Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
музыка
Взрослым
09.01.2019
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»Образование – важнейшее из земных благ, если оно высокого качества.
Иначе оно просто бесполезно» Р. Киплинг
Главная цель сегодняшней системы образования — это воспитание свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Сегодня необходимо в каждой школе обеспечить личностно ориентированное образование, то есть изменить его сущность в целом. Качественное образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Сегодня можно выделить три основных аспекта влияния образования на жизнь в нашей стране: – образование как практика социализации и воспитания;
– образование как система дифференцированных образовательных услуг с усилением индивидуализации;
Доклад на пед сов качест образов ресур.doc
Доклад «Качественное образование – ресурс устойчивого развития
общества»
Образование – важнейшее из земных благ, если оно высокого качества.
Иначе оно просто бесполезно» Р. Киплинг
Главная цель сегодняшней системы образования — это воспитание
свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в
коллективе и обществе. Сегодня необходимо в каждой школе обеспечить
личностно ориентированное образование, то есть изменить его сущность в
целом. Качественное образование – это, прежде всего становление человека,
обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности,
духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит
помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня
очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в
человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и
согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Сегодня можно
выделить три основных аспекта влияния образования на жизнь в нашей стране:
– образование как практика социализации и воспитания;
– образование как система дифференцированных образовательных услуг с
усилением индивидуализации;
– образование как механизм формирования общественной жизни в социуме
школы. Для школы возникает очень важная цель – подготовить не отдельных
элитных учащихся к жизни, обеспечить качественную жизнь всем, помочь
осуществить свое жизненное и профессиональное самоопределение,
обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности,
способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые
социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Основными
задачами качественного образования являются: разработка на основе
базисного и регионального стандартов новых педагогических технологий,
обеспечивающих дифференциацию обучения и развития личности с учетом
индивидуальных, культурных и национальных особенностей учащихся;
обеспечение приоритета интересов личности, гуманизации образования;
развитие демократизации образования через многообразие его форм;
обеспечение нормативноправовой базы образования. Самой главной
ценностью качества образования должна стать его индивидуализация. Индивидуализация образования – это подход к ребенку и педагогу как к
индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для
становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога. Сегодня
содержание образования – величайшая ценность и показатель его качества. Не
менее важным приоритетом качества образования является его
стандартизация. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества
образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От
того, как и какими технологиями обучения и учения школьников владеет
педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от
тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и
обучаемости школьников. И здесь главной является педагогическая помощь и
поддержка. Поддержка основывается на трех принципах педагогической
деятельности по Ш.А. Амонашвили: 1) знать и любить детей; 2) очеловечивать
среду, в которой они живут; 3) проживать в ребенке свое детство. Предметом
педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком
определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей
преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить
человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в
обучении, самовоспитании, общении. Главное сегодня – это вернуть закон
активного учения в школу. Как это сделать? Педагог должен четко
представить различие между обучением и учением, стремиться создавать
условия для успешного учения, целью которого есть – формирование системы
знаний, умений, навыков, отвечающих существующим нормам и потребностям
ученика (в отличие от цели обучения – формирование системы знаний,
умений, навыков в соответствии с заданными стандартами, нормативными
документами). Основным стержнем современной образовательной политики
является обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация
образования. Из системы, обеспечивающей интересы тоталитарного
государства, образование превращается в систему, удовлетворяющую
интересы обучающихся, семьи, различных общественных групп, объединений.
Для этого необходимо: обеспечить гарантии прав граждан на получение
образования по выбору с учетом интересов, склонностей, способностей
учащихся и их состояния здоровья; сохранить единое образовательное
пространство; изменить содержание образования – сделать его личностно
ориентированным – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие
личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как
субъекта познания и предметной деятельности. Личностноориентированное образование не занимается формирование личности с заданными свойствами,
а создает условие для полноценного проявления и, соответственно, развития
личностных функций субъекта образовательного процесса. Одним из
решающих факторов в процессе самоопределения ребенка – создание
культурного пространства школы (культурная среда обучения и
преподавания, воспитания, традиции школы, дизайнсреда, оформление
школы, общение детей и взрослых, среда семьи, среда дополнительного
образования – кружки, секции, художественной жизни школы – театры, музеи
и т.д. Только такая многообразная личностноориентированная культурная
среда школы будет способствовать развитию высокоинтеллектуальной и
нравственной зрелости личности. Проблема качества образования стоит
сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих
давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо
традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное
развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту
проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все
субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества
образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и
преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).
Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное
образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана,
качественных учебников и методических пособий. При использовании в
образовательном контексте понятия «качество» последнему часто
приписывают различные значения. Так, для педагогов оно может означать
наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными
материалами, для учащихся соотносится с жизненной позицией, умениями и
навыками. Для родителей связано с развитием индивидуальности их детей.
Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение
качественного образования просто невозможно: 1) квалифицированный
педагогический состав; 2) наличие современного учебного оборудования,
средств обучения, применение новых педагогических технологий; 3)
существование благоприятных условий для обучения ;4) благоприятная среда
общения со сверстниками. Каждому из нас хочется работать качественно.
Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. А
что подразумевают под «Качественным образованием» основные участники
учебного процесса? Для учащихся хорошее качество образования связано, в
первую очередь: • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ; • с
возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели,
поставленной в жизни; • с дополнительным знанием, обучением, пониманием
предметов; • с возможностями получения качественных, разносторонних
знаний для поступления в ВУЗ; • с глубокими прочными знаниями по всем
предметам; Для родителей: • с получением знаний, умений и навыков,
которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться
уважения окружающих его людей; • со знанием предметов, с хорошим
оснащением школы, с профессионализмом педагогов; • с умением учащихся
применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей
своим предметом; Что же такое «качество образования» сегодня? Сегодня
это «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая
задача и направление деятельности внутришкольного управления;
совокупность существенных свойств и характеристик результатов
образования, способных удовлетворить потребности самих школьников,
общества, заказчиков на образование». «Качество образования это
соотношение цели и результата...». Результат образования определяется его
целями. Что можно сегодня считать целями образования? Истинное
современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я»
человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано
обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого.
Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей
начавшегося столетия. Отсюда главную задачу образования можно
сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке
его генетических способностей (возможностей), развивать у людей
рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями
современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться
максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся
природной ситуации. Стратегия современного образования заключается в том,
чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои
таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность
реализации своих личных планов. К реализации концепции образования на
протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой
целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на
следующие основания: • научиться познавать; • научиться делать; • научиться
жить вместе; • научиться жить в ладу с самим собою. Собственно говоря, эти
основы и являются целями современного образования. Раскроем компоненты этих целей образования. • Помочь учащимся научиться познавать
окружающий мир. Задача научиться познавать давно стала составной в
системе задач образовательных учреждений. Необходимо создавать условия
для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и
овладению исследовательскими умениями. • Помочь учащимся научиться
работать (действовать). Другой основой развития образования является
решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью
совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности:
приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными
ситуациями (в том числе и непредвиденными). Прежде всего, следует
научиться использовать знания на практике, применять их к решению
теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у
школьников системного, креативного мышления• Помочь учащимся научиться
жить вместе еще одна цель современного образования. Важно научиться
жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека,
отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже
в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить
вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи
исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство
понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность,
умения предупреждать и снимать конфликты. Основополагающим в
коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек
является ценностью. Именно это, на наш взгляд позволяет принять другого.
Как часто в повседневной жизни мы слышим, что самым важным во
взаимодействии людей является понимание друг друга. Но это понимание
никогда не состоится, если мы не принимаем этого другого. Прежде всего,
должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в
последующем и услышим его и, конечно, же, сможем понять его. • Еще одна
очень важнейшая основа развития образовательного процесса состоит в том,
чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности. Чтобы
научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать
в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании,
духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления,
эстетических чувств, физических возможностей. Сейчас важнейшей задачей
является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик
может построить траекторию своего развития. Естественно, что выделенные
цели образования требуют определения основного пути развития массовой школы и всей системы образования. «Школа это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая
индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой
через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды
создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на
основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной
образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных
интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных
установок
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Доклад на тему: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.