ∙ обогащение детской досуговой деятельности. Свою работа построила в трех направлениях ­ взаимодействие с детьми ­ согласованность действий с коллективом педагогов ­ сотрудничество с родителями Актуальность проблемы.          В современном обществе   увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо   усвоить   большой   объём   знаний,   уметь   самостоятельно   их   приобретать   и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда.    В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важное место занимает формирование универсальных учебных действий. Среди них особое приоритетное  место отводится коммуникативным действиям ­ формированию коммуникативных УУД, которые   обеспечивают   сотрудничество   ­   умение   слушать   и   понимать   друг   друга,   в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга.  к началу первого класса лишь 40% детей имело базисный уровень развития общения,  характеризующийся следующими компетенциями:  ­ умение устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми  (например, задавать вопросы и обращаться за поддержкой в случае затруднений); ­ умение слушать и понимать чужую речь (необязательно обращённую к ним);  ­ умение грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях  устной речи;  ­ владение элементами культуры общения (умение приветствовать, прощаться, выражать  просьбу, благодарность, извинение и др.)  ­ умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владение  элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Большинство первоклассников в начале учебного года: не владеют умением совместной  деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не  умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с  ними (по результатам занятий «Варежки», «Необитаемый остров»). Таким образом,  уровень развития коммуникативных умений у  многих из них далек от  желаемого.  Уже имеющийся положительный опыт по формированию коммуникативных умений  учеников 4 класса был продолжен с вновь пришедшими первоклассниками. Работа по  данной проблеме ведётся 5­й год. В то время  как из­за наличия разнородных групп детей  (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию  коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является  достаточно сложной. Помимо усилий педагога по формированию коммуникативных  навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у  младших школьников Поэтому в данных условиях возникла необходимость специального целенаправленного и  систематического формирования  коммуникативных  универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями  ФГОС.  к началу первого класса лишь 40% детей имело базисный уровень развития общения,  характеризующийся следующими компетенциями:  ­ умение устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми  (например, задавать вопросы и обращаться за поддержкой в случае затруднений);  ­ умение слушать и понимать чужую речь (необязательно обращённую к ним);  ­ умение грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях  устной речи;  ­ владение элементами культуры общения (умение приветствовать, прощаться, выражать  просьбу, благодарность, извинение и др.)  ­ умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владение  элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Большинство первоклассников в начале учебного года: не владеют умением совместной  деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не  умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с  ними (по результатам занятий «Варежки», «Необитаемый остров»). Таким образом,  уровень развития коммуникативных умений у  многих из них далек от  желаемого.  Уже имеющийся положительный опыт по формированию коммуникативных умений  учеников 4 класса был продолжен с вновь пришедшими первоклассниками. Работа по  данной проблеме ведётся 5­й год. В то время  как из­за наличия разнородных групп детей  (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию  коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является  достаточно сложной. Помимо усилий педагога по формированию коммуникативных  навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у  младших школьников Поэтому в данных условиях возникла необходимость специального целенаправленного и  систематического формирования  коммуникативных  универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями  ФГОС.      Так   что   же   такое   коммуникация?   В   современном   толковом   словаре   С.И.Ожегова объясняется так: «общение, передача информации от человека к человеку ­ специфическая форма   взаимодействия   людей   в   процессах   их   познавательно­трудовой   деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)» В   контексте   концепции   универсальных   учебных   действий   (УУД)   коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:  Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;  Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;  Позитивное отношение к процессу сотрудничества;  Ориентация на партнера по общению;  Умение слушать собеседника. Как   показывает   практика,   не   всегда   первоклассник   уверенно   владеет   этими компетенциями. Коммуникативные действия могут быть разделены на 3 группы:  Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);  Коммуникация   как  кооперация   (содержательное   ядро   –   согласование   усилий   по достижению общей цели);  Коммуникативно­речевые   действия,   служащие   средством   передачи   информации другим людям и становления рефлексии). Теоретическими предпосылками природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя,  А.Н. Леонтьев,  В.А. Кан­Калик, А.В. Мудрик и др.). Учебно­коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены   в   трудах   Г.В.   Бурменской,   И.В.   Дубровиной,   А.Н.   Корнева,   Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др. В   числе   способов   преодоления   разнообразных   трудностей   учения   исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались   Ш.А   .Амонашвили,   А.Г.   Асмолов,   А.В.   Мудрик,   Г.А.   Цукерман,   Д.Б. Эльконин. Теоретические  исследования  формирования коммуникативной  успешности учащихся начальной   школы   наиболее   целостно   представлены   в   концепции   Гришановой   И.А. Вклад   автора   состоит   в   разработке   и   теоретическом   обосновании   параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. В качестве параметров выступают:  Когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы;  Поведенческий – способность управлять поведением;  Эмотивный – способность владеть эмоциями. В   предлагаемой   концепции   универсальных   учебных   действий  коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем   полноценном   значении.   Другими   словами,   она   рассматривается   как  смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания   межличностных   отношений   и   др.   Поскольку   коммуникативная компетентность   имеет   исключительно   многогранный   характер,   необходимо   выделение основного   состава   коммуникативных   и   речевых   действий,   т.   е.   тех   действий,   которые имеют   наиболее   общее   значение   с   точки   зрения   достижения   целей   образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со­действие и со­трудничество  выступают   как   реальная   деятельность,   внутри   которой   совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский). В соответствии с этими положениями были выделены  три  базовых   аспекта   коммуникативной   деятельности,   а   также   необходимые характеристики   общего   уровня   развития   общения   у   детей,   поступающих   в   начальную школу. Представим далее кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов. При   поступлении   в   школу   ребенок   имеет   определенный  уровень   развития   общения.   В состав   базовых   (т.   е.   абсолютно   необходимых   для   начала   обучения   ребенка   в   школе) предпосылок входят следующие компоненты: — потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; — владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; — приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; — ориентация на партнера по общению; — умение слушать собеседника. Каковы же конкретные  возрастные особенности развития перечисленных компетенций  у детей, поступающих в школу?   В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу   дошкольного   возраста   большинство   детей   умеют   устанавливать   контакт   со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень   уверенности   и   инициативности   (например,   задают   вопросы   и   обращаются   за поддержкой   в   случае   затруднений)   (О.М.   Дьяченко,   Т.В.   Лаврентьева,   1999;   Л.Л. Коломинский,   Б.П.   Жизневский,   1989).   К   6—6,5   года   дети   должны   уметь   слушать   и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника,   взрослого.   В   общении   дошкольников   зарождается   осознание   собственной ценности и ценности других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности (М.В. Корепанова,   Е.В.   Харлампова,   2005).   Важной   характеристикой   коммуникативной готовности   6—7­летних   детей   к   школьному   обучению считается   появление   к   концу дошкольного   возраста   произвольных   форм   общения   со   взрослыми   —   это   контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно,  а опосредствованно   задачей,   а   также   кооперативно­ соревновательное   общение   со   сверстниками.   На   их   основе   у   ребенка   постепенно складывается более объективное, опосредованное отношение к себе. (Е,Е,Кравцова).   правилом   или   образцом,         Подчеркнем,   что   перечисленные   выше   компетенции   характеризуют   лишь  базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет смысл  какой­либо разговор о конкретных коммуникативных действиях. Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией   как  взаимодействием,   коммуникацией   как  сотрудничеством  и коммуникацией   как   Рассмотрим   каждую   группу коммуникативных универсальных учебных действий.  условием   интериоризации. Коммуникация   как   взаимодействие.  Первая   группа   —   коммуникативные   действия, направленные   на   учет   позиции   собеседника   либо   партнера   по   деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного   к   младшему   школьному   возрасту   является  преодоление   эгоцентрической позиции   в   межличностных   и   пространственных   отношениях.  Как   известно,   изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям —   будь   то   взрослые   или   сверстники.   Детский   эгоцентризм   коренится   в   возрастных особенностях   мышления   и   накладывает   отпечаток   на   всю   картину   мира   дошкольника, придавая ей черты характерных искажений. В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает   способность   ребенка   понимать   окружающий   мир   и   других   людей, препятствует   взаимопониманию   в   реальном   сотрудничестве   и,   кроме   того,   затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими. В 6—7­летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в   процессе   споров   и   поиска   общих   договоренностей.   В   этой   связи   следует   особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер. Однако   преодоление   эгоцентризма   не   происходит   одномоментно:   этот   процесс   имеет долговременный   характер   и   свои   сроки   применительно   к   разным   предметно­ содержательным   сферам.   От   поступающих   в   школу   детей   правомерно   ожидать,   что децентрация   затронет   по   крайней   мере   две   сферы:   понимание   пространственных отношений (например, ребенок ориентируется в отношениях правое/левое применительно не   только   к   себе,   но   и   к   другим   людям),   а   также   некоторые   аспекты   межличностных отношений   (например,   относительность   понятия   «брат»).   Таким   образом,   от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой­либо предмет или вопрос, а также ориентация на   позицию   других   людей,   отличную   от   его   собственной,   на   чем   строится  воспитание уважения к иной точке зрения. Вместе с тем было бы неверно ожидать от первоклассников более полной децентрации и объективности. На пороге школы в их сознании происходит лишь своего  рода прорыв глобального эгоцентризма, дальнейшее  преодоление  которого приходится на весь период младшего школьного возраста и, более того, даже значительную часть   следующего   —   подросткового   возраста.   По   мере   приобретения   опыта   общения (совместной   деятельности,   учебного   сотрудничества   и   дружеских   отношений)   дети научаются   весьма   успешно   не   только   учитывать,   но   и   заранее  предвидеть   разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах.   В   контексте   сравнения   они   также  учатся   обосновывать   и   доказывать собственное   мнение.   В   итоге   к   концу   начальной   школы   коммуникативные   действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более   глубокий   характер:   дети   становятся   способными   понимать   возможность   разных оснований  (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или  выборов, совершаемых людьми. Вместе   с   преодолением   эгоцентризма   дети   начинают   лучше  понимать   мысли,  чувства, стремления  и  желания   окружающих,  их   внутренний   мир   в   целом.   Названные характеристики   служат  показателями   нормативно­возрастной   формы  развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных   действий   образуют   действия,   направленные   на   кооперацию,   сотрудничество. Содержательным  ядром  этой группы коммуникативных действий является  согласование усилий  по   достижению   общей   цели,   организации   и   осуществлению   совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.   Зарождаясь   в   дошкольном   детстве,   способность   к   согласованию   усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Так, на этапе   предшкольной   подготовки   от   детей,   уже   способных   активно   участвовать   в коллективном   создании   замысла   (в   игре,   на   занятиях   конструированием   и   т.   д.), правомерно ожидать лишь простейших  форм умения договариваться  и находить общее решение.   Скорее,   здесь   может   идти   речь   об   общей   готовности   ребенка   обсуждать   и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто настаивать на своем, навязывая свое мнение или решение, либо покорно, но без внутреннего согласия подчиниться   авторитету   партнера.   Такая   готовность   является   необходимым   (хотя   и недостаточным) условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике  ситуациях  конфликта   интересов.  Между  тем  в  настоящее  время   становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко   выраженные   индивидуалистические,   «антикооперативные»   тенденции,   склонность работать,   не   обращая   внимания   на   партнера.   Это   делает   крайне   актуальной   задачу подготовки   детей   к   началу   обучения   в   школе   с   точки   зрения   предпосылок   учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы (Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова,  1999). На протяжении  младшего  школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень   высоким.   Хотя   учебная   деятельность   по   своему   характеру   (при   традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют   взаимоконтроль   и   т.   д.   В   этот   период   также   происходит   интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой   сверстников   и   умение   заводить   друзей   является   одной   из   важнейших   задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных   в   младшем   школьном   возрасте,   во   многом   зависит   благополучие личностного развития подростка. Естественно, что в условиях специально организуемого учебного   сотрудничества   формирование   коммуникативных   действий   происходит   более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.   Так,   например,   в   число  основных   составляющих   организации   совместного действия входят (В.В. Рубцов, 1998): 1.   Распределение   начальных   действий   и   операций,   заданное   предметным   условием совместной работы. 2.   Обмен   способами   действия,   заданный   необходимостью   включения   различных   для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы. 3.   Взаимопонимание,   определяющее   для   участников   характер   включения   различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие   собственного   действия   и   его   продукта   и   действия   другого   участника, включенного в деятельность).  4.   Коммуникация   (общение),   обеспечивающая   реализацию   процессов   распределения, обмена и взаимопонимания. 5.   Планирование   общих   способов   работы,   основанное   на   предвидении   и   определении участниками   адекватных   задаче   условий   протекания   деятельности   и   построения соответствующих схем (планов работы). 6.   Рефлексия,   обеспечивающая   преодоление   ограничений   собственного   действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается  отношение участника   к   собственному   действию,   благодаря   чему   обеспечивается   изменение   этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Концепция учебного сотрудничества   предполагает,   что   большая   часть   обучения   строится   как   групповое,   и именно   совместная   деятельность   обучающего   и   обучаемых   обеспечивает   усвоение обобщенных способов решения задач. Однако в рамках сложившейся системы обучения главными   показателями   нормативно­возрастной   формы   развития   коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать  умение договариваться,   находить   общее   решение.   Однако   в   рамках   сложившейся   системы обучения   главными   показателями   нормативно­возрастной   формы   развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);   умение   не   просто  высказывать,   но   и  аргументировать  свое   предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую   информацию;   способность  брать   на   себя   инициативу  в   организации совместного действия, а также  осуществлять взаимный контроль  и  взаимную помощь  по ходу выполнения задания. Коммуникация как условие интериоризации.  Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно­речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления   рефлексии.   Как   известно,   общение   рассматривается   в   качестве   одного   из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря   своей   знаковой   (вербальной)   природе   оно   изначально   генетически   связано   с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984). Ранние этапы развития ярко показывают, что детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому­то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности, общению и т. д.), одновременно   развивается   как   все   более   точное   средство  отображения  предметного содержания   и   самого  процесса   деятельности  ребенка.   Так   индивидуальное   сознание   и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его   с   другими   людьми.   В   соответствии   с   нормативной   картиной   развития   к   моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера  высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. В 6,5—7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру. Характеризуя нормативно­возрастные особенности развития коммуникативных действий, следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи,   именно   в   школьные   годы   оно   часто   тормозится,   что   в   итоге   приводит   к малоудовлетворительным результатам. Как это ни парадоксально, но одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм традиционного обучения, при котором   происходит:   1)   отрыв   речи   от   реальной   деятельности   в   ее   предметно­ преобразующей материальной или материализованной форме; 2) преждевременный отрыв речи   от   ее   исходной   коммуникативной   функции,   связанный   с   обучением   в   форме индивидуального   процесса   при   минимальном   присутствии   в   начальной   школе   учебного сотрудничества между детьми. Однако   невозможно   совершенствовать   речь   учащихся   вне   связи   с   ее   исходной коммуникативной функцией — функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному   в   общем   результате   деятельности,   особенно   на   начальном   этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст,   адекватный   для   совершенствования   способности  речевого   отображения (описания,   объяснения)  учеником  содержания  совершаемых   действий   в  форме  речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно­практической или   иной   деятельности,   —   прежде   всего   в   форме   громкой   социализированной   речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения   соответствующих   действий,   а   также   для   развития   у   учащихся   рефлексии предметного содержания  и  условий  деятельности.  Правомерно считать их  важнейшими показателями   нормативно­возрастной   формы   развития   данного   коммуникативного компонента   универсальных   учебных   действий   в   начальной   школе.   В   частности,   очень важны   такие   формы   работы,   как   организация   взаимной   проверки   заданий,   взаимные задания   групп,   учебный   конфликт,   а   также   обсуждение   участниками   способов   своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая   совместно,   учащиеся   распределяют   роли,   определяют   функции   каждого   члена группы,   планируют   деятельность.   Позже   каждый   сможет   выполнить   все   эти   операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу   класса,   например   робкие   или   слабые   ученики.   Групповая   работа   младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину   отказа);   совместная   работа   не   должна   превышать   10—15   мин,   во   избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме   этого,   нередко   требуются   специальные   усилия   педагога   по   налаживанию взаимоотношений между детьми.  Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие   формы,   например  проектные   задания,   специальные  тренинговые   занятия  по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ,   направленных   на   развитие   у   младших   школьников   и   подростков   умения общаться (М.Р. Битянова, 2002). Однако   приведенные   выше   формы   занятий   и   другие   рекомендации   могут   оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая   роль   в   этом   принадлежит   учителю,   который   сам   должен   быть   образцом   не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы  и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д. Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно­разделенной деятельности с динамикой ролей.  Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе Вид  коммуникат ивных УУД Показатели 1 класс Коммуника ция как  кооперация Отвечать на  вопросы  учителя,  товарищей  по классу.  Участвовать в диалоге на уроке и  внеурочное  время. Работать  в  паре. Уровень сформированности коммуникативных  УУД Диагностика высокий средний низкий Педагог Психоло г ­ отвечает на  все вопросы. ­ осознанно  стремится к  сотрудничест ву. ­ частично  отвечает на  вопросы. ­работает в  паре  ситуативно. Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  групповых  заданий на  уроке,  положительно е одобрение  со стороны  взрослого. Рекомендации : поддержка и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  групповых  заданий на  уроке, важно  положительно е одобрение  со стороны  взрослого. ­ не идет на  контакт  (агрессивен или  пассивен). Рекомендации: консультация  специалистов,  поощрения за  минимальный  результат,  групповые задания  с друзьями по  классу.  Наблюд ение Методи ка  «Рукави чки» Коммуника ция как  интеракция Соблюдать  простейшие  нормы  речевого  этикета:  здороваться, прощаться,  благодарить . Понимать  речевое  обращение  другого  человека. ­ тактичен,  вежлив,  соблюдает  этикет. ­ понимает  речевое  обращение  другого  человека ­ частично  соблюдает  этикет. ­ не всегда  понимает  речевое  обращение  другого  человека ­ молчалив или  агрессивен. ­ не понимает  речевое обращение  другого человека. Рекомендации :  продолжает  изучение  правил  речевого  этикета,  проведение  групповых  заданий на  уроке,  положительно е одобрение  со стороны  взрослого. Рекомендации :  изучение  правил  речевого  этикета,  проведение  групповых  заданий на  уроке,  положительно е одобрение. Рекомендации: кон сультация  специалистов,  изучение речевого  этикета и правил  позитивного  общения,  поощрения за  результат,  совместное  выполнение  заданий с друзьями  по классу.  Наблюд ение    Методи ка  «Левая  и правая стороны » Коммуника ция как  интериориза ция Слушать и  понимать  речь других. ­ слышит,  понимает и  дает  собеседнику  обратную  связь ­ слышит,  понимает,  обратную  связь дает  ситуативно. Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  групповых  заданий на  уроке,  положительно е одобрение  со стороны  взрослого. Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  групповых  заданий на  уроке, важно  положительно е одобрение,  больше  времени  отводить на  обратную  связь ­ не слышит, не  может дать  обратную связь  Наблюд ение  Методи ка  «Узор  под  диктовк у» Рекомендации: кон сультация  специалистов,  поощрения за  результат,  совместное  выполнение  задания с друзьями  по классу, изучение правил активного  слушания. 2 класс Коммуника ция как  кооперация Коммуника ция как  интериориза ция ­ осознанное  стремление к  сотрудничест ву.  ­  доброжелател ь­но идет на  контакт,  участвует в  совместном  решении  проблемы  (задачи) ­ участвует  выборочно в  диалоге.  ­  идет на  контакт,  когда уверен  в своих  знаниях Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке,  положительно е одобрение,  поддержка  активной  позиции в  диалоге. ­ обладает  хорошим  словарным  запасом и  активно  им  пользуется Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке, важно  положительно е одобрение,  выработка  активной  позиции в  диалоге. ­ читает,  высказывает  свои мысли по алгоритму. ­ усваивает  материал,  дает  обратную  связь  (пересказ,  рассказ) Участвовать в диалоге;  слушать и  понимать  других,  высказывать свою точку  зрения на  события,  поступки, выполняя  различные  роли в  группе,  сотрудничат ь в  совместном  решении  проблемы  (задачи). Оформлять  свои мысли  в устной и  письменной  речи с  учетом  своих  учебных и  жизненных  ситуаций.  Читать  вслух и про  себя тексты  ­ не идет на  контакт  (агрессивен или  пассивен) Рекомендации: кон сультация  специалистов,  коррекционные  занятия на развитие коммуникативных  навыков,  поощрения за  минимальный  результат,  совместное  выполнение  задания с друзьями  по классу.  ­ читает, но не  понимает  прочитанного, и не  может найти  нужных слов при  высказывание  обратной связи.  Наблюд ение Методи ка  «Рукави чки» Наблюд ение Рекомендации: кон сультация  специалистов,  коррекционные  занятия на развитие коммуникативных  навыков, важно  положительное  одобрение,  совместные задания с друзьями по  классу, изучение  правил активного  слушания.  ­ не хочет  участвовать в  диалоге. Наблюд ение ­ не слушает и не  понимает других. Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке,  учиться по  алгоритму  составлять  небольшие  сообщения,  важно  положительно е одобрение,  больше  времени  отводить на  обратную  связь ­ понимает  смысл  высказываний  других людей, но  испытывает  трудности  при  выражении  обратной  связи.  ­ ведомый  учебников,  других  художестве нных и  научно­ популярных книг,  понимать  прочитанное .     Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке  (пересказ,  рассказ),  учиться по  алгоритму  составлять  небольшие  сообщения,  положительно е одобрение  со стороны  взрослого. Участвовать в диалоге;  слушать и  понимать  других,  высказывать свою точку  зрения на  события,  поступки. Участвовать в работе  группы,  распределят ь роли,  договариват ­ активно  принимает  участие в  работе  группы,  умеет  договариватьс я с другими  людьми, ­ понимает  смысл  высказываний  других людей  и выражает  свою точку  зрения.  3 класс Коммуника ция как  кооперация Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке (в парах и группах),  важно  положительно е одобрение,  выработка  активной  позиции в  диалоге,  привлекать к  участию в  дебатах,  дискуссиях ­ читает,  высказывает  свои мысли,  но с помощью  алгоритма. Рекомендации: кон сультация  специалистов,  коррекционные  занятия на развитие коммуникативных  навыков,  поощрения за  минимальный  результат,  совместные задания с одноклассниками  (в парах и  группах).  ­молчит, не может  оформить свои  мысли Наблюд ение ­читает, но не  понимает  прочитанного ься друг с  другом.    Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке (в парах и группах),  участие в  дискуссиях,  дебатах и т.д.  Коммуника ция как  интериориза ция Оформлять  свои мысли  в устной и  письменной  речи с  учетом  своих  учебных и  жизненных  ситуаций.  Читать  вслух и про  себя тексты  ­ владеет  большим  словарным  запасом  и  активно им  пользуется. ­ усваивает  материал,  дает  обратную  связь  (пересказ,  рассказ) Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке  (пересказ,  рассказ  соседу по  парте),  привлекать к  составлению  рефератов,  докладов,  (по алгоритму),  привлечение  к  участию в  литературных конкурсах   ­ ситуативно  отстаивает  свою точку  зрения, не  всегда вежлив и тактичен. ­ слушает, но  не всегда дает обратную  связь учебников,  других  художестве нных и  научно­ популярных книг,  понимать  прочитанное .     Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке  (пересказ,  рассказ  соседу по  парте),  положительно е одобрение,  составление  рефератов,  докладов,  участие в  литературных конкурсах Отстаивать  свою точку  зрения,  соблюдая  правила  речевого  этикета и  дискуссион ной  культуры Понимать  точку  ­ отстаивает  свою точку  зрения,  вежлив,  тактичен,  доброжелател ен. ­ умеет  слушать и  слышать, дает обратную  связь Рекомендации: кон сультация  специалистов,  учить  высказыванию  своих мыслей по  алгоритму, важно  положительное  одобрение,  совместные задания с одноклассниками. ­ пассивен или  агрессивен. ­ молчит,  игнорирует другого человека Наблюд ение Коммуника ция как  интеракция зрения  другого.    Рекомендации :   продолжение  изучения  правил  речевого  этикета,  проведение  групповых  заданий на  уроке,  положительно е одобрение. Рекомендации :   продолжение  изучения  правил  речевого  этикета,  проведение  групповых  заданий на  уроке,  положительно е одобрение. Рекомендации: кон сультация  специалистов,  изучение речевого  этикета и правил  позитивного  общения,  поощрения за  результат,  совместные задания с одноклассниками. 4 класс Коммуника ция как  кооперация Умение  договариват ься,  находить  общее  решение.  Умение  аргументир овать свое  предложени е, убеждать  и уступать. Способност ь сохранять  доброжелат ельное  отношение  друг к другу ­ умеет  договариватьс я,  находить  общее  решение, ­ умеет  аргументиров ать свое  предложение,  убеждать и  уступать. ­  владеет  адекватными  выходами из  конфликта. ­ всегда  предоставляе т помощь. Задание  «Совмес тная  сортиро вка» ­ не всегда  может  договориться. ­не может и не  хочет  договариваться. Наблюд ение ­пассивен или  агрессивен.  ­ не предоставляет  помощь.  ­ не всегда  может  сохранить  доброжелател ьность.  ­  предоставляе т помощь  только  близким,  знакомым. Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке (в парах и группах),  положительно е одобрение,  выступление  на школьных  конференциях , олимпиадах. Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке (в парах и группах),  важно  положительно е одобрение,  выработка  активной  позиции при  общении. ­ имеет  богатый  словарный  запас и  активно  им  пользуется,  бегло читает, ­читает, но  понимает  смысл  прочитанного  с помощью  наводящих  вопросов, Рекомендации: кон сультация  специалистов,  поощрения за  минимальный  результат,  совместные задания с одноклассниками  (в парах и группах), выработка  активной позиции  при общении.,  продолжение  коррекционных  занятий по  развитию  коммуникативных  навыков ­молчит, не может  оформить свои  мысли ­читает, но ни  понимает  прочитанного ­ высказывает  свои мысли по алгоритму ­ усваивает  материал,  дает  обратную  связь  (пересказ,  рассказ) в ситуации  конфликта  интересов. Взаимоконт роль и  взаимопомо щь по ходу  выполнения  задания.   Оформлять  свои мысли  в устной и  письменной  речи с  учетом  своих  учебных и  жизненных  ситуаций.  Читать  вслух и про  себя тексты  учебников,  Коммуника ция как  интериориза ция Наблюд ение  Задание «Дорога к дому» Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке  (пересказ,  рассказ  соседу по  парте),  положительно е одобрение,  составление  рефератов,  докладов,  участие в  литературных конкурсах. ­различает и  понимает  различные  позиции  другого, дает  обратную  связь,  проявляет  доброжелател ьность.    Рекомендации :  поддержка  и развитие  коммуникатив ных навыков,  проведение  совместных  заданий на  уроке  (пересказ,  рассказ  соседу по  парте),  привлекать к  составлению  рефератов,  докладов,  (по алгоритму),  привлечение  к  участию в  литературных конкурсах ­понимает  различные  позиции  других людей, но не всегда  проявляет  доброжелател ьность,   дает  обратную  связь, когда  уверен в  своих  знаниях.   других  художестве нных и  научно­ популярных книг,  понимать  прочитанное .     Понимание  возможност и различных позиций и  точек  зрения на  какой­либо  предмет или вопрос. Уважение  позиции  других  людей,  отличную от Рекомендации: кон сультация  специалистов,  учить  высказыванию  своих мыслей по  алгоритму, важно  положительное  одобрение,  совместные задания с одноклассниками. ­редко понимает и  принимает позицию других людей,  считая свое мнение  единственно  верным.  Наблюд ение  Методи ка «Кто  прав?»  Коммуника ция как  интеракция собственной . Учет разных мнений и  умение  обосновать  собственное .   Рекомендации :   продолжение  изучения  правил  речевого  этикета,  проведение  групповых  заданий на  уроке, умение презентовать  себя, участие  в диспутах и  дебатах  городского  уровня Рекомендации :   Продолжение  изучения  правил  речевого  этикета,  проведение  групповых  заданий на  уроке, умение презентовать  себя, участие  в диспутах и  дебатах  городского  уровня Рекомендации: кон сультация  специалистов  (умение  контролировать  свои эмоции),  изучение речевого  этикета и правил  позитивного  общения,  поощрения за  результат,  совместные задания с одноклассниками. Для развития коммуникативных способностей нужно:     постараться   создать   в   классе   атмосферу   взаимной   доброжелательности   и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе; стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе; используйте   в   работе   с   детьми   коллективные   игры,   развивающие   мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах; проводите  беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.

Формирование коммуникативных УУД у младших шк.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019