Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
история
Взрослым
03.03.2018
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами» может быть интересной и полезной учителям для подготовки к выступлению на методических или педагогических советах, а также для самообразования учителя. В статье описаны современные образовательные технологии и инновационные методы обучения на уроках истории.
доклад методика демонстрации эфективной работы со студентами.doc
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение московской области
«профессиональный колледж «Московия»
Доклад на тему:
«Методика демонстрации эффективной
работы со студентами»
Преподаватель истории: Костин А.В. Инновационные методы обучения на уроках истории
Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово педагогическим
движением. Так, например, уже во второй половине 1980х гг. XX в. существовала
«педагогика сотрудничества», «движение учителей новаторов».
Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим
обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация»,
«инновационный процесс».
Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как
учить, решается принципиально поразному в зависимости от того, какие психолого
педагогические представления берутся за основу.
Особенности традиционной и инновационной педагогики
Традиционная,
Инновационная,
«знаниевая» педагогика
«способностная» педагогика
2
3
1
Цель
Знания – репродуктивная
Проблемная деятельность –
Формирование знаний, умений,
навыков
«Школа памяти»
«Делай как я»
Авторитарность,
монологичность, закрытость
Интегральная
Преобладающий Субъектобъектный
Девиз педагога
Краткая
характеристика
стиля
взаимодействия
Формы
организации
образовательного
процесса
Методы обучения Иллюстративнообъясни
тельные, информационные
Фронтальные,
индивидуальные
«Продавливание»
Репродуктивный,
воспроизводящий
Ведущий принцип
Ведущий тип
деятельности,
осваиваемый
учеником
«Формула
Развитие личности
«Школа развития»
Субъектсубъектный
«Не навреди»
Демократичность, диало
гичность, открытость,
рефлексивность
Групповые, коллективные
Проблемные: 1) проблемного
изложения, 2) частичнопо
исковый, 3) эвристический, 4)
исследовательский
«Выращивание»
Продуктивный, творческий,
проблемный обучения»
Способы усвоения Заучивание, деятельность по
деятельность
Функции учителя Носитель информации,
алгоритму
хранитель норм и традиций,
пропагандист предметно
дисциплинарных знаний
Позиция студента Пассивность, отсутствие
интереса к учебной
деятельности и мотива к
личностному росту у
значительной части учащихся
рефлексия – знания
Поисковая мыслительная
деятельность, рефлексия
Организатор сотрудничества,
консультант, управляющий
поисковой работой учащихся,
консультант
Активность, наличие мотива к
самосовершенствованию и
интереса к учебной
деятельности у значительной
части учащихся
Какие же подходы наиболее применимы в педагогике развития?
Проблемнопоисковый подход.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». В
рамках этого подхода студент должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства,
способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.
Формы организации учебного пространства – коллективные: парное, микрогрупповое,
бригадное (групповое), межгрупповое – взаимодействия.
Ключевые понятия проблемнопоискового подхода – проблемная ситуация, учебная
проблема, творческая задача.
Средством управления мышлением учащегося становятся проблемные вопросы, которые
указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.
Этот метод я стараюсь применить в своей работе при изучении нового материала, когда
идет знакомство, например, с развитием культуры определенного периода и студентам,
работающим в парах или в группах, дается задание найти новые черты в живописи,
архитектуре, в быту по сравнению с предыдущим периодом и подумать, что повлияло на
это. После чего идет обсуждение. Здесь очень важно создать проблемную ситуацию в
рамках темы:
Поставив перед студентами проблему, можно предложить провести уроки в двух формах:
либо урокдиспут, либо урокдискуссия.
Урокдиспут в настоящее время является одной из самых распространенных форм
интерактивного обучения, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых
жизненных навыков. Вопервых, это коммуникативные умения, с помощью которых у
ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к
способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и
одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно
к истории форма урокадиспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание
предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урокдиспут также
выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен
усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить
оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.
Данный урок требует тщательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со
стороны студентов. От преподавателя требуется подробно освятить тему, подобрать исторический материал, посоветовать учащимся для прочтения дополнительную
литературу.
Подготовка и проведение урокадиспута может включать в себя следующее:
1) Огласить тезис . Например, на уроке обществознания по теме «Право мыслить и верить
свободно» предлагается тезис «Что такое вера и нужна ли религия в современном мире»
2) Выбрать двух ведущих
3) Разбить группу на две подгруппы: сторонников и противников тезиса
4) Дать всем задание подобрать факты в пользу или опровержение тезиса. Студенты заранее
готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев,
знакомых и близких ( в последнем случае не раскрывая их имен)
5) Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих
сторонников
6) Выбрать двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за
использованием непозволительных приемов.
Коммуникативный подход.
Коммуникативный подход к организации учебного процесса в истории педагогики
известен еще и как дискуссионный.
Урокдискуссия также относиться к категории
интерактивных форм обучения в рамках проблемного метода. Он предполагает создание
особого пространства учебной деятельности, в котором студент активно включается в
коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения; выслушивает и
пытается понять альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в
диалоге; ведет поиск оснований для общей позиции.
Позиция преподавателя – организатор коммуникации, управляющий дискуссией.
Основные виды деятельности студента: высказывает и защищает свою позицию, понимает
и конструктивно критикует другую, ищет истину.
Дискуссия может быть эффективным способом не только учебной, но и воспитательной
работы в образовательном учреждении, так как именно в ней заложены огромные
возможности, позволяющие с помощью яркого, образного слова дойти до сознания человека,
помочь осмыслить свои поступки их возможные последствия.
В учебном материале по истории отведено место дискуссиям по разным проблемам.
Так, например, «Дискуссия о месте и роли Петровских реформ в истории России».
Обсуждая реформы Петра I, неминуемо подходим к рассмотрению личности государя
– императора. В связи с этим даю задание охарактеризовать личность Петра Великого.
Поразмышлять над тем. В чем проявилась противоречивость этого человека? Ребята
также высказывают свое мнение о роли Петра I в истории России.
Обсуждаем со ребятами на уроке и нравственные проблемы в форме дискуссии:
например: оцените действия Александра Невского, князя полководца, прославившегося в
битве со шведами и немецкими рыцарями, когда он помогает хану из Золотой Орды
усмирить новгородцев. Тогда ребята стараются рассмотреть ситуацию с разных сторон,
высказать свое мнение и прийти к какомуто решению.
Обсуждение нравственных проблем проходит и во внеурочное время, в воспитательном
процессе. Когда разбираем сложную ситуацию в поведении ребят, их отношение к
предмету, учителям, взаимоотношения с друг другом. Тогда выявляется уровень
нравственного развития участников дискуссии, и когда в конкретной ситуации ребятам
необходимо сделать нравственный выбор, сделать для себя вывод. И когда ребята осознают последствия того или иного поведения, приемлемого как для собственного «я», так
и для окружающих.
Развивающее обучение включает в себя и игровой метод.
Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной
деятельности, в котором студент решает жизненно важные проблемы и реальные затруднения,
«проживая» их в учебном процессе. Организация учебного процесса строится на применении
принципа имитации реальной деятельности, в которой моделируется кризис.
Ключевые понятия игрового подхода: модель кризисной ситуации, роль (позиция),
правила (условия) взаимодействия.
Элементы игры я стараюсь включить на разных уроках, а также во внеурочных
мероприятиях. Например, на внеурочном мероприятии по праву разыгрывали и обсуждали
с ребятами ситуацию об административных нарушениях и ответственности по ним.
В последнее время в научнопедагогических кругах, связанных со средним
образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у студентов.
Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в
новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык,
приобретенный в СПО, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Уже в самом понятии «исследование» заложено представление о способности личности
сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных
навыках, требуемых от исследователя.
Продвигаясь в исследовании, студент делает проверку и оценку своего текущего
интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками
информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из
имеющегося информационного массива.
На уроках использую разные приемы исследовательской работы:
задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий
(составляем с ребятами сравнительные таблицы, анализируем диаграммы)
Учимся конспектировать, составлять план текста
Студенты готовят разовые доклады, сообщения, рефераты, презентации
Принимают участие в подготовке предметных недель, олимпиад.
Использованию информационных
технологий на уроках истории отводится
немаловажная роль.
Здесь важно понять, что компьютер не заменит учителя. Он был и будет основным лицом
на уроке. Компьютер это составляющая часть урока. На уроке использую готовые
компакт – диски в настоящие время их достаточно много и разных направленностей. А
также использую
1. Электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и Мелодия,
Энциклопедия Аванта+, Энциклопедия история России 862 – 1917 гг. и т.д.)
2. Репетиторы – контролеры – выявляют уровень знаний учащихся с помощью
тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам
3. Компьютерные учебники – в них заложен принцип «включай и работай»; содержат
иллюстративный материал, анимацию, дополнительный материал к факультативам,
биографические справки, словарь. Использование таких учебников удобно еще и тем,
что они подходят к печатным аналогам любых авторов (История России 20 в. – авторы
В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков) 4. Мультмедиапрезентация, которая создается учителем в программе PowerPoint с
опорой на собственные критерии, задачи и ход урока.
5. Интернет – ресурс.
Информационные технологии
инновационными технологиями.
хорошо применяются и сочетается со всеми
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Доклад на тему: «Методика демонстрации эффективной работы со студентами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.