Доклад на тему «История казачества России. Веяние времени»

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена Доклад на тему «История казачества России. Веяние времени» По истории казачества написано много книг, одни раскрывают происхождение и смысл слов казак и казачество, другие посвящены традициям казаков, современные авторы уделяют много внимания роли возрождения традиции казачества для воспитания нынешнего поколения.По истории казачества написано много книг, одни раскрывают происхождение и смысл слов казак и казачество, другие посвящены традициям казаков, современные авторы уделяют много внимания роли возрождения традиции казачества для воспитания нынешнего поколения.
Иконка файла материала 729667259.docx
Доклад на тему      «История  казачества России. Веяние времени»                                               По   истории   казачества   написано   много   книг,   одни   раскрывают   происхождение   и смысл слов казак и казачество, другие посвящены традициям казаков, современные авторы   уделяют   много   внимания   роли   возрождения   традиции   казачества   для воспитания нынешнего поколения.   Происхождение казачества и время его появления на исторической арене вплоть до настоящего времени полностью не выяснено. Большинство исследователей считают, что   в     формировании   казачества   участвовали   представители   самых   разных народностей, но преобладали славяне. С   точки зрения этнографиипервые казаки разделялись  на украинских и   русских, по  месту их возникновения.  Среди и тех и других   можно   выделить   вольных   и   служилых   казаков.   На   Украине   вольное казачество   было   представлено   Запорожской   Сечью   (просуществовало   до   1775),  а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско­ Литовском   государстве.   Русские   служилые   казаки   (городовые,   полковые   и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям   по   прибору» (стрельцы,  пушкари),  но   в   отличие   от   них   имели   станичную организацию   и   выборную   систему   военного   управления.   В   таком   виде   они просуществовали  до  начала XVIII века.  Первая  община русских  вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад. Первые   общины   вольных   казаков   являлись   по­настоящему   демократическими общественными образованиями. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание   мужского   населения   (круг,   рада).     Основополагающими   принципами   их внутренней   организации   являлись   личная   свобода   всех   их   членов,   социальное равенство,   взаимное   уважение,  возможность   каждого   казака   открыто   высказывать свое   мнение   на   казачьем   круге,   являвшемся   высшим   властно­управленческим органом казачьей общины, избирать и быть избранным высшим должностным лицом, атаманом, который был первым среди равных. Светлые принципы свободы, равенства и   братства   в   ранних   казачьих   общественных   образованиях   были   явлениями всеобщими, традиционными.Но   стечением   времени   казаки   включаются   в   общую   систему   государственного управления страны. Одновременно происходит и процесс полного законодательного оформления специфических прав и обязанностей казаков и их особой социальной функции.Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявлял терпение и стремился подчинить его своей   власти.   Из   добровольных   союзников   казаки   превратились   в   российских подданных. С включением юго­восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои   демократические   права   и   завоевания.   С   XVIII   века   государство   постоянно регламентировало   жизнь   казачьих   областей,  модернизировало   в   нужном   для   себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи. Продолжал   активно   идти   и   процесс   организационного   оформления   высших государственных   управленческих   структур,   в   ведении   которых   находились   все казачьи войска страны. Формально атаманом всех казачьих войск страны с 1827 года считался наследник престола. К началу XX века в казачьих войсках окончательно сложилась довольно стройная структура   органов   высшего   управления   и   местного   самоуправления.   Высшим должностным лицом в каждом казачьем войске являлся назначаемый императором войсковой наказной атаман (в казачьих войсках восточных территорий России — просто наказной атаман.) В его руках находилась высшая военная и гражданская власть на территории войска.     Будучи защитниками русских границ, казаки принимали активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России.Казаки особенно отличились  в русско­турецких   войнах   XVII—XVIII   вв.,   Семилетней   войне   (1756—1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813—1814), Кавказской войне (1817—1864), Крымской войне (1853—1856), Русско­турецкой войне (1877—1878) и в Первой мировой войне. В этот период казачество выставило свыше 8 тыс. офицеров и 360 тыс. нижних чинов. Казачество поголовно участвовало в Гражданской войне, испытало на себе процесс  расказачивания.  Расказ чивание  —   политика,   проводившаяся   большевиками в   ходе Гражданской войны,   и   в   первые   десятилетия   после   неё,   направленная   на   лишение   казачества самостоятельных   политических   и   военных   прав,   ликвидацию казачества как социальной, культурной общности, сословия Российского государства. Политика расказачивания вылилась в итоге в массовый   террор и репрессии против казаков, выражавшиеся в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на   казаков.   В   процессе   расказачивания   также проводились реквизиции домашнего   скота   и   сельскохозяйственной   продукции, аапереселение   бедняков   из   числа   иногородних   на   земли,   ранее   принадлежавшие казакам. Расказачивание как явление историки рассматривают двояко. Во­первых, широко как естественно­исторический   цивилизационный   процесс   десословизации   казаков   и интеграции   их   в   общегражданскую   жизнь.   Во­вторых,   узко   как   борьбу большевистского   руководства   с   инакомыслящими   и   “инакоживущими”   в   годы Гражданской   войны.   В   итоге,в   результате   реализации   политики   «расказачивания» казачества как сословия не существовало, не сложилось до конца казачество и как особый субэтнос русского народа.  Меняется   время,   меняются   люди,   меняются   ценности   и   перед   обществом   вновь возникает необходимость возрождения казачества, как особого сословия.  В  первой половине девяностых было массовое движение снизу, тогда широкие массы видели в казачьем движении значимую духовную и социальную основу, способную дать   людям   нравственные   и   ценностные   ориентиры.   Начавшийся   в   то   время, стихийный   процесс   возрождения   казачества,   характеризовался   массовым энтузиазмом и широкой поддержкой населения. Но не  только «снизу» люди осознали необходимость процесса возрождения традиции казачество, но и «наверху». 15 июня 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации   закона   Российской   Федерации   „О   реабилитации   репрессированных народов“   в   отношении   казачества»,   постановивший   «осудить   проводившуюся партийно­государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества   и   его   отдельных   представителей   в   целях   его   реабилитации   как исторически сложившейся культурно­этнической общности людей».  А уже, 9 августа 1995 года Указом Президента Российской Федерации № 835 было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Современное российское казачество являет собой сознательную и действенную часть нации,   для   которой   воспитание   высоконравственной   патриотической   личности, строительство   гармоничного   общества   и   мощного   государства   предстают первостепенными задачами развития страны.     Сохраняя, развивая и распространяя свои   ценности,   современное   российское   казачество     способствует   формированию национальной   безопасности   России,   содействует   ее   устойчивому   развитию, патриотическому     По   своему   содержанию   ценности казачества   представляют   стратегически   значимые   ценности   общероссийского масштаба. Их изучение и освоение должно стать важной государственной  задачей.  Общественная организация, быт, культура, идеология, фольклор казачества всегда отличались   от   порядков,   сложившихся   в   российском   обществе.   Сама   казачья культура обусловлена спецификой военного уклада жизни.  Наполненная  энергией, она   способна   сплачивать   народ,   передавая   ему     свою   живительную   силу.   Идеал   воспитанию   молодежи.мужчины­воина –  защитника отечества, земли родной и очага – запечатлен в казачьих песнях. Складывавшиеся веками военные традиции были прекрасным историческим примером, а  фигура казака служила образцом чрезвычайно высоко ценимого во всем мире типа воина. Центром возрождения традиций казачества стала и наша  школа, которая получила статус   казачьей.   В   настоящее   время   работа   в   школе   строится   на   возрождении традиций   казачества,   учащиеся     и   педагоги   принимают   активное   участие   в реализации этой цели.  Таким   образом,   казаки   ­   древний   этнос   с   богатым   историческим   прошлым.   Они всегда были преданы своей родной земле. Куда бы военная судьба ни забрасывала казака, он всегда возвращался на свою родную землю. В настоящее  время проблема казачества   и   его   культуры   привлекает   к   себе   серьезное   внимание   в   связи   с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества,   особенно   в   регионах,   которые   связаны   с   историческим   расселением казаков.   Поэтому,   особую   актуальность   приобретают   вопросы,   связанные   с изучением   истоков,   места   и   роли   культурных   традиций   казачества   в   культуре   и воспитании современной молодежи.